Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством
Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Урок литературы в 5 классе
Подготовила Баранова Алена Михайловна,
Учитель 1КК, МКОУ Петропавловская СОШ
Этап урока
Деятельность учителя
Вопросы по оцениванию уч-ся
1.Организационный момент.
Приветствие учителя
Проверка готовности к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности
Стол, оформление. В руках книга Рождества..
Зима Вечер За окнами белым-бело, а в доме трещат в огне смоляные дрова, тепло Вся семья в сборе, на столе поет, закипая, самовар. Лампа над столом освещает вкусные угощения. В углу – красавица-елка сверкает разноцветными фонариками. Но вот приближается полночь..
В небе загорелась яркая звезда, возвещая людям о наступлении великого христианского праздника..
- О каком событии возвещает звезда?
(о рождении Иисуса Христа, о наступлении праздника Рождества Христова)
- Какое отношение имеет этот праздник к нашему уроку?
(дома была прочитана повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Учитель: После выхода сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» А. С. Пушкин воскликнул: “Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности Всё это так необыкновенно в нашей теперешней литературе, что я доселе не образумился”
-А вам понравилась эта повесть? Чем?
(обсуждение вариантов)
3.Целеполагание. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
Целевая установка.
Узнать: как живут люди на Ураине, как празднуют Рождество, какие события происходят в повести
Научиться: выразительно читать, анализировать произведение
Формулировка темы урока. Запись темы в тетради.
«Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
4.Творческое добывание знаний и их применение (фронтальная, групповая, индивидуальная работа)
Итак, картины народной жизни..
-А из чего они складываются, эти картины? Как вы считаете?
1. Место действия – Диканька.
2. Окружающая природа.
3.Жители. Их занятия.
4. Праздники.
5. Язык, на котором говорят жители.
Групповая работа.
1 группа.
Выразительное чтение пейзажной зарисовки в начале повести.
Вопросы.
Прочитайте выразительно эпизод «Описание зимней ночи».
Почему повесть начинается с описания природы?
Понравился ли вам пейзаж?
Какие средства художественной выразительности использует автор? Для чего?
Вывод: Гоголь вводит читателя в радостный и таинственный мир природы. Своим описанием сразу создает атмосферу праздника.
(оценивание работы группы)
Оцените ответ с точки зрения полноты содержания, правильности, точности выражения мыслей.
Оцените выразительность чтения одноклассников.
Что особенно понравилось в чтении?
Что хотели бы изменить? Посоветовать?
2 группа.
Жители Диканьки.
Какие жители населяют хутор Диканьку? Перечислите.
На какие группы вы поделили бы героев? Почему?
Чем они занимаются в жизни? Расскажите об этом на примере жизни одного из героев.
Вывод: В хуторе живут простые люди. Самый главный на хуторе Голова. Богатый козак Чуб живет вместе со своею дочкою Оксаной. Это молодая красивая девушка, в которую влюблен кузнец Вакула. Его автор особенно выделяет. Рассказывает о нем, что он очень сильный, богобоязненный человек. Он очень хороший мастер своего дела, так как может выковать сундук Оксане, таратайку сотнику. В свободное время он еще занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Его картины висят на стене в церкви.
Мать Вакулы – Солоха. Она хорошая хозяйка. Старухи поговаривали, что она ведьма. К ней в гости захаживали и Чуб, и дьяк, и голова, и козак Свербыгуз.
В повести есть и нечистая сила: черт, запорожец - пузатый Пацюк, про которого говорили, что он знается с нечистой силой.
В хуторе все люди знают друг друга, живут одной большой семьей.
Кто из героев вам понравился больше всего? Что вам в нем понравилось?
3 группа.
Празднование Рождества.
Как празднуют Рождество на Украине? Составьте художественный пересказ, используя выборочный пересказ.
Что значит слово «колядовать»? Знаете ли вы колядки? Исполните известные вам колядки.
- Как вы поняли, с какой целью пелись колядки?
Что из рассказа ребят вы возьмете себе на заметку?
Вопрос учителя: Хотелось бы вам перенестись в такое далекое местечко? Чем оно вам понравилось?
(красивое, жить весело, интересно)
- Да, к тому в ночь под Рождество могут происходить самые невероятные и смешные происшествия.
4 группа.
Инсценировка или чтение эпизода по ролям.
Оцените выразительность чтения одноклассников.
Что особенно понравилось в чтении?
Что хотели бы изменить? Посоветовать?
Интерактивная игра.
Номинации:
Узнай героя по описанию.
Узнай эпизод по картинке.
Слова, слова.
Просмотр коллективной работы «Диафильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
5.Вывод. Рефлексия.
-Вывод:
- В чем видит Гоголь красоту и поэзию украинской жизни?
- С каким чувством автор описывает знакомые ему картины?
- Какие чувства и желания вызвало произведение у вас?
- Где могут пригодиться полученные знания?
Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их".
Повесть проникнута глубокой искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобен. Гоголь показывает дух вольности , широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей. Наша литература , как и литература других славянских народов, основана на православных традициях , что для нас очень важно. Православные традиции положены в основу многих литературных произведений.
Не потому, что особой причуде
Дань отдаю в этом тихом краю.
Просто – мне дорого все, что и людям,
Все, что мне дорого, то и пою.
А. Т. Твардовский.
- Кто из вас смотрел фильм или мультфильм по повести Гоголя? Может, кому-то посчастливится побывать на спектакле по произведениям Гоголя, а может, услышать оперу Чайковского «Черевички».
Высказывание по модели:
Я сегодня узнал
Мне понравилось
Мне бы хотелось
Знания могут пригодиться
·15