Обобщение опыта работы по теме Обучение чтению в игре и через игру
Обучение чтению в игре и через игру
Самое полезное в жизни –
это собственный опыт.
В. Скотт
Развивающееся общество нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
В связи с этим, одной из приоритетных задач российского образования, является формирование и развитие конкурентоспособной личности выпускника, способной к самоопределению, успешной социализации в обществе и активной адаптации на современном рынке труда. Я считаю, что формирование полноценной личности выпускника нужно начинать уже с младшего школьного возраста, так как начальное образование является фундаментом всех последующих лет обучения, так как именно в этом возрасте формируются базовые основания личности, которые в дальнейшем определяют всю будущую жизнь и судьбу ребенка.
Но особенностью детей младшего школьного возраста сельской местности, где нет дошкольных детских учреждений, является то, что они приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Многие из них находятся в состоянии школьной дезадаптации с первых лет обучения и остаются таковыми надолго. Это проявляется в снижении способности к обучению, учебной мотивации, в эмоциональных и поведенческих проблемах, ухудшении здоровья, что зачастую препятствует эффективному решению задач всей образовательной цепи. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность, заинтересовать в получении знаний, научить детей учиться. Поэтому моя позиция по отношению к ребёнку такова: он – мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.
Меня, как и многих учителей, работающих в условиях сельской малокомплектной школы, волнует, как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра. Поэтому моя система работы основывается на теории игры, которую в отечественной педагогике и психологии разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр. Поэтому я считаю, дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету и успешно использую в обучении. Игра, как тень, родилась вместе с ребёнком, стала его спутником, верным другом. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, я учитываю не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяю сегодняшние. Игра есть практика развития. Ребёнок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. В младших классах игра занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на различных этапах урока, использую их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают. Считаю игру особой формой обучения, созданной обществом для развития. И в этом плане она - педагогическое творение. Давно известно насколько игра многогранна: она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Значение обучения в игре невозможно исчерпать и оценить развлекательно - креативными возможностями. В том и состоит его феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам
В своей многолетней практике игровую деятельность я успешно использую: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Я выделяю три фактора успешности своей системы: эффективность, продуктивность и результативность.
Показателями эффективности применения различных игр являются: влияние на развитие личности и состояние психологического здоровья младших школьников; совершенствование системы диагностики обучения, воспитания и развития обучающихся; творческий характер совместной деятельности учителя и учеников; позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету; оптимальный психологический климат на уроках.
Продуктивность подтверждается позитивными результатами исследований удовлетворенности учащихся и их родителей условиями и качеством обучения.
Показателем результативности является уровень качества знаний учащихся.
Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, коллективу класса, к самому себе. Опыт показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов – новаторов, работающих в этой области. Все используемые мной приёмы, упражнения описаны в литературе. Хорошие результаты можно объяснить систематичностью работы и проблемно- поисковым стилем мышления. Важно творчески использовать различные методические приёмы, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.
Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т.е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтению будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят собственно к чтению. Одним из направлений этой работы является деление слова на слоги, проговаривание слов по слогам, составление отдельно названных слогов. Соединяя аналитико – синтетическую работу с графическими обозначениями, т.е. упражняя учащихся в проговаривании слов по слогам с опорой на схему – модель слова, я осуществляю так называемую пропедевтику чтения, помогаю им «вжиться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время будет служить им руководящим принципом чтения: «Читай по слогам!» Формированию названных умений и навыков мне помогают дидактические игры: «Последний слог в слове – за тобой», «Цепочка слогов», «Закончи предложение», «Угадай слово», «Что лишнее».
Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В связи с этим я стараюсь, как можно более качественно провести работу, обеспечивающую запоминание букв. На каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному, интересному построению такого этапа урока мне помогают дидактические игры: «Найди лишнюю букву», «Буквы подружки», «Полубуковка», «Как из одной буквы сделать другую».
Одной из важнейших задач в начальный период обучения грамоте является обучение чтению прямого открытого слога: овладев умением читать слияние, учащиеся получают инструмент для прочтения любого текста. Проблема слияния наиболее сложная в ходе обучения чтению. В процессе обучения я делаю всё необходимое, для того чтобы, дети воспринимали слияние как единый графический элемент, т.е. добиваюсь такого результата, чтобы ребёнку достаточно было увидеть напечатанные рядом буквы, чтобы узнать в этом сочетании знакомый слог. Умению внимательно вглядываться в буквы слога, сознательно сливать согласный с гласным мне помогают дидактические игры «Слоги – друзья», «Закончи предложение», «Четвёртый лишний», «Кто как голос подаёт», «Найди пару»
На первых ступенях обучения грамоте без многоразового чтения просто не обойтись. Для того, чтобы такое чтение перестало быть мучением, необходимо, чтобы оно превратилось из бесконечного и бессмысленного чтения «цепочкой» в занимательный поиск ответов на разнообразные и интересные вопросы учителя. В своей работе я использую разнообразные приёмы: анализ, чтение по слоговым таблицам и, конечно, чтение в процессе дидактических игр: «Слог или слово», «Помоги слову найти последнюю букву», «Найди спрятанное слово», «Слово в слове», «В каких словах буква лишняя?», «Добавь букву», « Грамматическая арифметика».
Фрагмент урока обучения грамоте.
Тема: «ЗВУК Ц. БУКВЫ Ц, ц.»
Цели: совершенствовать навыки чтения;
развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: дидактические игры.
Этап повторения и закрепления пройденного
Игра « Больница для слов»
а) буквы рассыпались
б) зачеркни лишнюю букву, чтобы получилось слово
в) соедини с буквой, чтобы получилось слово
А А Р М- рама; А З У Б Р- зубр
ТСОСНА; ДОМИ; ПИОЛКА
ГРО В
КРИ М
ПЛО К
ГРИ Б
Игра «Найди лишнее слово»
Рис маки торт мишка
Рис раки торт мишка
Рос маки торт миска
Рис маки порт мишка
Игра «Поймай слово»
Ш п т и ц а й ю ь в ч г н р о з а п м д е п а р к г о д а в п о л к а р в ж э у в ы
4. Игра «Третий лишний»
Баран грибок бублик
Бегемот клён батон
Бамбук осина пастила
Электронное приложение интегрировано в методическую систему УМК, что позволяет значительно расширить и дополнить содержание урока . Основные типы заданий, используемые в приложении, также представлены в виде игры: «Ребусы», «Играем вместе», «Что лишнее?», «Бусы»,«Какое слово спряталось?», «Подбери слог», «Поиграем со слогами», «Найди слова на картинке».
Считаю, что в младшем школьном возрасте не нужны ни дополнительные, ни факультативные занятия для овладения техникой чтения. В этом возрасте достаточно уроков, на которых знакомство с каждым новым звуком, буквой, слогом, предложением и текстом происходит в игровой форме. Я играю с учениками не ради игры, а для того чтобы пробудить у них огонёк пытливости и любознательности. Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы, а мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.
ИГРЫ на уроках обучения грамотеГласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать , И в колыбельке Алёнку баюкать ,Но не желают свистеть и ворчать .А согласные согласны,Шелестеть ,шептать , скрипеть ,Даже фыркать и шипеть ,Но не хочется им петь .« Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист .« Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат .« Р- р - р» - моторы тарахтят .Игра: « Делим слова на слоги».Цель : научить делить слова на слоги .(используется мяч)- Буду я сейчас водить ,Буду я произноситьКакое - нибудь слово.Вам нужно повторить,Потом на части разделить .- Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са - ды ) ,Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).Игра : « Составляем слова из слогов»Цель : научить детей составлять слова из слогов .Буду я сейчас водитьБуду я произноситьТолько части слов сначалаЧасти нужно так составить ,Чтобы слово зазвучало.(ды , са, вы,сли, ки, ру- сады , сливы , руки)Игра: « Живые слова»Цель : научить детей составлять предложения , определять кол — во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников .Каждый из них обозначает определенное слово .Задача детей - составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)На ветке сидит маленькая птица . (Можно изменить порядок слов.) Маленькая птица сидит на ветке .Игра «Найди лишнего».Цель .'научить детей работать со схемой предложения.На доске неправильно составленная схема предложения .Детям предлагается найти лишнее слово или недостающее.^ Коза пасется на лугу .Игра «Укрась предложение». Цель : научить дополнять предложения.Учитель произносит предложение: Девочка поет песню .Учитель показывает на схеме предложения место , где дети должны вставить слова.^ Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.Игра «Закончи предложение».Цель : научить детей заканчивать предложения.Детям предлагается закончить предложения:Книга лежит на ... . Человек находится в .... Мы играли на .... Дети пошли утром ....Игра «Найди помощника».Цель: научить определять предлоги в словах.Учитель читает предложения с предлогом .Дети при повторном чтениихлопают в том месте, где есть предлог.^ Лена едет в трамвае . На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет . Ира спряталась в шкаф . Андрей вышел из класса .Игра: «Вылечи предложение».Цель : научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель предлагает на слух предложения без предлогов .Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.Вариант 1.... гнезде пищат птенцы .Платок лежит ... кармане .^ Вазу поставили ... стол . Чайник кипит ... плите .Рыба живет ... реке .Задание сопровождается составлением схем предложения .Вариант 2. Исправьте ошибки.В стене висит портрет . Суп варят на кастрюле . Молоко налили на чашку . Сорока села на дерево . Мальчик стоит в мосту . Дети пошли на лес . Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин .Игра «Помоги другу».Цель : научить детей работать со схемой предложения.Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящуюсхему предложения, если таковая есть.Игры со звуками.Игра «Наоборот».Учитель произносит слова .Дети должны произнести эти слова наоборотСон , раб , ноль ,лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок .) А Игра сопровождается составлением схем слов.Игра «Нужный работник».Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов .^ Книга гора Бокс гуси Веник полСвет клумба Игра «Разложи по кирпичикам дома».(звуковой анализ)Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работатьтакой последовательности : - составление схемы целого предложения ;- составление слоговых схем ;- выделение гласных звуков точками ;Игра «Хор гласных».Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которы нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.^ Мышата гуляли-ы-а-а -у-а-и-ы-а-а -у-а-иИгра « Какое слово длиннее»Дети отвечают на вопрос : какое слово длиннее, предварительно составсхему слов.^ Дом ДомикСлова для предъявления: час , минута ; ручей , река ; червяк , змея ; ключ ключик .Игра «Какой звук лишний».Вадик спит и видит сЛон , Что летит в ракете он.В нашем доме на окошке , Сидят серенькие кРошки.Игра «Замени звук».Утром Кости к нам пришли , И подарки принесли .Прилетел из леса Лук ,. И залез под толстый сук .Тащит мышонок в норку ,Огромную хлебную Горку .Не учил уроки , а играл в футбол , Оттого в тетради появился Гол .Русская красавица Своей коЗою славится .На поляне весной Вырос Зуб молодой .У Печки с удочкой сижу , От рыбы глаз не отвожу .Усатый кИт сидит на печке Выбрав теплое местечко .Посмотрите на лужайку , вот так - так ,Распустился тонконогий красный Рак .Под березами , где тень , Притаился старый День .Загремел весенний гНом Тучи на небе кругом .Кто, ребята, смелый И при этом ловкий ,^ Может у Ужонка, Посчитать иголки .Игра «Каждому предмету свое место»Детям раздаются предметные картинки ,в названиях которых есть определенные звуки .например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующему звуку.Игра «Кто лучше слушает»Учитель дает установку :поднимать руку только тогда , когда услышите ... звук.Игра «Цепочка»Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра...Игра «Кто больше»Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово ученик получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.Игра «Звуковые часы»В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:- найти и назвать слова , в которых есть ... звук ;- выделить и назвать первый и последний звук в слове , указанном стрелкой ;- показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;- подобрать слова , начинающиеся с того же звука , что и название данного предмета . И т.д.Игра «Мы — писатели»Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения . Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком .Н-р ,со звуком п.^ Папа пришел домой и принес покупки .Потом прибежал Павлик .Папа с Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проносились машины .Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.Игра «Полубуковка»Даны элементы букв ,нужно найти недостающие элементы.Игра «Найди букву»На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».Игра «Найди пару»На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы .Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.Игра «Поймай рыбку»В небольшом аквариуме «рыбки» ,к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами .Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы»,дети составляют слово (н-р, к,о, у ,ъ ,н-окунъ)^ Игры со слогамиИгра «Капитаны»Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты , корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет ,а другая- в зеленый) .карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к острову, капитан читает название острова ка , хо ,ки Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние - на синюю сторону. Класс дополняет слог- слияние до полного слова.Для отработки навыков чтения слогов - слияний и для совершенствования речи уч- ся можно использовать игровые тематические таблицы .«Курочка с цыплятами»Вышла курочка гулять , свежей травки пощипатьА за ней цыплятки — малые ребятки.- Цып - цып - цып -Сюда ,сюда ! Я вам буковку нашла !Прибежал веселый А , прочитали дети ...(на). Прибежал задорный О, прочитали дети ...(но). Прибежал упрямый У, прочитали дети ...(ну).Прибежал зазнайка Е, прочитали дети ...(не).« Дупло»Вот это дуб, а в нем дупло,Где поселилась буква О.Буква эта гласная , но дружна с согласными .Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети ...(ло).Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети ...(но)..Игра « Помоги Карлсону приземлиться» На парашютиках слоги .Задания : прочитать слоги с мягкими согласными ,ствердыми согласными ;дополнить слог до слова, чтобы к нему можно былопоставить вопрос что делает ? что ?Игра «Составить слово»Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первымдля следующего слова:Мо- ло — коРо-Ва-Игра в слова.Приводится слово , н-р, гастроном , все составляющие это слово буквы наотдельных карточках.^ Вот из слова « гастроном» Вышел важный астроном, Вышел маг , и вышел гном ...Дидактические игры и упражнения с использованиемслоговой таблицы- Кого нет в домике ? ( слог удален )- Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.- Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)- Договори слог до целого слова.- Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)- Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).- Подари игрушку.На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы - кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право «подарить» игрушку товарищу- С кочки на кочку.Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называю) каждый слог. Темп игры меняется.- Прочитай слово (поуказанным слогам и буквам). Составь с данным словом предложение.- Кто это или что это ?Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы получилось слово (например, о-си-на.) Дети, про себя осмысливая слово, не произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У неё всегда дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать слово вслух.- Составление слов из слогов и букв на наборном полотне. Для записи таких слов остается уточнить лишь соединения букв , буквосочетаний СГ.Литература:
М.А. Хатина «Азбука» (игры, задания, рассказы). Ростов-на-Дону, «Удача», 2007г.
Н.Н Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению»Москва « Вако»2004
Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». М., «Эксмо», 2004г.
Н. Павлова «Читаем после «Азбуки». 2006
А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.