Урок по искусству (ИЗО) в 5 классе на тему: «Древние образы в народном искусстве»
Технологическая карта урока
Предмет: искусство (ИЗО)
Учитель: Червякова Жанна Васильевна
Класс: 5 класс
Авторы программы: Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. ПитерскихУрок №1 согласно календарно-тематическому планированию
Тема: «Древние образы в народном искусстве»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель урока:
- познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей.
- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.
- воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Задача: выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Методы и методические приёмы:
Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: учебно-производственный труд
Основное содержание темы, понятия, термины Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.
Вид используемых ИКТ: презентация «Русская народная вышивка».
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Бумага, акварель.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Формируемые умения
(УУД) Промежуточный контроль
I этап. Организационный момент Беседа Здравствуйте, ребята! В этом учебном году мы с вами приобщимся к тайнам декоративно-прикладное искусства. Это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. Значит, важно его знать и понимать. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Человек познает мир не только умом, но и руками. И главное – сердцем!
Какая тема урока отсюда следует? Как будет звучать цель нашего урока? Какие задачи мы перед собой поставим? Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Отвечают, высказывают свое мнение.
Дети высказывают своѐ мнение в ответах на заданные вопросы учителя. Ученики размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока. Фронтальная Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.
Личностные: стремятся хорошо учиться. Устные ответы
II. Изучение нового материала Объяснитель-но-иллюстра-тивный.
Беседа о декоративно-прикладном искусстве:
ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.
Беседа (с показом презентации) о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении цвета. Беседа о значении образов в жизни крестьянина.
1.Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».
2.Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.
Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о древних образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина.
Фронтальная работа. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала.
Коммуникативные: планируют способы взаимодействия, выражают свои мысли, формулируют и аргументируют свое мнение.
Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; получают представление о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. Регулятивные: планируют свою деятельность; определяют способы достижения своей цели. Устные ответы
III. Творческая практическая деятельность. Практический.
Задание: выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птиц). Изображение по выбору древо жизни, мать-земля, птиц Предметные:
- владеют художественными материалами
-соблюдают пропорции.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализируют правильность выполнения задания;
-осуществляют самоконтроль;
познавательные:
- проводят анализ своей творческой деятельности;
-проводят сравнение объясняя его критерии;
Коммуникативные:
слушают и понимают речь других;
- умеют развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.
Рисунки
III.
Итоги урока.
Рефлексия. Выставка работ.
Беседа в форме «вопрос-ответ» Выставка работ учащихся.
Самооценка ученика
Задание на самооценку.
Подведите итог, закончив любое предложение…
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Я приобрел…
Я попробую…
Мне захотелось…
Беседа по вопросам:
-Что такое ДПИ?
Какие предметы относятся к ДПИ?
- Что относится к материалам ДПИ?
- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?
3. Заключительное слово учителя.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Коммуникативные: умеют выражать свои мысли.
Познавательные:
-общенаучные: умеют структурировать знания;
оценивают процесс и результат деятельности.
Регулятивные: оценка – выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозируют. Оценивание работ учащихся