Конспект урока по русскому языку по теме,,Правописание разделительных ъ и ь,.
Тема урока:«Правописание разделительных ъ и ь».
Цель:
учить правильно произносить и писать слова с разделительными ъ и ь, познакомить с правилом написания разделительного ъ и повторить правило написания разделительного ь;
развивать орфографические умения и навыки, связную речь учащихся, речевую компетентность, логическое мышление, умения и навыки самоконтроля и самооценки, осуществлять дифференцированный подход;
воспитывать общекультурную компетентность учащихся, прививать интерес к традициям своего народа.
Тип урока: усвоение новых знаний с использованием игровых технологий
І. Организация класса
В добрый день!
В добрый час.
Рада видеть всех я вас.
Здоровья, счастья, радости желаю
И свой урок я начинаю.
А урок сегодня – урок русского языка.
-Работать на уроке мы будем под девизом:
Хорошо того учить, кто хочет мудрым быть.
- А вы хотите много знать и грамотно писать?
Так настроимся на урок и проговорим слова аутотренинга:
Я – ученик (ученица)
Я хожу в школу
Меня учат учиться
Я все понимаю
Я хочу все знать
ІІ. Создание эмоционального фона
(Загадка о зиме)
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня(зима)
- О каком времени года речь?
- За что вы любите зиму?
- А какие зимние праздники вы знаете?
- Какой праздник заканчивает зиму? (Масленица)
Сказка о масленице:
Жили Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. А Масленица была добрая. В конце февраля люди с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Но Зима задумала все царство превратить в ледяное королевство. Приказала она слугам занести снегом все дороги. И задул ветер, разыгралась вьюга.
- Чтобы пришла Масленица и Весна настала, нам нужно хорошо потрудиться и выполнить ряд заданий.
- И каждое успешно выполненное задание приближает нас к встрече с Масленицей.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1. Метод «Кубование»
- Первая преграда на пути к Масленице.
- Вспомним все, что знаем о составе слова (написать на грани куба указания):
Назовите части слова;
Что такое приставка;
Правописание приставок роз-, рос-; раз-, рас-.
Правописание приставок роз-, раз-; рос-, рас.
Правописание приставок пре-, при-;
- А на последний гране куба интересный вопрос «Название, каких знаков (букв) алфавита состоят из двух слов?» (мягкий и твердый знаки).
2.Каллиграфическая минутка
- Открываем тетради , записываем число, классная работа.
Прописываем ъ и ь знаки.
ІV. Сообщение темы, цели и задачи урока
- Тема нашего урока «Правописание разделительных твердого и мягкого знаков».
1.Метод «Микрофон»
- Что вы ожидаете от урока?
- Продолжите предложение «Сегодня урок научит меня».
- Действительно, на уроке мы научимся правильно писать слова с твердым и мягким разделительными знаками и познакомимся с народным праздником – МАСЛЕНИЦА.
V. Мотивация учебной деятельности
- Масленицу праздновали целую неделю. Каждый деньимел свое название и особенности.
- Итак, ПОНЕДЕЛЬНИК – встреча.
- Назовите одним словом:
Сильна метель – (вьюга);
Чувство радости – (веселье);
7-й день недели, день отдыха – (воскресенье);
Клочья, пушистые комья чего нибудь, чаще снега – (хлопья);
Спустились с чего-то – (съехали);
Извещение о чем-то – (объявление);
Приблизиться, передвигаясь на чем либо – (подъехал).
- С какими знаками напишите эти слова?
- Вместе попробуем решить эту проблему, проведем исследование
VІ. Первичное восприятие и осознание нового материала
Работа в группах.
Повторение правил работы в группе;
Выбор спикера, секретаря, секунданта;
- Получите карточки инструкции и с формулируйте правила написания твердого и мягкого разделительных знаков.
Карточка1 (ь):
Карточка2 (ъ):
Презентация работы групп.
ВЫВОД:
Разделительный ь пишется в корне слова, разделительный твердый – между приставкой и корнем.
- Что общего у разделительных ь и ъ? (не допускают слияние гласного и согласного).
- Сравните наш вывод с правилом (выводом) в учебнике, используя систему обозначений:
Я это знаю +
Я этого не знал –
- О чем мы не сказали?
VІІ. Первичное закрепление изученного материала
Упражнение 381 (устно), составьте звуковую схему слов чьи, объявить.
Фронтальная работа с сигнальными карточками.
- Возвращаемся к нашей проблеме. Теперь мы смело можем дать ответ на вопрос «Какой знак писать в этих словах?»
VІІІ. Закрепление
- Итак, следующий день – ВТОРНИК – заигрыш.
-Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли друг друга, пели песни, шутили.
Физминутка
«Я мороза не боюсь»Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)Подойдет ко мне мороз, (Присели)Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)
Работа по вариантам (дифференциация)
І вариант
Найди и исправь ошибки
Масленицагуляется ,начиная с понедельника и заканчиваявоскресенем.Мир веселъя раскрывался в этидни.Обявлялиськонкурсы.Не обходилось гулянье без выступленияциркачей.
ІІ вариант
Упражнение 383, стр.26
Общее задание.
Работав парах. Работа с пословицами.
СРЕДА – лакомка. В среду собирали родственников, накрывали столы с вкусным угощением, пекли блины.Чтобы прийти в гости запасались пословицами и поговорками. Вот вам, гости дорогие, угощение – блинчики с пылу, жару.
- Составьте пословицу соединив ее части, вставьте пропущенную орфограмму.
Дистанционный диктант
ЧЕТВЕРГ – разгуляй. В этот день ребята бегали по деревне и собирали лапти, с особым азартом катались с гор.
ДИКТАНТ
На масленицу собирались сем..ями и об..едались блинами. Вкусны были блины и олад..и.Ввоскресен..е просили прощения друг у друга, ведь встретить весну необходимо с чистой совест..ю.
Творческое задание. Составление предложений по картине.
ПЯТНИЦА, СУББОТА. В эти дни было больше всего развлечений: строили снежные городки, катались с горы на санках.
-Составьте текст по картине и опорными словосочетаниям.
- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы.
Народные гулян.я, смех и весел.е, Мар.я и Дем.ян, ком.я снега, с.езжает с горы.
ІХ.Итог – рефлексия
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое
Быстронаступает
Облегчает душу.
-Ни один, человек собственными глазами, увидевший, что такое Русская масленица, не останется равнодушными к этому поистине грандиозному празднику.
1.Составление ассоциативного куста.
Предлагаю создать ассоциативный куст.
веселье
друзья объеденье
МАСЛЕНИЦА
подъем комья
вьюга съёжился
2.Метод «Микрофон»
- Оправдались ли наши ожидания от урока?
Теперь я знаю
Теперь я умею.
- Мы выполнили все задания, поэтому Масленица придет к нам в назначенный час, значит, скоро настанет ВЕСНА.
3.«Алфавитный суп»
-Придумать итоговое предложение, которое начиналось бы с этой буквы.
X.Домашнее задание
1.Выучить правило нас.83; выполнить упражнение 385 нас. 27
2.Составить кроссворд со словами с разделительными ъ и ь знаками.
3.Подобрать пословицы о масленице со словами с разделительным ъ и ь знаками.
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
Прочитайте слово
Разберите по составу.
В какой части слова пишется мягкий знак?
Подчеркните букву, обозначающую согласный звук перед мягким знаком.
Определите, какой это звук: твердый или мягкий?
Подчеркните гласный после мягкого знака.
Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?
Слова:
здоровье, вьюга, семья, ручьи, белье
Сформулируйте правило правописания слов с разделительным мягким знаком. Составьте схему-помощницу.
Прочитайте слова.
Разберите по составу .
Подчеркните букву, перед разделительным твердым знаком.
Определите, какой это звук: твердый или мягкий?
Подчеркните гласные, перед какими пишется разделительный твердый знак
Слова:
отъезд, подъем, объявить
Сформулируйте правило правописания слов с разделительным твердым знаком. Составьте схему-помощницу.