Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему Конструкция головы человека и ее пропорции (6 класс).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Класс Дата
Предмет:
Учитель: Изобразительное искусство. Урок №18.
Кудрявцева Е.А. 6 Тема занятия № урока 18. Конструкция головы человека и ее пропорции.
Вид занятия Урок – практическая работа.
Цель занятия выполнить изображение конструкции головы человека, соблюдая пропорции.
Задачи:
-овладение средствами художественного изображения;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Планируемые результат Личностные
МетапредметныеПриобретать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
предметные Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.
Показатели оценки
результата Экспертная оценка результатов в процессе выполнения практического задания.
пятибалльная система оценивания.
Меж предметные связиПластическая анатомия
перспектива
Мировая художественная культура
История изобразительного искусства
Средства Оборудование и материалы: альбом, карандаши Т-3М
Зрительный ряд: Работы из методического фонда. Презенация « пропорции головы человека».Словарь терминов.
обучения Основная 1. Неменская Л.А.: Изобразительное искусство: искусство в жизни человека: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений под редакцией Неменского Б.М. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
литература 2. Сокольникова Н.М.: Изобразительное искусство: учебник для 5-8 кл.: Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996. – 96 с.
содержание занятия.
Тема: Конструкция головы человека и ее пропорции..№
этапа Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения Временная
регламентация
этапа
1 Организационный этап: 1 мин
- зрительное восприятие подготовки рабочих мест и посещаемости занятия; - психологический настрой класса на урок:
« Сегодня у нас интересный урок. Мы будем учиться рисовать голову человека.
2 Мотивационный момент: 2мин
- раскрытие значения рисования головы человека: Рисование с натуры является ведущим методом обучения и творческой практики реалистического искусства.
Работа над рисунком головы человека заключается не только в правильном изображении формы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.Поэтому, решая задачи учебного рисунка, одновременно необходимо развивать в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. - определение цели изучения темы:
Цель: Выполнить конструкцию головы человека. Учитывая пропорции. - вовлечение уч-ся в процесс постановки задач занятия:
Задачи на данное занятие:
1. Проанализировать конструкцию головы.
2. Выполнить рисунок головы человека..- Определение значения выполнения зарисовок головы натурщиков в различных поворотах: Краткосрочные рисунки головы могут быть крупного размера, но значительно меньше натуры.
Приступая к работе над первыми зарисовками головы, определяют общую форму и ее пропорции. 3. Объяснение учебного материала с использованием презентации. 11мин
3.1
Рисунки лиц людей, портреты - это самый сложный вид изобразительного искусства. Научиться рисовать портрет человека, даже простым карандашом, требует не только времени на обучение, но и таланта. Сложность рисунка портрета человека состоит в умении передать эмоциональное состояние человека, его мимику, глубину взгляда и т.д.
Человек — самое совершенное создание природы и вместе с тем самый сложный и интересный объект для рисования. Знание пластической формы и конструкции фигуры здесь особенно необходимо.
При первоначальном наброске общей массы головы и шеи должно обратить внимание на их поло ие по отношению к вертикали и к горизонтали, о чем мы уже говорили при построении гипсовых голов. Голова может быть поставлена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.Парность в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазничные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию.жен
Рис. 1. Схематичный рисунок головы в повороте(наклонена вниз) Рис. 2. Схематичный рисунок головы в повороте(поднята вверх)
При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень по-ворота.Серединная (профильная) линия помогает в процессе рисунка ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рис. 1, 2 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносье, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы.Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. Одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой.Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. Одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметиввспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к выявлению основных поверхностей, составляющих объем головы. 8мин
3.2
Инструктаж по выполнению самостоятельной практической работы по компоновке изображения головы. Педагогический рисунок.
Первое важное условие любого рисунка — размещение изображения объекта рисования в формате листа бумаги. Для вас компоновка рисунка не должна представлять особой трудности, так как вы уже выполнили это неоднократно. Каждое новое задание, связанное с решением все более усложняющихся учебных задач, требует несколько иного подхода к размещению рисунка. На это оказывают влияние и характер натуры, и точка зрения, с которой рисуют, и новизна самого задания.
Не забудьте перед работой внимательно рассмотреть натуру с разных сторон. Изучите в течение такого наблюдения все выступающие и западающие формы, проанализируйте их во взаимосвязи, единстве, проследите все закономерности данного объема. Постарайтесь найти в модели запоминающиеся черты, образующие неповторимый облик. 3мин
4. Практическая работа. Выполнение конструкции головы человека с учетом ее пропорций. 20мин
- самостоятельная работа учащихся4
- консультации учителя;
- минута снятия напряжения: выполнение простых физических упражнений на расслабление мышц спины и плечевого пояса.
- текущий анализ выполнения задания;
- корректировка деятельности уч-ся. 5. Обсуждение и оценка результатов практической работы. 2 мин
-анализ компоновки изображения головы. Итак, подчеркиваем, что и в рисовании головы нужно прежде всего руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному. 6. Подведение итогов занятия. 2 мин
- самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение; - закрепление основных понятий: «анализ конструкции», «компоновка», «перспектива». 7. Домашнее задание и рефлексия: 2 мин
- объяснение домашнего задания: Повторить законы линейной перспективы. - рефлексия (оценка своего восприятия к выполненному рисунку) Всего: 40 мин
Учитель: Е. А. Кудрявцева