Разработка классного часа Мы все такие разные
КЛАССНЫЙ ЧАС в 5 классе
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.
3. Познакомить учащихся с понятим и принципами толерантности.
4. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.
Ход занятия
1. Слайд 1.
1а. Слайд 2. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
2. Слайд 3. Беседа «Все мы разные, и тем не менее у нас много общего».
2а. Слайд 4. Все вместе поем песню кота леопольда
3. Слайд 5. Упражнение Орехи. Всем детям предлагается взять по ореху старелки и внимательно рассмотреть свой орех и положить его на место. А затем надо найти свой орех среди других.
3а. Далее ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.
Людей неинтересных в мире нет.Их судьбы, как история планет,У каждой всё особое, своё,И нет планет, похожих на неё.
4. Упражнение «Давайте пофантазируем...»
Слайд 6. Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
4а.Мы все разные – и этом наше богатство. Мы все разные – в этом наша сила. Наша сила – в дружбе.
Я приготовила вам пословицы о дружбе, но они рассыпались. Давайте их восстановим! Одной команде – 3 пословицы, и другой – 3.
· Человек без друзей, что дерево без корней.
· Нет друга – ищи, а нашел – береги.
· Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
· Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
· Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
· Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Зачитайте, что у вас получилось.
5. А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?
Слайд 7. Упражнение «Сходства и различия». Обведи свою ладонь
Ученики обводят свои ладони и на каждом пальце пишут какую то свою особенность, у каждого есть бумага и карандаш.
«Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
6. Разминка на внимание.
«Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».
Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.
После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало выполнить ее быстро и правильно?
7. Формулируем определение толерантности.
Слайд 8.
Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Жизнь - театр, у каждого свои роли.
Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.
Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
Слайд 9
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
· Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
· Стремление к полноценной реализации своих способностей.
· Умение понимать и познавать других людей.
· Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
8. Слайд 10. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».
9. Слайд 11. Подведение итогов «Игра «Цветок откровение».Прежде чем расстаться,попрошу вас сесть в круг. Я прошу, чтобы каждый рассказал о своих мыслях, о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи.Пригодится ли вам то, о чём мы размышляли? Передавая Цветок Откровения, продолжите,пожалуйста, фразу «На сегодняшнем классном часе я ». Начну я: Я очень волновались сегодня перед началом классного часа, но сейчас испытываю благодарность к вам за ту поддержку, которую сегодня почувствовала. Мне было очень приятно с вами общаться. Обязательно поблагодарить каждого за то, что он высказался, был открыт и искренен. И только после этого передайте слово следующему в круге. Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.»
Слайд 12.
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
15