Презентация по русскому языку на темуНаписание удвоенной буквы согласного на границе частей слова УМК Перспективная начальная школа (3 класс)


Предмет: русский язык
Базовый учебник (УМК): УМК «Перспективная начальная школа» учебник «Русский язык», М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова.
Класс: 3
Автор разработки: Ваценко Елена Васильевна (учитель начальных классов)
Образовательное учреждение: МКОУ СОШ №7 Левокумского района
Тема урока: Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова
Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
Развивающие:
развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
развивать коммуникативные навыки через работу в парах и  группах, оценку и самооценку деятельности;
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Принципы:
наглядности;
воспитывающего обучения;
активности (игровой момент);
учет возрастных особенностей.
Методы:
Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
наглядный;
словесный (рассказ, беседа);
практический (упражнения);
проблемный;
исследовательский;
Стимулирование  и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
Контроля и самоконтроля:
устный и письменный;
фронтальный и групповой;
текущий.
Самостоятельность ученика:
под руководством учителя;
самостоятельная учебная деятельность.
Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, тесты, листы с заданиями в парах, группах.
Для учащихся  – лепесточки — с вопросительным знаком и восклицательным (для оценки своей работы на уроке).
Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).
Форма работы: коллективная, в парах, в группах.
План урока:
Организационный момент. Мотивация.
Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Введение в игровой сюжет
Работа по теме урока
Физкультминутка
Работа в парах
Работа в группах
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание
Вопросы и задания: по ходу урока.
(СЛАЙД 2)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок
- Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнемся им и посмотрим друг на друга с улыбкой. Пожелаем всем удачи и успехов
– Ребята, вам тепло? (Да!)– В классе светло? (Да!)– Прозвенел уже звонок? (Да!)– Уже закончился урок? (Нет!)– Только начался урок? (Да!)– А хотите ли  вы  учиться? (Да!)– Значит можно всем садиться!
– Начинаем урок русского языка.
Слайд 3 Рассказать секреты слова                                                                   
Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
– Откройте тетради, запишите число. Давайте вспомним правила посадки при письме. Но сначала хором прочитаем вместе с доски и объясним орфограммы .Сегодня   Десятое декабря. Классная работа.
II. Чистописание. Актуализация знаний
а) Слайд 4 Минутка чистописания становится “мостиком” к теме.
 мм         пп         лл        рр      (СЛАЙД 4)
– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.Проверка. – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).
Б) Слайд 5Словарная работа
-Поиграем в игру «Доскажи словечко»                                 
1) Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть?Это в школе есть у нас,Это наш просторный … (класс)
2) Простудился я вчераГолова болит с утраЯ закашлялся, охрипУ меня наверно … (грипп)
3) Вдоль дороги по бокамЛипы, клены тут и там.Всем идти здесь веселееЭтот путь зовут … (аллея)
4) Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)
– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного? – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
III. Постановка учебной задачи
Слайд 6– Сегодня мы отправимся в город, который называется  
УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.– Как вы думаете, что может быть  объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением).  Например, … – О правописании парной  согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук).Например, … – О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо). Например, …
Слайд 7Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенной согласной? 
– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?– Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг  другу) – А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
IV. Физминутка для глаз
V. Работа по теме урока
а) Проблемный вопрос. Проблемная ситуация
Слайд 8 Предлагаю вашему вниманию слова.
Прочтите их.
чайный, лунный, шумный, ценный, ананасный, длинный
Какой частью речи являются эти слова?
Надо разделить слова на две группы. Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН).
Запишите их в два столбика.
чайный лунный
ананасный ценный
шумный длинный
Самопроверка. Слайд 9
Рассмотрите слова. Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН? Можем мы сейчас ответить на вопрос? (нет)
Какую цель ставим перед собой? (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН. )
Цель поставлена, какой способ выберем для её выполнения? (Попробуем рассуждать)
Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами? (Разбор по составу слов с удвоенными соглассными.)
Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания?
Разбор слов по составу. (1 слово каждого столбика комментирование, затем самостоятельная работа).
Проверка. Слайд 10
б) Выявление места и причины затруднения
Цель: здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу.
В какой части слова находится удвоенная буква согласного в этих словах?
Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная буква согласного находится в корне, а другие считают, что не только в корне.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: поставить цель проекта, уточнить и согласовать тему, определить средства (алгоритмы, опоры, справочники), сформулировать шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Понаблюдайте за словами второго столбика, сравните их. Вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в них?
Как же получилось, что в слове удвоенная буква согласного?
Где, в какой части слова, она возникла?
Я бы предложила назвать это место границей. Вы согласитесь со мной?
Найдите значение этого слова в Толковом словаре.
Граница – 1) линия раздела между территориями, рубеж; 2) предел допустимого.
Давайте сделаем вывод. Всегда ли удвоенная буква согласного находится в корне слова? (Не всегда)
Что мы с вами сделали? (Открытие)
Как думаете, это орфограмма? (Есть опасное место при письме. Да, это написание по правилу. Эта орфограмма очень сложная, хитрая и требует к себе очень внимательного отношения.)Как она может называться? (Мнения учеников)
Попробуйте сформулировать тему. (Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова) Слайд 11
б) Формулировка правила
Сумеете ли сформулировать правило правописания удвоенной согласной на границе корня и суффикса? Слайд 12
Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на границе корня и суффикса? (Части слова различать)
Можно ли это правило применить к именам существительным?
Давайте проверим наши предположения.
6. Первичное закрепление
Цель: проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах.
а) Упражнение 122 с.129-130
Цель этого упражнения: на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -ник- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н.
Прочитайте задание.
Чтение слов в Обратном словаре (стр.170).
Это слова какой части речи?( имена сущ.)
Что ещё объединяет эти слова?
Какие слова связаны с названием растений?
Рябинник – заросли рябины.
Рябинник – большой серый дрозд.
Рябинник – растение.
Малинник – заросль малины.
Осинник – осиновый лес.
Выпишите из Обратного словаря (с. 170) эти слова. (Ученики выписывают слова рябинник, малинник и осинник, разбирают их по составу.)
-Задание по выбору. Покажите, как образовано одно из них. Например: рябин/а рябин/; рябин/ + -ник- + □ = рябин/ник/.
Проверка. Слайд 13
б) Формулировка вывода
Слайд 14
Объясните соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н? (Если у существительного корень оканчивается на букву Н, а суффикс начинается на букву Н, то в существительном на границе корня и суффикса пишется две буквы Н.)
Как вы думаете, похоже ли это правило на правило написания удвоенной буквы Н в прилагательном?
Следовательно, мы можем объединить эти правила в одно общее? Кто попробует? Слайд 16 (Если у слов корень оканчивается на букву Н, а суффикс начинается на букву Н, т о в существительных и прилагательных на границе корня и суффикса пишется две буквы Н.)
V. Физкультминутка музыкальная
VI. 7. Закрепление нового материала
Цель: организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действий и по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий.
а) Физкультминутка. Игра «Поймай слово»
Я буду называть существительные. Ваша задача внимательно послушать встать и хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите существительное, от которого можно образовать прилагательное с удвоенной буквой Н.
Проверим, как вы поняли: длина, рука.
Начинаем игру.
Длина(длинный),окно(оконный), птица(птичий), осень(осенний), лес(лесной), зима(зимний), картина(картинный), мороз(морозный),камень(каменный),город (городской)
б) Обобщение. Составление алгоритма
Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на границе суффикса и корня. (Шаги появляются по мере называния.) Слайд 17
Прочитай слово.
Выдели корень.
Выдели суффикс.
Сравни согласные буквы на стыке корня и суффикса.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Обозначь орфограмму.
«Выведение правила переноса слов» (работа в парах)
– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.
– Давайте в парах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую  
– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова. Слайд 18
1 вариант 2 вариант
шо-ссеодин-надцатьрасс-казхок-кейакк-уратнопер-ронс-сорагруп-паПри переносе двойные согласные разделяй!          Слайд 19
Кас-са, тен-нис, цен-ный подарок, рус-ский язык
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).  
Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:
Шестой день недели (суб-бота)
Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
Место, где продают билеты (кас-са)
Комната для занятий (класс)
Малая форма художественного произведения (расс-сказ)
VI. Творческая работа (в группах)
– Используя слова с двойными согласными, придумайте 2-3 предложения.
1.Суббота, касса, пассажир.
2.Класс, теннис, хоккей.
3.Аллея, группа, суббота.
4.Грипп, компресс, Алла.
Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).VIII. Итог урока
Слайд 20
К концу подходит наш урокПора нам подвести итог.
Дополни предложение:
1. Сегодня я узнал (узнала)…2. Было интересно…3. Было трудно…4. Я научился (научилась)…5. Мне захотелось…
VII. Рефлексия 
– Оцени свою работу на уроке.
Лепесток с восклицательным знаком – всё получалось, было понятно и легко.Лепесток с вопросительным знаком – я испытывал трудности, но старался.
VIII. Домашнее задание  Слайд 21
Подобрать 2-3 слова с удвоенными согласными в корне и записать их в столбики на карточках
R .S. Тест
Можно ли проверить написание удвоенной буквы согласного.
а) да, нужно подобрать проверочное слово
б) нет, такие слова нужно запомнить или знать состав слова Можно ли проверить написание удвоенной буквы согласного.
а) нет, такие слова нужно запомнить или знать состав слова
б) да, нужно подобрать проверочное слово
Как переносятся слова с двойными согласными?
а) обе буквы остаются на строке
б) обе буквы переносятся
в) одна буква остаётся на строке, а другая переносится Как переносятся слова с двойными согласными?
а) обе буквы переносятся
б) одна буква остаётся на строке, а другая переносится
в) обе буквы остаются на строке
Найди слово с ошибкой.
а) класс б) група в) суббота Найди слово с ошибкой.
а) Росия б) группа в) аллея
В каком слове пишется одна буква -Н?
а) лес…ой
б) стру…ый
в) пле…ыйВ каком слове пишется одна буква -Н?
а) лимо…ый
б) ужас…ый
в) сме…ый
1.Суббота, касса, пассажир.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Класс, теннис, хоккей.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Аллея, группа, суббота.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Грипп, компресс, Алла.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________