Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание разделительных Ь и Ъ знаков


Конспект открытого урока русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание разделительных Ь и Ъ знаков».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: Рассмотреть условия выбора написания в словах разделительных ь и ъ знаков..
Задачи:
научить распознавать на письме разделительные Ъ и Ь знаки;
применять правило на практике
формировать потребности в новых знаниях; воспитывать интерес к изучению русского языка;
Используемые технологии: ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; проблемно-поисковый.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах. Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация «Разделительные Ъ и Ь знаки», мультимедийная гимнастика для глаз,
учебник «Русский язык», Н.Ф. Виноградова, по три «ладони» (красная, зеленая, жёлтая) – для рефлексии, карточки

Этап
урока Цель  
Содержание взаимодействия с учащимися        
      Деятельность
          учителя     Деятельность
       учащихся     Формируемые УУД
Организационный  Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу  Долгожданный дан звонок, начинается урок.
(слайд 2)
 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку  Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку  Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование  умения слушать и слышать.
Актуализация знаний. Закрепить полученные знания, вспомнить тему прошлого урока. Фронтальный опрос по теме «Главные члены предложения»
- Что такое грамматическая основа предложения?
-Может ли предложение быть без главных членов? Почему?
-Как найти подлежащее в предложении?
- Как в предложении выделяется грамматическая основа? Организует диалог с учащимися, задает вопросы. Выполняют задание, добавляют, формулируют правила. Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
Личностные-самоопредление, оценивание.
Самоопределение к деятельности.
Выход на тему, цель, учебные задачи.  Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы   «Определите, тему урока»
(слайд 3)
Стр. 60 учебника, №1, разделить слова на 2 группы.
-Почему эти слова вы разделили в разные группы?  Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока   Делят слова на две группы.
Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока Регулятивные:
 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
 Работа над темой.   Подведение детей к самостоятельно
му выводу   Сопоставление разделительных Ъ и Ь. Ознакомление со схемой.
(Слайд 4)
Формулировка правила
(слайд 5)
 Организует подводящий диалог, уточняет правило  Записывают слова , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. Регулятивные:
 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
 Проверка понимания способа действия.
   Коллективное выполнение задания. Обсуждение, выводы
Работа по учебнику.
Стр. 61, №2  Дает образец короткого доказательства   Объясняют написания слов, делают выводы.  Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
Гимнастика для глаз. Снятие усталости с глаз Мультимедийная презентация Организует выполнение гимнастики для глаз Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации  Первичное закрепление нового материала   Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки.  Задание «Вставьте нужный знак»
(слайд 6)  Проводит инструктаж учащихся. Организует  обмен мнениями   Работа в парах.
Один из учеников выбирает слова с Ъ знаком, второй – с Ь,доказывая правильность выполнения.
Выходят к доске, объясняют выполнение задания. Регулятивные:
 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 Выявление словс Ъ и Ь.  Совершенствование знаний по теме.
Учебник стр.61,
Упр.3 (устно) Организует работу учащихся.    Выполняют задания, доказывают, делают выводы. Регулятивные:
 - умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;
Коммуникативные:
- владение монологической и диалогической формами речи.
 Самопроверка  Закрепление знаний. Игра «Один-много»  Диктует слова   Изменяют и записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят  оценку. Коммуникативные:
  распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
 Подведение итогов   Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей  Беседа
-какие задачи мы ставили в начале урока?
-смогли ли мы достичь выполнения этих задач?
-какие новые знания вы получили?
(слайд 7)
   Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки  Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения  Регулятивные:
 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.
Этап разъяснения домашнего задания Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Учебник, стр. 62, №5, подготовиться к словарному диктанту
(слайд 8) Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания Записывают задание на дом, задают вопросы Регулятивные:
 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
Заключительный этап и рефлексия.
КОД (контрольно-оценночная деятельность) Обеспечение позитивного настроя на получение знаний Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Работа с карточками,
Оценка своей работы. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке русского языка Получают позитивный настрой от урока Регулятивные:
 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Заместитель руководителя ОО ________________________ /Петрова М.В./