урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: Древние образы в народном искусстве. Древо жизни
Урок изобразительного искусства в 5-м классе
"Древние образы в народном искусстве. Древо жизни"
Цели урока:
Образовательная: формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
Развивающая: развитие навыков работы в разных изобразительных техниках: рельефная лепка, «оригами», квиллинг, рисование;
Воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, к Родине, к её традициям и народной культуре.
Оборудование урока:для учителя:
Учебная таблица «Древо жизни в славянской мифологии»;
Инструкционные карты выполнения поделок в технике «оригами»;
Учебная таблица «Изображение Древа жизни в русских народных росписях»;
Иллюстрации к уроку.
Компьютерная презентация.
Репродукции И.И.Шишкина.
для учащихся: Кисти, краски, цветная бумага для бумажной пластики, иллюстрации изжурналов, ножницы, клей пластилин или цветное соленое тесто.
Словарь: Явь, Навь, Ирий, Стрибог.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Итак, проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке:Карандаш, альбом, тетрадки.Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь!
II. Вводная беседа.
Все мы привыкли к реальному окружающему миру, нам кажется, что мы почти все о нем знаем. И с каждым днем наука оставляет все меньше «белых пятен» для разгадывания тайн. Но так было не всегда. Давным-давно наши предки славяне не могли объяснить многие явления и тайны природы. А найти всему объяснения очень хотелось. Именно отсюда обилие у нашего народа сказок, былин, преданий
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке я расскажу вам старинную легенду, существовавшую у древних славян. В далекие при далекие времена летела по бескрайним космическим просторам таинственная «космическая птица». В нужный для неё момент она снесла яйцо, и полетела дальше. Долго ли коротко ли лежало яйцо и на самом желтке, как на земле, стал прорастать росток. Рос, рос, пока не уперся в скорлупу. А из этого ростка потом выросло огромное дерево. Так и появилась наша планета - земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей (ЯВЬ). Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых (НАВЬ). Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг
Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров.
Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, как могло называться такое дерево Древними славянами? (Варианты ответов, Дерево жизни). Молодцы ребята, именно так оно и называлось «Древо жизни».
III. Изучение нового материала. Учитель: На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба . Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий».
Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!»– Ребята, вспомните, где еще упоминается остров Буян?
Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. – Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.
- А кто по вашему мнению заселяет крону дерева? (Выслушать ответы) Учитель: В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях.
У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома).
У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки. - Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? (ответы учащихся)
IV. Актуализация знаний.
- Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где использовался образ мирового древа, древа жизни?
(Ответы детей)
В русских народных сказках, загадках, песнях нам встречаются яблони с золотыми листьями и плодами, дающими молодость; чудесная золотая сосна, на которой сидят райские птицы; дуб до самого неба.
В русских народных промыслах. Хохломская роспись, городецкая роспись, вышивка, резьба по дереву.
Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки.
русские народные пословицы и поговорки, связанные с деревом:– «Кто срубит дерево, того проклянут дети, кто посадит дерево – того похвалят внуки».– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком» - это гимн стойкости, жизнелюбию.
Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания
А вот представления современной художницы Жозефины Уолт
Учитель: Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни – высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?Ответы учащихся: почва для корней древа жизни каждого человека – семья, в которой он растет. – А что самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет?– Любовь.-Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы?– Знания.– Чувство долга.– Любовь к Родине.– Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения к вершинам познания. Каким бы вы хотели его увидеть и что, вы считаете, для этого нужно сделать? – Прямым, ровным, высоким,– Необходима стойкость, умение противостоять «жизненным ветрам».– На Камчатке растет каменная береза. Ствол ее причудливо изогнулся под сильными ветрами. Но мы любуемся ею: камчатские поэты воспели каменную березу в стихах, художники изображают на своих полотнах. Как вы думаете, почему?– Потому что, несмотря ни на что, дерево стремится вверх, к солнцу, к жизни, дает приют птицам, тень и укрытие от ветра – людям.– Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Как вы ее себе представляете?– Плоды – это результат жизни человека, то, что он оставит после себя, и чем смогут воспользоваться другие люди. Цветы – это его дети.– Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.
V. Физкультминутка.
Сегодня мы тоже объединим наши знания о преданиях славян, наши умения рисовать и нашу фантазию для создания творческих работ.
VI. Практическая работа.
Постановка художественной задачи урока. Работа индивидуальная - группа №1, , парная – группа №2, групповая – группа №3, коллективная – весь класс в конце урока.
Я предлагаю вам разделиться по группам в зависимости от рода деятельности выполнить творческую работу - создать образ «ДРЕВА ЖИЗНИ» нашего маленького коллектива т.е. класса, используя разные изобразительные техники
Индивидуальная работа: Надя за тонирует лист ватмана. Данил, нарисует солнце, звезды. Света выполнит в технике аппликация остров Буян, (Можно использовать мотивы хохломской, Городецкой, или другой известной вам росписи ).
2. Групповая работа. Группа №2. выполнит рельеф ствола дерева и веток из пластилина или соленого теста
3. Групповая работа. Группа № 3. Вам ребята необходимо обвести свою ладонь – левую, правую, какую хотите и нарисовать на ней свои ассоциации со словом «жизнь», ваши ладошки будут «листьями» на вашем дереве Мальчики, вы справитесь с этой работой?
4. . Групповая работа. Группа № 4. Работают в технике БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА (Любые виды: оригами, квиллинг, объемная аппликация т. д.) необходимо сделать птиц, цветы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1). контроль организации рабочего места; 2). Контроль правильности выполнения приемов работы; з). оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4). Контроль объема и качества выполненной работы.
Коллективная работа. А теперь ребята мы должны выполнить наше панно в технике Коллаж.
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно?
- Мне кажется, что у нас с вами пока получилась присказка :
А без присказки сказки что без полозьев салазки.
Начинается сказка, начинается побаска сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
Вот диво так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет песню заводит, вниз идет сказки сказывает.
Были тут две избушки, печки муравленые, потолки черных соболей, жили тут двенадцать богатырей.
Сидели Ермаки высокие колпаки, сидели Ермошки длинные ножки.
Стоял столб точеный, золоченый, на столбе птица синяя синица, красные перышки.
Летела сова веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела;
Далеко от нас была не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
А за урок все получают оценку отлично!
Всем спасибо!
Урок Изобразительного искусства в 5-м классе
"Роспись хохломская, словно колдовская"
Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись.
Задачи:
Образовательные: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи.
Воспитательные: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу.
Развивающаяся: развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.
Зрительный ряд: Презентация, видиоряд хохломской росписи.
Музыкальный ряд: русская народная музыка
Ход урока
Орг. момент.
Как за Волгой Яр хмель над кусточком вьется
Перевился Яр хмель
На нашу сторонку
Как на нашей сторонке
Житие пребогато
Серебряные листья ,цветы золотые.
Учитель: Ребята, мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.
-О каких серебряных листьях, золотых цветах идет речь вы догадались? (Постановка УЗ)
II.Сообщение темы урока.
Тема урока "Хохлома", сегодня мы познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи. А для этого нам необходимо побывать в Хохломе.
Эй спешите к нам скорее ,
Приходи честной народ
Веселиться начинаем,
Всех нас Хохлома зовет.
Изучение нового материала.
Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области. Ныне существует фабрика "хохломской художник" в селе Семино.
Учитель: А как же рождается красочная хохломская посуда?
Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.
Натирают серебристым порошком
Орнамент наносят масляной краской
После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)
Затем ставили в горячую печь - так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель показывает посуду. Она кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты.
Показ слайдов (под легкую музыку) посвященные хохломским элементам -по ходу чтения сказа.
Сказ о Хохломе.
Давным-давно лет 300 назад
В Заволжском селе небольшом
Жили крестьяне трудом богатые( об этом скажу я потом)
Крестьянину главное, что? Стены дома да печь.
Печь, что кормит, греет и лечь
На полатях можно ежили, что.
Умели тогда в старину, люди жито растить.
При малом достатке умели счастливыми быть.
Природу любили, и знали, и уважали.
За нею следили, творили-
Трудами потом своими восхищались.
Семью с пол зимы, чтоб прокормить,
Надо было внимательными людьми быть.
Вот и призадумался мужик как прожить зимушку не затужив!
Ночь наступила
В небе месяц взошел
А месяц похож был на серп
А серпом, как известно можно обрезать руки
И травою осокою тоже режутся руки
Ах, как все меж собою похожи
Подумал мужик и первый сделал мазок ( прорисовывается элемент осоки)
8а на утро дождь заморосил
Капля за каплей
Вот и еще схожесть за метилось вроде на листик чем- то похоже
Вот и другой мазок!
А когда на реке ветер гулял, он немного волны поднял
И настолько искривилась волна,
Что как будто сама попросилась она
И мужик, не задумываясь сразу ее, нарисовал
И кривую свою красиво киулем назвал.
А потом-
От увиденного, он обомлел!
Коль осочку и капельку воедино
Сложить
От криуля взять часть – усик или завиток.
То хороший и пышный можно кустик взрастить
И орнамента можно приблизить итог.
Он к подруге к своей подошел,
Говорит ей, так, мол и так
Погляди-ка ! выходит я не дурак!
И она обратила внимание,
Улыбнулась с хитринкой, с лавки взяла кузавок и шепнула
-сюда загляни-ка дружок!
Я сегодня по лесу возвращалась домой, солнца лучик играя, блеснул в кузов мой.
Засияли все ягодки, да и запахли все пахли все сладше!
-Милая! – коль мазком я сейчас оживлю твои ягодки вряд,
Так о промысле нашем все в округе заговорят
А в ответ учтиво отвечала она
-Кормит нас, одевает, украшает Земля!
Коль сумел та растительный выдумать чудный орнамент,
То не должно уменье такое пропасть.
Мы ковши все да ложки измажем сметаною , павом.
Да присушим в печи, смажем маслом, слудим серебром,
А потом золотыми распишем цветами,
Для симметрии усик с криулем загнем.
Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнечным блеском,
Да обсушим еще раз в печи,
Да закрепок сведем.
Вот тогда мы не только в Руси всем известны-
По всему миру с этой чудной посудой пойдем!
Сколько б не было промыслу лет
Мы же с вами сегодня
Хохломскую посуду повсюду узнаем друзья!
Вы поверти он чудный
Столь хорош он собою , что он не умрет никогда!
Сводит всех давно с ума
Золотая Хохлома! Сводит, но в хорошем смысле
Промысел народный сей
Редкой красотой своей
К чудесам искусств причислен
И дивится целый свет
Изумительным издельям
И шедеврам рукоделья, Конкурентов больше нет!
Актуализация знаний
В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:
I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.
II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.
- Ребята давайте узнаем, какие цвета предпочитают художники?
Цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.
Теперь познакомимся с элементами росписи.
Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому.
А где-то Кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды в небесном узоре
Еще характерен для всей Хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы!
Элементы хохломского орнамента.
Удивляя,Прорастая,Как-то праздно живаМолодая, непростая,Черно-красная трава,Листья, ягоды, цветыИ вдыхая красотуВходим в царство -В мир волшебной хохломы.
Учитель просит прорисовать в воздухе элементы травки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи, а именно узнали, что зародилось она в поселке Хохлома Нижегородской области, узнали, что при росписи используются 2 письма (верховое, фоновое), познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).
Ребята, закройте глаза, послушайте стихотворение и возможно поэтические образы помогут вам в работе
Удивляя,Прорастая,Как-то праздно живаМолодая, непростая,Черно-красная трава,Листья, ягоды, цветыИ вдыхая красотуВходим в царство -В мир волшебной хохломы.
V. Физкультминутка
VI. Практическая работы.
А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке.
VII. Дети расписывают шаблоны посуды.
VIII. Подведение итогов, выставление оценок.
У Иванушки-кудри желтые,
Кудри желтые по плечам лежат.
Ты расти ,расти ,кручина,
Зарастет моя печаль .
Ты не сохни и не вянь,
А все цветами расцветай.
Ходит голубь ,ходит голубь со голубушкой,
Как у Вани-голуба золотая голова, .
А у Мани ,у голубки-позолоченная
Посмотрите, как украсили ваши работы дом хозяйки Хохломы, сделали его ярче и красивее.
Ученику ,закончившему работу ,учитель предлагает продемонстрировать перед классом свою работу и прокомментировать ее. Высказать свои доводы по поводу сказанного учителем.
Наводящие вопросы:
1.Где вы могли раньше встретить эти узоры?
2 Что вы почувствовали, когда приобщились к миру «Золотой хохломы»?
3.Почему называют роспись «Золотой хохломой»?(Потому, что узоры светятся из глубины посуды как лучи солнца.)
4.Для чего я рассказываю о хохломе?(Для того ,чтобы мы стремились к красоте и не забывали о духовном наследии наших предков. Человек, который приобщен к миру искусства никогда не совершит в жизни плохих поступков, его мироощущение становится чувственным, он способен сопереживать другим. Ценящий и замечающий красоту излучает доброту и спокойствие
IX. Информация учащихся о домашнем задании. Рассмотреть дома посуду, зарисовать элементы.
Рисунок 9Описание: img-1Рисунок 11Описание: img-3viewer (1)viewer (7)Заголовок 115