Конспект интегрированного занятия по развитию речи и мелкой моторики Как животные готовятся к зиме?
Учитель-логопед: Ботина Оксана Витальевна
Учитель начальных классов: Сапогова Наталья Алексеевна
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему:Тема: «Как животные готовятся к зиме? »Цель: Познакомить детей как дикие животные готовятся к зиме. Задачи:Обучающие:1.Продолжать учить пересказывать по схемам-опорам.2.Продолжать формировать потребность в познании животного мира.Развивающие:1.Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления. 2.Развивать мелкую моторику и координацию движения руки.Воспитательные:1.Воспитывать интерес к животным, уважительное и бережное обращение к природе. 2.Воспитывать положительные эмоции по отношению друг к другу в совместной деятельности.Оборудование:Предметные картинки (животные), сюжетные картинки (как животные готовятся к зиме),шнуровка «Грибы», шаблоны зайцев, вата, танграм, указ, телеграмма от мышки, крупа, горох, фасоль, тарелочки, мешочки, задание «Наклей иголки»,заготовки ежей.
Ход занятия.
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Дети сидят за партами-Сегодня у нас необычный урок. Нас ждет увлекательное путешествие. Мы проведем путешествие в лес. В лесу мы узнаем, как животные подготовились к зиме.Трещало с самого утра: Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит… (сорока). На доске появляется изображение птицы. -Сегодня с самого утра сорока решала, что осень скоро закончится, наступит зима и пора проверить свои кладовые. Лесные животные услышали об этом и решили созвать лесное собрание. На этом собрании побываем и мы. Побывав на этом собрании ,мы узнаем, как жители леса подготовились к зиме. -И так мы отправляемся в путешествие, в лес. А так, как мы идем туда в гости, мы должны вести себя как полагается гостям
Указ- Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй только, чур, не забывай.Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость, Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги. Ведь они вам не враги!
А пока мы идем в лес на лесное собрание, давайте вспомним, какие изменения произошли в природе с приходом осени?
Прогноз погодыДети отвечают используя схемы.(небо, солнце, осадки, температура)
Дети читают стихотворения про осень. (По схемам)
А. Плещеев «Осень наступила…»Осень наступила,Высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. ...Туча небо кроет. Солнце не блестит, Ветер в поле воет,Дождик моросит
Речевая разминка. дети встают на массажные коврики босиком
Ес-ес-ес-идем мы в лес. (шагают)Су-су-су-тихо зимой в лесу. (пятка-носочек)Ес-ес-ес-опустел зимний лес. (на ребрах стоп)Су-су-су холодно зимой в лесу. (шагают)Вот мы и пришли. А кто пришел на лесное собрание, вы сможете узнать, отгадав загадки: дети сидят на коврикеотгадав загадку надеваем на голову картинки животных
1. Пышный хвост торчит с верхушки Что за странная зверюшка: Щелкает орехи мелко, Ну, конечно, это … (Белка). 2. Кто зимой холодной В лесу бродит злой, голодный? (Волк). 3. Недотрога весь в иголках, Я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не ходят звери. (Еж). 4. Кто любит морковку И прыгает ловко. Портит в огороде грядки, Удирает без оглядки. (Заяц). 5. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь). 6. Посмотрите-ка какая- Вся горит, как золотая, Ходит в шубе дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса). Кажется, все собрались, и мы можем идти.
II. Объяснение темы занятия. (дети садятся за парты)
-А сейчас, ребята, вы должны вести себя тихо и внимательно слушать меня. Я расскажу вам, как лесные жители готовятся к зиме. Работа по предметным картинкам. В ходе работы про каждого животного не доске оформляется вывод в виде схемы, по следующим параметрам: окрас, запасы, жилище.(Схемы)
1left0. Картинка «Белка». -Может быть вы не поверите мне, Но я увидела грибы на сосне. Разве грибы на деревьях растут? Что-то совсем непонятное тут. Надеты на ветки маслята, опята. Кто их на зиму сушит ребята? -Правильно. Это белка. Белка делает себе запасы на зиму. -А что еще запасает белка? -Да, дети белка еще до прихода зимы запасет себе еду. Ведь зимой, когда выпадает снег, невозможно найти пищу. Она тащит все в свое жилище. -А где живет белка? -Как называется жилище белки? -У белки на зиму есть жилье, еда. -Страшна ли ей зима? Задание Шнуровка «Грибы и шишки»
2left0. Картина «Заяц». -Кто изображен на этой картинке? -Какого он цвета здесь? -А какого цвета он был летом? Замена серого цвета белым спасает его зимой от хищных зверей. Летом и осенью ему легче найти себе еду, а вот зимой ему приходится трудно. В отличии от белки он не делает на зиму не запасов еды, не строит себе жилье. Днем он прячется где-нибудь под кустиком и спит, а как зайдет солнце, выходит из-за куста, послушает, тихо ли кругом и побежит искать себе пищу под снегом. -Легко ли зайцу зимой? -Почему? 98г7нЗадание .Поделка «Зайка беленький»(вата,
. амоклейка)4left0. Сюжетная картинка «Еж». -Кто это? -Чем покрыто тело ежика? -А знаете ли вы, для чего ему колючки? -Да, ребята, благодаря колючкам он спасается от своих врагов. Наступит зима. Попрячутся все букашки, жуки. Исчезнут грибы, ягоды. Голодно станет ежам. Поэтому они устраивают себе где-нибудь в укромном уголке гнездо из трав и листьев, заснут крепким сном на всю зиму до теплых весенних дней, как и медведь. Задание «Наклей иголки»
8left0. Картина «Мышь».Телеграмма от мышки: «На собрание прибыть не могу, помогите разобрать крупу….»-Как мышка готовится к зиме?-Делает норку, готовит запасы.Задание «Разбери крупу». (горох, греча, фасоль)-Вот я рассказала вам, как зимуют некоторые животные. Медведь и еж впадают в спячку, белка делает запасы еды на зиму, птицы улетают в теплые края, волк, лиса и заяц не делают ни запасов еды, не впадают в спячку.А сейчас, ребята, на некоторое время вы превратитесь в лесных жителей и проведете лесное собрание. (Дети садятся кругом на ковер и рассказывают стихи).Итак, лесное собрание объявляется открытым.Медведь:По завалам, по оврагамШел медведь хозяйским шагом.-Отвечайте, звери, мне,Вы готовы ли к зиме?^ Лиса:-Да, - ответила лисица, -Я связала рукавицы,Рукавицы новые,Мягкие, пуховые.Заяц:-А у меня есть валенки, -Отвечал ему заинька, -Что мне вьюга, да метельХочешь, Мишенька примерь.Белка:Смотрит белка из дупла;-Я орешков припасла,Высоко мое дуплоТам и сухо и тепло,Ежик:Вылез ежик из листвы:-Про меня забыли вы,Здесь в кустах моя избушка,А в избе грибов кадушка.Волк:-А мне запасы не нужны,Протяну я до весны.Медведь:Обошел медведь весь лесИ в берлогу спать залез.Лапу в пасть засунул он,И увидел сладкий сон.IV. Итог занятия.