Этикет, или хорошие манеры
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Страна этикета», для 4 класса.
Выполнила воспитатель ГПД Горюнова Л.А.ГБОУ СОШ 364 г. Санкт-Петербург.
Тема: Этикет, или просто хорошие манеры. Тип: закрепление изученного материала.
ЦЕЛЬ: Формирование культуры общения и культуры поведения школьников с друзьями, родителями, взрослыми;
способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
взаимопонимания с одноклассниками;
познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас
в обществе и в других государствах;
познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением;
узнать историю этикета.
Задачи: ознакомление с историей появления слова «этикет».
оказание помощи учащимся в постижении искусства хороших манер и
правил поведения среди людей.
развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы
с собственным поведением во всех видах деятельности.
создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе.
Планируемые результаты.
Предметные:
-научатся осознанно воспринимать и различать этические нормы поведения;.- применять полученные знания на практике. Метапредметные:
Познавательные
-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-выделение познавательной цели;
-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные-умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
-умение выражать свои мысли полно и точно;
-использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
-целеполагание;-оценка;
-коррекция.
Личностные:
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
-осознание ответственности за общее благополучие;
-развитие этических чувств;
-установка на здоровый образ жизни;
-самооценка;
-самоопределение
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, плакаты, цветные карандаши, ручки, листы бумаги, листы с пословицами.ХОД ЗАНЯТИЯ:
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. И.Гёте.
Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
(слайд-1) Пословицы
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Воспитатель. (слайд-2). Здравствуйте дети я рада видеть вас на моём занятии. Давайте настроимся на хорошее настроение, посмотрим друг на друга и улыбнымся.
Ребята тема нашего занятия «Этикет, или просто хорошие манеры».
Будьте вы человеком, какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят. Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.
Скажите, пожалуйста «Что такое ЭТИКЕТ?» (ответы детей).
Воспитатель.
Определение из толкового словаря Сергея Ожегова звучит так:
«Этикет – это совокупность правил поведения в обществе, умение вести себя в обществе, правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому»
Скажите, пожалуйста, как возникло слово «ЭТИКЕТ»? (Ответы детей.)
Воспитатель.
(слайд-3). Очень хорошо, что вы вспомнили историю происхождения
понятия «этикет».
На одном из торжественных приёмов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек – этикеток произошло название «этикет».
Воспитатель.
В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.
Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.
Сам Пётр 1 принимал участие в её составлении.
(слайд-4) Вот несколько таких правил из книги: «Юности честное зерцало»:
«Книга – это зеркало, в которой ты видишь только хорошее.
…У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить,… но ожидать пока они выговорят…
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
…Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
…Неприлично отрокам руками или ногами по стулу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелке не стучать…»
ФИЗМИНУТКА.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Воспитатель.
Правил этикета много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, в транспорте и т. д. (т.е. общественных местах).
А чтобы соблюдать правила поведения нужно знать «вежливые» слова.
Ребята перед вами на столах лежат листы бумаги. Нарисуйте, пожалуйста, «цветы» и как можно больше напишите «вежливых» слов (дети рисуют цветы и пишут на лепестках слова). (фотографии 1-5) .
Я вижу, что все вы знаете «вежливые» слова
Давайте сыграем в игру «Вежливый мяч» (Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, говоря при этом «вежливое» слово).
Воспитатель.
Как вы думаете, почему нужно соблюдать в обществе правила этикета? ( Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой).
Воспитатель.
(слайд-5). Ребята, все правила этикета сводятся к одному принципу:
«УВАЖАЙ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ».
Воспитатель.
Сейчас мы с вами рассмотрим несколько актуальных ситуаций и попробуем разобраться в них:
Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”?
Нет. Пожелание “Будьте здоровы” говорят только в отношениях между самыми близкими людьми , например, в семье. В официальной обстановке неприлично обращать внимание на недомогания у
кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.
Вы опоздали на урок. Обратиться по имени и отчеству, извиниться
Как вы войдёте за опоздание, спросить разрешения войти в класс.
в класс? Когда учитель разрешит войти в класс, войти и
сказать «спасибо».
В школьном коридоре Нет. Нужно вежливо поздороваться с
разговаривают два преподавателями, обратившись к ним обоим.
учителя, среди них вы
увидели свою учительницу.
Вы поздороваетесь только
со своим преподавателем?
РЕЛАКСАЦИЯ
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно,
Дружно встанем
Тихо сядем
И закроем все глаза.
(шёпотом)
Наступает, наступает,
Наступает ТИШИНА.
Воспитатель.
(слайды-6 и 7). Сейчас я хочу проверить ваши знания.
ВИКТОРИНА НА ЗНАНИЕ ЭТИКЕТА.
1. Что такое этикет? (правила поведения, принятые в обществе)
2. Как переводится с французского слово «этикет»? (слово «этикет» имеет два значения: этикетка или церемониал)
3. Можно ли войти в магазин с собакой? (нельзя, в любой магазин с животными не входят)
4. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него? (входящий должен пропустить выходящего)
5. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями? (нет, это можно сделать во время антракта или после спектакля)
6. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной? (только лицом)
7. Можно ли есть в фойе или зрительном зале театра? (нет, для этого существует буфет)
8. С какого слова звонящий должен начинать разговор? (со слова «Здравствуйте»)
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону? (с 9 до 22ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка)
10. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»? (с ударением на «и»)
11. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (извиниться)
12. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой? (правой)
13. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (младший)
14. А подавать руку для рукопожатия? (старший)
15. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым? (пожилые люди, женщины, дети)
16. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки? (это придаёт их владельцу неопрятный внешний вид)
17. Можно ли опаздывать, идя в гости? (это недопустимо)
18. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож? (когда вы едите мясо – вилку держите в левой руке, а нож в правой, а когда овощные блюда – вилка в правой руке)
19. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой? (только рукой)
20. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар? (вынуть и положить на блюдце, нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить любой напиток)
Викторина закончена, вы все принимали активное участие и знаете правила «этикета». Но правила «этикета» надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами интересно.
Воспитатель.
Я хочу сказать вам, что
На уроках и переменах
Надо помнить всегда непременно,
Как с друзьями достойно общаться,
И хороших манер не стесняться.
Воспитатель (слайд-8).
«Этикет» подразумевает, что это:
и воспитанность
и хорошие манеры
и умение вести себя
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Я очень надеюсь, что мы трудились не зря, и вы будете пользоваться нашей памяткой, и наши занятия помогут вам стать культурнее.
Спасибо за внимание и активную работу на занятии.