Целевая воспитательная программа СемьЯ
МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №8»
Рассмотрено
Протокол №_1
«_30_»_августа_2013 год «Согласовано»
методсовет Отдела образования Администрации г.Шадринска
«__15_»_____мая_______2013 г. «Утверждаю»
Директор МКОУ «СОШ №8»
Приказ № 188а
«30» августа 2013 год
Целевая воспитательная программа
«Семья»
для РОДИТЕЛЕЙ обучающихся 1-11 классов
НА 2013-2015 учебный год
Составитель Клюшкова Н.А.
заместитель директора
по воспитательной работе
г.Шадринск
2013 год
ПАСпорт программы
Наименование программы Программа воспитания «СемьЯ» на 2013 – 2015 годы.
Нормативно-правовое обеспечение
прграммы Конституция РФ
- Всеобщая Декларация прав человека
-Декларация прав ребенка
-Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
-Конвенция о правах ребенка
-Трудовой кодекс РФ
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ
- ФГОС НОО и ООО
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
- Послание Президента Федеральному собранию
- Концепция Модернизации российского образования
Основание для разработки программы Рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Увеличение социального сиротства и беспризорности.
Ухудшение физического и психического здоровья детей.
Заказчик Администрация МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Шадринска
Разработчик программы Заместитель директора по воспитательной работе Клюшкова Н.А.
Цели программы Повышение социально – психологической и педагогической компетентности родителей.
Задачи программы 1.Оказание психолого - педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.2. Повышение эффективности совместных усилий всех социальных субъектов, направленных на осознанное принятие личностью культуры и духовных традиций многонационального народа России.
3.Изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала.
4. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы.
Сроки реализации программы 2013-2015 годы
Исполнители основных мероприятий программы Ученический коллектив МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», общешкольный родительский комитет, классные руководители, учителя - предметники, социальный педагог, педагог -организатор, педагог – психолог, социальный педагог, библиотекарь, родители.
Источники
финансирования Благотворительные средства родителей
Ожидаемые результаты Укрепление института семьи,
Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Совершенствование партнерских отношений с субъектами социализации.
Рост социальной активности всех участников образовательного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….…4-7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………….………7-9
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ………………………………………………10-14
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………15
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ.…………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………17
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. ПАСПОРТ условий семейного воспитания
Приложение 2. Годовые родительские собрания
Приложение 3. Договор об условиях и взаимных обязательствах школы и семьи.
Приложение 4. Анкета изучения условий семейного воспитания
Приложение 5. Анкета по изучению удовлетворенности родителями ОУ
Приложение 6. Программа родительского просвещения
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».
Старинный школьный афоризм гласит «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротства, беспризорности ухудшение физического и психического здоровья детей. И, как следствие, в современном российском обществе отмечается рост детской преступности, наркомании, суицидов. Все это не может не вызывать тревогу педагогов, родителей, общественности.
Одной из причин неблагополучного детства и неудовлетворительного воспитания детей является существенное снижение воспитательной функции семьи. Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут. Общение родителей с детьми, их совместные занятия для большинства семей стали непозволительной роскошью.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Социальное положение большинства семей таково, что воспитанию детей в большинстве из них родители уделяют недостаточно внимания. Более того, многие из них в силу недостаточно высокого уровня собственного образования не владеют необходимыми знаниями. «…нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… . Нам нет извинения, если дети у нас развращены», - настаивает святитель Иоанн Златоуст. Миссия школы заключается в возрождении традиций семейного воспитания.
К причинам неудовлетворительного воспитания можно отнести и низкий образовательный уровень родителей, и как следствие, работа на низкооплачиваемых, непрестижных работах. Ежегодно составляется социальный паспорт школы и классов, в которых отражается тот социум, в котором оказываются дети, выходя из школы (см. Приложение 1).
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества.
Программа «СемьЯ» сможет помочь родителям повысить педагогическую культуру, а учителям – расширить круг взаимодействия с родителями. Особенность программы заключается в том, что в настоящее время отсутствуют программы, включающие в себя полный комплекс мер по повышению психолого – педагогической компетенции родительского контингента.
Данная программа призвана обогатить знаниями, расширить кругозор родителей в области педагогики, а также способствовать сотворчеству родителей и детей. Программа имеет важное воспитательное значение, так как содержит разнообразные формы взаимодействия школы и родителей.
Программа для родителей обучающихся 1 – 11 классов рассчитана на 2 года. Регламент реализации программы:
Занятия родительского всеобуча – не реже 1 раза в четверть;
Коллективные творческие дела, культурно – развлекательные мероприятия, совместная социально – значимая деятельность – не реже 1 раза в четверть;
Цель программы:
Повышение социально – психологической и педагогической компетентности родителей.
Задачи:
1. Оказание психолого - педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.2. Повышение эффективности совместных усилий всех социальных субъектов, направленных на осознанное принятие личностью культуры и духовных традиций многонационального народа России
3.Изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала.
4. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы.
Ожидаемые результаты
прогнозируемый положительный результат показатели методики изучения
Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания % родительской аудитории;
% родителей, активно участвующих в жизнедеятельности детского коллектива наблюдение
беседа
биографический метод
анкетирование
мониторинг
Партнерские отношения с субъектами социализации Количество социальных институтов, сотрудничающих с ОУ;
Доля УДО в системе образования
% обучающихся, посещающих УДО Анализ документации
Рост социальной активности всех участников образовательного процесса Доля родителей, принимающих участие в обобщении опыта семейного воспитания Анкетирование
Анализ документации
Сроки и этапы выполнения программы
1. Апрель- август 2013 г. Планово-диагностический:
Диагностика проблем семейного воспитания, создание банка нормативно-правовой документации, корректировка программ родительского всеобуча, согласование планов совместной работы, составление социального паспорта классов и школы в целом.
2. Сентябрь 2013 -май 2015 г. Основной этап:
Реализация программы по основным направлениям работы
Просвещение. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Сотрудничество. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
Государственно-общественный характер управления. Взаимодействие с общественными организациями родителей. Вовлечение родителей и общественности в управление школой
Диагностика.
3. Июнь-август 2016 г. Диагностический этап:
Подведение предварительных итогов реализации программы, планирование коррекционной работы.
4. Сентябрь 2014 – январь 2015 г. Коррекционный этап
СОдержание программы
Содержание программы воспитания «СемьЯ» реализуется, прежде всего, через организационные формы обучения – занятия родительского всеобуча, классные часы, встречи с интересными людьми, родительские собрания. Участниками программы являются родители и обучающие 1 - 11 классов.
В реализации программы участвуют: заместитель директора по воспитательной работе, члены общешкольного родительского комитета, классные руководители, учителя – предметники, педагог-организатор, библиотекарь, педагог – психолог, социальный педагог, обучающиеся и их родители.
Программа рассчитана на 2 года и представляет собой цикличное взаимодействие всех участников учебно – воспитательного процесса по 4 направлениям:
Просвещение . Психолого – педагогическое просвещение родителей.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетенции в семейном воспитании.
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
Требования к проведению родительских собраний:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Общешкольные родительские собрания проводятся три раза в год.
Родительские конференции (проводится один раз в год) обсуждают насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся они с участием психолога, социального педагога, работающих в школе. Конференция принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации необходимы при индивидуальной работе с родителями, при наборе класса и в первый год обучения ребенка в школе. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
Тематические (групповые) консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Сотрудничество Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.
В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности;
От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;
Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей;
Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;
Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций.
Государственно-общественный характер управления Взаимодействие с общественными организациями родителей. Вовлечение родителей и общественности в управление школой.
Органы
соуправления
Городской родительский комитет
Совет школы
Общешкольный родительский комитет
Совет клуба
«Моя семья»
Привлечение членов родительского комитета
к планированию воспитательной работы класса;
к подготовке и проведению родительских собраний и совместных дел с детьми;
к работе с проблемными семьями.
Рейды в семьи учащихся:
в первом и пятом классах в каждую семью.
регулярное (1 раз в четверть) посещение проблемных семей и семей опекаемых детей.
посещение остальных семей по мере необходимости.
Индивидуальные собеседования с родителями по вопросам учебы и поведения детей.
Проведения родителями внеклассных мероприятий: классные часы, беседы, экскурсии, уроки мужества и т.д.
Организация кружковой работы в классах
Взаимодействие с центром социального обслуживания населения по оказанию помощи малообеспеченным семьям
Диагностика.
Цель: изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целью распространения передового и коррекции отрицательного опыта.
При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:
не приходить в семью без предупреждения;
не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
не вести беседу, стоя у входа и в верхней одежде;
нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
не поучать родителей, а советовать;
желательно вести беседу при ребенке.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 направление. Педагогическое и психологическое просвещение родителей
Сроки Школа I ступени Школа II ступени Школа III ступени Ответственный
Сентябрь
2013 год Общешкольное родительское собрание «Воспитание ценности здоровья и здорового образа жизни в семье» Зам. директора по ВР,
Безопасная дорога в школу Профилактика правонарушений на дорогах города Транспорт и подросток Классные руководители, инспектор по безопасности дорожного движения ГИБДД
Октябрь
2013 год « Эмоциональные нарушения у детей и подростков» «Вся правда о суицидах» «Беды детей или беды от детей»
( психологические и социальные проблемы старших школьников) Педагог-психолог, классные руководители
Индивидуальные и групповые консультации
Ноябрь
2013 г Общешкольное родительское собрание «Ответственное родительство» (родители обучающихся 6-8 классов) Зам. директора по ВР, инспектор ПДН
Прежде всего мы- родители Воспитание без наказания «Знать, чтобы не оступиться» Классные руководители, социальный педагог
Декабрь
2013 год Авторитет родителей. Из чего он складывается? Этика взаимоотношений родителей со взрослыми детьми Классные руководители
Индивидуальные и групповые консультации Январь-февраль
2014 год Формирование духовно-нравственных качеств личности в семье и школе. Родительская конференция. Зам. директора по ВР, зам. директора по ЭР
Март
2014 год Формирование самооценки в младшем школьном возрасте Положительный пример взрослых Все начинается с семьи Классные руководители
Общественный смотр знаний Апрель
2014 год Роль отца в воспитании детей Ответственное родительство Русская семья: история и тенденции развития Классные руководители
Май
2014 год Классные тематические родительские собрания Сентябрь 2014 Профилактика правонарушений на дорогах города Классные руководители, инспектор ГИБДД
Октябрь 2014 Общешкольное родительское собрание
«Здоровые дети-здоровая нация» Врачи-специалисты
Ноябрь 2014 Гражданско-правовое воспитание в семье и школе Инспектор ПДН, зам.директора по ВР
В течение года Индивидуальные и групповые консультации Классные руководители
Формы работы:
- Родительский всеобуч.- Открытые уроки для родителей.- Тематические собрания с привлечением специалистов (врачей-специалистов, педагога - психолога, инспектора ПДН, социального педагога).- Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей -предметников.- Проведение психолого - педагогических консилиумов.- Семинары - практикумы для родителей.- Индивидуальная работа с родителями.- Итоговые четвертные собрания по классам.- Родительские конференции.
2 направление. СОТРУДНИЧЕСТВО.
Работа с родителями. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы:
Сроки Школа I ступени Школа II ступени Школа III ступени
сентябрь Праздник «День знаний Урок гражданина и патриота Уроки гражданственности и духовности
экскурсии походы экспедиции
октябрь Организация выставки «Природа и фантазия» Оформление отчетов о походе Конкурс «Моя родословная»
ноябрь Конкурс рисунков
« Моя семья» День матери. Концертная программа Экскурсии на предприятия (профориентация)
декабрь Акция «Игрушка на ёлку» Конкурс «Рождественский букет» Акция «Доброе сердце» (сбор подарков в детский дом)
январь Рождественские колядки Сбор экспонатов в школьный музей Краеведческая конференция
февраль Спортивный праздник « Вместе с папой!» Военно-спортивная игра «Зарница» Клуб интересных встреч.
март Праздник «Сегодня мамин праздник» Выставка «Россыпи народных талантов» Экскурсии в ВУЗЫ, ССУЗы
апрель Фестиваль искусств. Выставки творческих работ.
май Праздник «Семейные посиделки» Праздник «День семьи» Праздник последнего звонка
в течение года Организация экскурсионной работы. Поездки за пределы города, области
Организация клуба выходного дня. Походы, лыжные прогулки, игры.
Организация праздников, дней именинника, выпускных вечеров
Формы работы:
- День открытых дверей для родителей.- Неделя семьи.- Вечера вопросов и ответов.- Спортивные соревнования «Папа, мама и я - спортивная семья», «Лыжня зовёт», «Вместе с папой» и др.- Выставка поделок семейного творчества «Красота из наших рук».- Создание и защита презентаций семей.
- Конкурс «Социально активная семья школы».- Оформление классных летописей и фотоальбомов вместе с родителями, создание «Портфолио» учеников.- Привлечение родителей для проведения мероприятий для обучающихся класса.- Привлечение родителей - выпускников школы для сохранения и приумножения школьных и классных традиций. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
- Привлечение родителей для организации экскурсий на предприятия города.
3 направление. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ
Сроки Школа I ступени Школа II ступени Школа III ступени
Сентябрь
ежегодно Выборы классного и общешкольного родительского комитета
Планирование работы на уч.год
октябрь
ежегодно Заседание общешкольного родительского комитета. Планирование. Старт конкурса на лучший родительский комитет.
ноябрь Проведение уроков здоровья Рейд в семьи, требующие особого внимания Участие в работе педагогического совета
декабрь Рейд в столовую с целью проверки качества питания Классные родительские собрания Организация экскурсионной профориентационной работы
январь Рейд в семьи категории СОП Участие в работе педагогического совета Заседание клуба «Моя семья»
февраль Организация и проведение спортивных мероприятий, клуба выходного дня, уроков мужества
март Организация и проведение праздников Посещение уроков Рейд в семьи, требующие особого внимания
апрель Заседание Совета школы и родительского комитета «Организация летнего труда и отдыха обучающихся»
май Подведение итогов конкурса на лучший родительский комитет
Организационная:
Выборы актива класса, школы.
Планирование работы
Практическая
Утверждение плана воспитательной работы
Участие в работе ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей
Участие в работе педагогических советов
Рейд по организации питания в школьной столовой
Проведение родительских собраний
Организация благотворительных акций
Посещение уроков, внеклассных мероприятий
Участие в работе Совета профилактики
Рейд в семьи, требующие «особого» внимания
Работа с социально – неблагополучными семьями.
Стимулирование деятельности активных родителей:
- Награждения, благодарности;
- Поддержка творческих устремлений родителей.
4 направление. ДИагностика.
Сроки Школа I ступени Школа II ступени Школа III ступени
Сентябрь
ежегодно Изучение условий семейного воспитания.
Составление паспорта семейного воспитания.
октябрь Рисунок «Моя семья» Анкетирование по выявлению латентных преступлений Анкетирование по определению отношения подростков к употреблению ПАВ
ноябрь ежегодно Изучение условий семейного воспитания. Составление актов ЖБУ
декабрь ежегодно Формирование банка данных о семьях, отрицательно влияющих на воспитание своих детей
январь ежегодно Рейд в семьи с целью выявления семей группы риска, СОП
февраль Консультация психолога Анкетирование по выявлению латентных преступлений
Март ежегодно Рейд в семьи с целью выявления семей группы риска, СОП
Апрель-май ежегодно Анкетирование с целью изучения степени удовлетворенности родителями образовательным учреждением
Июнь-август ежегодно Наблюдение за семьями, требующими особого внимания
( СОП, «группа риска»)
формы работы: Изучение семей обучающихся.
- Ежегодное составление социальных паспортов школы и классов.- Составление социальных паспортов семей.- Создание банка данных асоциальных семей.
- Создание банка данных семей, отрицательно влияющих на воспитание своих детей- Раннее выявление кризисных семей.- Своевременное выявление детей, требующих внимания.- Посещение семей.
- Участие в акции «Дети вне образования».- Формирование единых педагогических требований.- Исследовательские работы «История моей семьи, моего рода».- Диагностика «Рисунок семьи»
Ресурсное обеспечение программы
Виды ресурсов Наименование
Нормативно - правовые 1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Конвенция о защите прав ребенка;
3. Устав образовательного учреждения;
4. Гражданский кодекс;
5. Семейный кодекс;
6. ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Единые правила для учащихся;
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Локальные акты и приказы образовательного учреждения.
Кадровые Заместитель директора по ВР
Классные руководители
Учителя - предметники
Педагог -организатор
Библиотекарь
Педагог – психолог
Социальный педагог
Материально-технические Бюджетные средства школы
Шефская и спонсорская помощь
Методические Пособия по внеклассной работе
Презентации
Интернет - ресурсы
Медиатека школьной библиотеки
Методическая литература классных руководителей
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.
Декларация прав ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 09.07 1998 г. (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.
Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 22.08.2004 г. №122-ФЗ
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принят Государственной Думой 21.05.1999 г.
Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ;
Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Письмо Минобразования России от 15.12.2002 № 30-51-914/16
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы» от 7 февраля 2011 года № 61
О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Письмо Минобразования Российской Федерации от 2.04.2002 № 13-51-28.
Государственная программа развития образования на 2013-2020 г.г. (с подпрограммами).
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт ОО и НОО.
Программа воспитания и социализации.
Послание Президента по организации работы по воспитанию и социализации.
Целевая программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области на 2011-2015 годы». Постановление правительства Курганской области от 12 октября 2010 года № 473
Литература
Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 5-9 - М.: ВАКО, 2007.
Кульницевич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. – М.: Учитель,2002.
Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Приложение 1.
ПАСПОРТ
условий семейного воспитания
№ данные количество %
1. Общее количество семей 733 2. Количество детей, обучающихся в ОУ 811 3. Количество детей в семьях 1205 4. Количество семей, прошедших обследование и вошедших в паспорт 733 5. Из них имеют: 1 ребенка 282 38,4
2 детей 325 44,3
3 и более 91 12,4
6. Количество полных семей ( есть мать и отец) 540 73,6
7. Количество неполных семей: -воспитывает только мать 164 22,3
-воспитывает только отец 14 1,9
-воспитывают опекуны 20 2,7
8. Национальный состав семей: -русские 1007 -других национальностей 95 9. Возраст родителей или лиц их заменяющих: до 30 лет 147 13,3
до 40 лет 830 74,5
свыше 40 лет 189 17
Свыше 50 лет 35 3,1
10. Образование родителей или лиц их заменяющих: высшее 236 21,1
неоконченное высшее 37 3,3
среднее специальное 656 58,8
среднее полное 200 18
основное общее 61 5,4
не имеют основного общего образования 5 0,34
11. Род деятельности родителей или лиц, их заменяющих: управление 22 образование 64 культура 10 бытовое обслуживание 90 силовые структуры 73 торговли 157 строительства 70 частного предпринимательства 54 науки 2 спорта 6 с\х производства 19 здравоохранения 79 промышленности 197 транспорта 107 другое 150 12. Уровень благосостояния семей: на уровне прожиточного минимума 479 65,3
ниже уровня 169 23
выше уровня 81 11
Приложение 2.
Годовые родительские собрания
сроки класс Тема
сентябрь 1-3 класс Воспитание ценности здоровья и здорового образа жизни в семье
4 класс О ведении курса «Основы религиозных культур и светской этики»
5-7 класс Профилактика правонарушений на дорогах города
8-11 класс Транспорт и подросток
октябрь 5-7 класс «Беды детей или беды от детей»
( психологические и социальные проблемы старших школьников)
1-4 класс « Эмоциональные нарушения у детей и подростков»
7-9 класс Вся правда о суицидах
10-11 класс Профилактика инфекционных заболеваний
ноябрь 1-6 Прежде всего мы родители
7-8 Воспитание без наказания
9-11 «Знать, чтобы не оступиться»
декабрь 9- 11 класс Этика взаимоотношений родителей со взрослыми детьми
5-8 класс Авторитет родителей. Из чего он складывается?
январь 10 класс Истоки духовности
февраль 1-11 класс Формирование духовно-нравственных качеств личности в семье и школе
2-5 Формирование самооценки в младшем школьном возрасте
6-8 Положительный пример взрослых
9-11 Все начинается с семьи
март 5-6 класс Русская семья: история и тенденции развития
1-4 Роль отца в воспитании детей
апрель 1-10 класс Организация летнего труда и отдыха
май 9.11 Итоговая аттестация. Организация и проведение выпускного вечера
Приложение 3.
Договор об условиях и
взаимных обязательствах школы и семьи.
Школа обязана:
- обеспечить выполнение учебного плана и учебной программы в полном объеме за курс данного года обучения;
- обеспечить квалифицированное преподавание учебных предметов, ориентировать преподавание не на заучивание, а на понимание, обсуждение, размышление;
-обеспечить диспансеризацию детей по плану детской поликлиники;
-проводить своевременный и качественный контроль за уровнем обученности ребенка;
-выявлять причины неусвоения знаний и сообщать об этом родителям;
- организовать профилактическую работу с детьми по предупреждению правонарушений;
- организовать работу по творческому и художественному развитию детей;
- поддерживать атмосферу взаимного уважения и сотрудничества учителей и учеников;
-предоставлять возможность для выполнения творческих работ под руководством учителя;
- предоставлять помещение для занятий по интересам после учебы;
- оказывать психологическую и педагогическую поддержку семье.
Семья обязана:
- следить за здоровьем ребенка, своевременно посещать врачей;
- информировать школу о перенесенных ребенком заболеваниях;
- следить за личной гигиеной ребенка;
- обеспечить необходимый режим дня ребенка;
- полностью обеспечить своего ребенка школьными принадлежностями;
- регулярно знакомиться с текущей успеваемостью ребенка;
- выполнять рекомендации учителей по коррекции познавательных и поведенческих установок;
- принимать участие в ремонте школьных помещений и оборудования кабинетов;
- выполнять рекомендации школьного психолога;
- в случае необходимости являться на заседание педагогического консилиума;
- контролировать посещаемость школы ребенком;
- сообщать в школе о перемещениях по службе, месту жительства;
- сообщать важные для школы сведения, касающиеся семьи или ребенка;
- участвовать в работе органов школьного управления.
- полностью возмещать материальный ущерб, нанесенный школе учеником, по предоставлению акта соответствующей комиссии.
В случае невыполнения обязательств школой родители могут:
- обратиться с претензиями к руководству школы или в вышестоящие организации;
- перевести ребенка в другую школу.
В случае невыполнения обязательств со стороны родителей школа может:
- обратиться в административную комиссию при администрации г. Шадринска по факту невыполнения родительских обязанностей.
Настоящий договор хранится в документах школы
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета изучения условий семейного воспитания
Сколько детей в вашей семье__________________
Сколько детей обучается в школе_______________
В вашей семье: только мальчики только девочки
Ваша семья : полная, неполная ( указать мать, отец, опекун)_
Национальный состав вашей семьи____________________________
6. Ваш возраст До 30 лет До 40 лет До 50 лет
7. Каково ваше образование:
Высшее
Неоконченное высшее Среднее полное
Основное общее Среднее специальное
Не имею основного общего
8. Отношение к религии в семье______________________________________
9. Проживает ли совместно у вас несколько поколений ____________________
10. Работаете в сфере ( мать, отец)
Управления Строительства
Науки Образования
Культуры Бытового обслуживания
Силовых структур Торговли
Частного предпринимательства Спорта
с\ х производства Здравоохранения
Промышленности Транспорта
другие
11. Уровень благосостояния вашей семьи
на уровне прожиточного минимума
ниже уровня
выше уровня
12. Имеется ли в вашей квартире, доме для ученика:
отдельная комната
уголок школьника
необходимая одежда, обувь
литература, игрушки
отсутствуют условия
13.Считаете ли вы свою семью благополучной_____________________________
14. Чем увлекается ваша семья:
спорт рукоделие
фотография домашние животные
цветоводство техническое творчество
аквариум слесарные работы
художественное творчество огородничество
изучение родословной коллекционирование
театр чтение
рыболовство кулинария
15. Решаете ли вы проблемы на семейном совете___________________________
16. Регулярно ли контактируете со школой _________________________________
17.Способствуете ли вы получению детьми дополнительного образования______
18. Как вы относитесь к школе, педагогам, проблемам детей
Положительно отрицательно безразлично
19. Применяете ли телесные наказания_____________________________________
20. Знакомы ли вы с Конвенцией ООН о правах ребенка______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета по изучению удовлетворенности родителями ОУ
1. Удовлетворяет ли Вас организация образовательного процесса (распорядок дня, расписание уроков, организация свободного времени и т.п.)в школе, где учится Ваш ребенок?
а. да б. не всегда в. нет-
Способствуют ли педагоги укреплению у Вашего ребенка желания учиться, получать образование?
а. да б. не все или не всегда в. нет
Имеете ли Вы право голоса в решении вопросов, касающихся изменений в организации образовательного процесса либо затрагивающих интересов Вашего ребенка?
а. да б. не всегда в. нет-
Является ли школа, где учится Ваш ребенок, авторитетным для Вас учебным заведением?
а. да б. не всегда в. нет
Удовлетворяют ли Вас эргономические и эстетические условия, созданные в школе (условия для занятий, удобство, уют, чистота, дизайн помещений и т.д.)?
а. да б. не вполне в. нет
Удовлетворяет ли Вас содержание образовательной деятельности, реализуемое в школе?
а. да б. не полностью в. нет
7. Удовлетворяют ли Вас сложившиеся взаимоотношения с педагогами, администрацией школы?
а. да б. не со всеми или не вполне в. нет
8.Цените ли Вы мнение педагогов, стараетесь ли выполнять их рекомендации?
а. да б. не всегда в. нет
9. Оцените степень интенсивности учебной нагрузки в школе?
а. оптимальная б. чрезмерная в. недостаточная
10. Оцените уровень знаний, которые получает в школе Ваш ребенок?
а. высокий б. достаточный в. недостаточный
Оцените степень психологической безопасности, защищенности Вашего ребенка в школе?
а. высокая б. достаточная в. низкая
Довольны ли Вы тем, что ребенок учится именно в этой школе?
а. да б. в некоторых случаях- в. нет
Отметьте от 10( высшее) до 1(низшее) значение, соответствующее степени психологической комфортности в данной школе?
Назовите те особенности школьной жизни, которые вызывают у Вас и вашего ребенка ощущение напряжения и дискомфорта?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
П р о г р а м м а
родительского просвещения
(разработана и принята на педагогическом совете школы в 2005 году.)
класс Т е м а т и к а
1 Трудности адаптации первоклассников в школе.
Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в ее развитии.
Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.
О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
Телевизор в жизни семьи.
2 Воспитание сознательной дисциплины
Наказание и поощрение
Воспитание ненасилия в семье
Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников
Физическое развитие младших школьников в школе и дома.
3 Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
О развитии самосознания у детей и подростков. Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
Ребенок в среде сверстников. Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
4 Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности
Патриотическое воспитание школьника в семье и школе.
Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
Прощай, начальная школа!
5 Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе.
О значении домашнего задания в учебной деятельности.
Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами.
6 Физическое развитие школьника .
Правовые проблемы подросткового возраста.
О развитии самосознания у детей и подростков. Нравственные чувства человека и особенности его формирования.
Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.
Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
7 Агрессия, ее причины и последствия.
Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
О родительском авторитете.
Поощрение и наказание детей в семье.
Нравственные уроки моей семьи.
8 О задачах обучения и воспитания учащихся 8 класса.
Психолого- возрастные особенности подростка «Мотивационный овраг»
Вопросы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Как уберечь ребенка от насилия.
Жизненные цели подростков.
9 Психолого- педагогическая характеристика подростков в переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту.
Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка. Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
Правовое воспитание подростков в семье и школе.
Как подготовить себя и ребенка к экзаменам.
Этика и эстетика в быту и поведение старшеклассника.
10 Организация учебного труда школьника в старших классах и роль родителей.
Выбор профессии и социально- нравственное самоопределение.
Ответственность, самооценка, самоконтроль. Как в себе развить?
Значение выбора в жизни человека.
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
11 Значение выбора в жизни человека.
Профессии, которые выбирают наши дети.
Необходимость семейных традиций в жизни ребенка. Значение семейных традиций в детско- родительских отношениях.
Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе.
Атмосфера жизни семьи как фактор психологического здоровья ребенка.
Предметные родительские собрания:
Музыка: Родительское собрание- мастерская «Праздники»
Эмоциональный мир школьника. Его значение и пути развития.
Роль художественно- эстетического искусства в воспитании подрастающего поколения.
Мы и наши таланты. Итоги года.
Труд: Роль трудового воспитания в формировании личности ребенка
Значение трудового обучения в развитии творческой активности учащихся 5 кл.
Собрание « Чайный стол»
Проектная деятельность на уроках трудового обучения.
ОБЖ, Спорт : Нравственно- физические катастрофы детей школьного возраста.
Роль физкультуры и спорта в формировании граждан РФ
Роль спортивного оборудования в формировании устойчивого интереса к занятиям физкультурой.
ИЗО: Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Воображение и его роль в жизни ребенка.
Биология: Роль семьи в привитии гигиенических навыков детям.
Логопед: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи учащихся 1 класса
Дисграфия и пути ее устранения.
Исправление дислексии у младших школьников
Речь и мелкая моторика.
Связная речь. Ее развитие.