Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Биография и творчество И. А. Крылова
И. А. Крылов. биография и творчество (учебник, с. 130–133; рабочая тетрадь, с. 39)
Тип урока: постановка учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи
Планируемые результаты
Предметные:
научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному
Метапредметные:
познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;
регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;
коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников
Личностные:
проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Образовательные ресурсы: портрет И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, карточки с отрывками из басен
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
I. Организация начала урока
Приветствует учащихся. Проводит работу по эмоциональной и психологической подготовке учащихся к уроку:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Проговаривают стихотворные строки, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность
Владеют навыками психологической подготовки к уроку,
к уроку. Приветствуют учителя
организации рабочего места, вежливого общения
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Мы с вами знаем: если человек пишет прозаические произведения (рассказы, романы, повести), его называют... (Писателем.)
А если сочиняет поэтические произведения? (Поэтом.)
А того, кто пишет басни, называют баснописцем.
Вот об этом человеке – великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове – мы будем говорить сейчас на уроке (демонстрирует портрет И. А. Крылова)
Внимательно слушают. Отвечают на вопросы
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
III. Изучение нового материала.
1. Биография И. А. Крылова.
– В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И. А. Крылов (см. ресурсный материал).
Заранее подготовленный ученик рассказывает
о биографии И. А. Крылова. Внимательно слушают.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения.
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя, сообщения и ответов учащихся.Владеют навыками работы со справочной литературой.
Формулируют
2. История создания басен.
Рассказывает об истории создания басен (см. ресурсный материал).
– Как называется жанр, в котором работал И. А. Крылов? (Басня.)
– Что такое басня?
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.
– Небольшое, чаще всего написанное в стихотворной форме произведение.
3. Работа с толковыми словарями
– Найдите в толковых словарях, какое определение слову дают С. Ожегов и В. Даль.
Басня (по С. И. Ожегову) – краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по В. И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными.
Отвечают на вопросы.
– Сравним эти два определения. Что общего? Чем отличаются?
– Составим свое определение басни.
– На какой жанр литературы похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем?
– Басня – короткий, нраво-учительный рассказ в стихах, в скрытой форме изображающий людей и их поступки. Главные герои:
животные и растения.
– На сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать.
ответы на поставленные учителем вопросы.
– Еще в басне всегда есть нравоучение, или, по-другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки.
– Назовите главных героев басен Крылова.
– Чем отличаются животные в баснях от животных сказок?
– Животные.
– Они похожи на людей, имеют человеческие пороки.
– Что обязательно должно быть в каждой басне?
– Чем можно объяснить бессмертие и актуальность басен Крылова в наши дни?
– Мораль.
– Басни подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, видит свои недостатки и старается от них избавиться.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться. На четыре – руки шире.
Два – согнуться, разогнуться. Пять – руками помахать.
Три – в ладоши три хлопка, Шесть – на место тихо сесть
Головою три кивка.
Сопровождают слова учителя соответствующими действиями
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
IV. Закрепление изученного материала.
1-й конкурс «Мораль сей басни такова».
2-й конкурс «Назови героя».
3-й конкурс «Крылатые слова»
– Вспомним басни Ивана Андреевича Крылова и обобщим ваши знания. Проведем несколько конкурсов, в которых вы сможете показать свои знания.
– Укажите басню, в которой была такая мораль (см. ресурсный материал).
– Укажите автора слов (см. ресурсный материал).
– Многие
·фразы из басен И. А. Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.
– Укажите крылатые фразы в следующих баснях (см. ресурсный материал)
Внимательно слушают, отвечают на вопросы
Формулируют ответы на поставленные
учителем вопросы. Используют простые речевые средства для
передачи своего мнения
V. Обобщение изученного материала
Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Это памятник был сооружен на деньги, собранные народом всей России.
– Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? (Он учил людей узнавать самих себя, помогал находить в себе недостатки, учил мудрости жизни.)
– Да, дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях
Внимательно слушают
Адекватно воспринимают информацию из рассказа учителя, ответов учащихся
VI. Итог урока.
Рефлексия
– Посмотрите на выставку книг И. А. Крылова. Кого вы видите на обложках?
(Это герои его басен.)
– Почему на обложках есть и звери, и люди?
– В чём сила басен?
– Понравился вам урок? Чем именно?
– Закончите предложения:
Сегодня я узнал
Было интересно
Урок дал мне для жизни
Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности
Формулируют ответы на вопросы
VII. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басен Крылова
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее достижения
Ресурсный материал к уроку
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О И. А. КРЫЛОВЕ
Обращаясь к его портрету, мы видим мудрого проницательного, доброго к людям человека. В народе его называют дедушкой Крыловым.
И. А. Крылов родился в семье военного. Был одаренным ребенком. Но жизнь его сложилась с детства так, что ему не пришлось учиться в школе. Однако стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. В 11 лет Крылов уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке.
И. А. Крылов написал очень много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, какой пользовался далеко не каждый писатель.
Уже при жизни И. А. Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа, ведь его басни понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой разговор. И. А. Крылов так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что, читая басни, мы не только узнаем, что случилось с героями, но и видим перед собой яркую, живую сценку в своем воображении.
Откуда к нам пришли басни?
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ БАСЕН
Первым, кто стал использовать приём иносказания (например, изображают животных, а имеют в виду людей), был Эзоп.
Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он выявляет неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
КОНКУРСЫ
1-й конкурс «Мораль сей басни такова»
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)
2. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник: и дело не пойдёт на лад. («Щука и Кот».)
3. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! («Чиж и Голубь.)
4. Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. («Ларчик».)
5. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак».)
2-й конкурс «Назови героя»
1. Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! (Лисица.)
2. Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите. (Мартышка.)
3. Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть
Кур красть? (Крестьянин.)
4. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё
С песком и илом?
За дерзость такову – я голову с тебя сорву. (Волк.)
5. Ларец с секретом,
Так; он и без замка.
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и ларчик вам открою
В механике и я чего-нибудь да стою. (Механик-мудрец.)
3-й конкурс «Крылатые слова»
1. «Лебедь, Щука и Рак» («Да только воз и ныне там».)
2. «Волк и Ягнёнок» («У сильного всегда бессильный виноват».)
3. «Ларчик» («А ларчик просто открывался».)
4. «Кот и Повар» («А Васька слушает, да ест».)
5. «Мышь и Крыса» («Сильнее кошки зверя нет».)
15