Урок-суд по роману Ф.Достоевского Преступление и наказание
Урок - суд над Раскольниковым
( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Задачи урока: Закрепить знания учащихся по творчеству Достоевского; подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе. Воспитывать чувства сострадания, сопереживания, воспитывать непримиримость к преступлению ,перешагиванию предела дозволенного, возможного ради утверждения своей человеческой личности. Формировать умения давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, делать сравнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: ролевая игра
Оборудование: интерактивная доска, презентация, фрагменты фильма «Преступление и наказание»
Эпиграф урока: «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести»
Д.С.МережковскийХод урока
Учитель. Добро и зло – вечные составляющие бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? Почему нравственный закон не нуждается в логическом оправдании? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?
Переберём одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. Перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему, взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения с грубостью и бездушностью окружающих людей, все столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. И попытаемся ответить на вопросы: преступник ли Раскольников? А если да, то какое преступление он совершил?
(обращение к теме урока ,словарным словам, к эпиграфу, как его понимают).
Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то.
Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Преступник – человек, который совершает преступление. (С.И.Ожегов)
Итак, нам предстоит сегодня суд над главным героем романа.
Секретарь. Встать, суд идет.
Судья. Садитесь, господа. Слушается уголовное дело Раскольникова Родиона Романовича, обвиняемого в двойном убийстве. Суд работает в составе: председатель суда -
обвинитель -
защита -
секретарь суда -
председатель присяжных заседателей -
секретарь, доложите о подготовке судебного заседания
Секретарь. Обвиняемый Раскольников Родион Романович доставлен, приглашенные свидетели на заседание явились все.
Судья. Слово для оглашения дела предоставляется стороне обвинения.
Прокурор. Господа! Родион Романович Раскольников, бывший студент, находясь в трудном материальном положении, проник в квартиру Алены Ивановны под предлогом сдачи в залог часов. Как показало следствие и признание обвиняемого, убийство было запланировано, т.к. Раскольников принес с собой средство убийства – топор, но жертвой оказалась и сестра процентщицы, Елизавета. Таким образом, Раскольниковым были убиты две ни в чем не повинные женщины.
Но, если не принимать во внимание явку с повинной, и взглянуть на преступление субъективно, каким безжалостным существом надо являться, чтобы занести топор над двумя беззащитными людьми? Кто давал этому человеку право вершить суд над другими, основываясь на своей бесчеловечной теории, заключавшейся в разделении всего общества на две категории: «твари дрожащие» и «право имеющие»? Ведь, даже если следовать этой антигуманной теории и принять во внимание произведенное этой теорией впечатление, нельзя ничем оправдать сей поступок господина Раскольникова.
На данном заседании сторона обвинения намерена доказать, что Раскольников Р.Р. преступник, которого необходимо наказать по всей строгости закона.
Судья. Спасибо, господин прокурор. Прошу вас, Родион Романович, есть ли у вас какие-либо заявления суду?
Раскольников. Спасибо. Хочу сказать, что вы совершаете ошибку…Да, да, именно ошибку… Мой поступок аморален, но я ведь помог… Помог убрать еще одно зло из этого мира. Доказал свою теорию... И я считаю, что я невиновен.
Судья. Хм, ваше отношение к делу мне понятно. Теперь сторона обвинения, есть ли вопросы?
Прокурор. Вы забываете, что убили и сестру процентщицы, беспомощное, безобидное существо, она тоже является средоточием зла? А в чем был виновен её неродившийся ребенок?
Раскольников. Нет, не помню... Она всё видела... мне не нужны были свидетели... не знаю, как это произошло... был болен... и потом .... я доказал, что я не тварь дрожащая.
Прокурор. Вы затронули свою жестокую теорию. Расскажите суду, в чем ее суть.
Раскольников. Я в течение долгого времени думал над тем, почему наш мир так жесток? И пришел к выводу, к своей философии, которая заключается в следующем: все люди подразделяются на две категории: «твари дрожащие», безропотно принимающие порядок вещей, и «творцы истории», «сильные мира сего», люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок, гении, которым «все дозволено», а развитие общества совершается за счет попрания первых последними. Идеалом моим, «сверхчеловеком» является Наполеон. Для меня это личность, действующая по правилу «все дозволено», человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной выгоды. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться человеческой судьбой, сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тени жалости и сожаления. Таков мой кумир. Я завидовал способности императора перешагнуть через всех и всё, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию.
Прокурор. Поделив людей на две категории, к какой вы отнесли себя?
Раскольников. Я хотел понять, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять? Тварь ли я дрожащая или право имею?
Прокурор. Вопросов пока к обвиняемому не имею.
Защитник. Разрешите, господин судья? Мой подзащитный - человек ранимый, глубоко сочувствующий людям, живущим с ним рядом. Он, как никто другой, видит все несправедливости жизни. И если мы говорим о преступлении Раскольникова, то надо учитывать и те обстоятельства, которые толкнули его на это. И в первую очередь - это сама атмосфера города. Позвольте пригласить эксперта по этому вопросу, господина
(ФИ. выступающего ученика)......
Секретарь. Для дачи показаний приглашается эксперт........
Эксперт. Господа, хочу заявить, что через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты, сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока , можно получше рассмотреть то место, где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в “...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...”. “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - “...неуклюжая большая софа...”, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление. И так ужасную картину духоты и тесноты, усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать, Достоевский вводит уличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы увидим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, так что он чуть не попал под повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романе Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания.
Да что я говорю, посмотрите сами ( Видеофрагмент «Петербург Достоевского»)
Видя такой Петербург, Раскольников еще больше убеждается в правильности своей теории. Он считает, что всем обиженным и обездоленным надо помогать, но для этого нужны жертвы, это приводит его к преступлению. Прошу учесть мое выступление как голос в защиту господина Раскольникова
Судья. Вопросы к господину эксперту есть? Cпасибо, присаживайтесь. Следующего свидетеля, пожалуйста.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается Порфирий Петрович.
Судья. Как вы познакомились с Раскольниковым?
ПП. Нас познакомил друг Раскольникова Разумихин.
-Свидетель Порфирий Петрович, что привело вас к мысли, что преступление совершил обвиняемый?
ПП. Сначала статья его меня заинтересовала. Интереснейшая вещь, я вам скажу. Под теорию Родиона Романовича любое преступление подвести можно, все объяснить идеей, все оправдать. Да и вел себя господин Раскольников странно. Нервничал, пытался казаться спокойным, переигрывал. Да я психолог хороший. Удовольствие мне доставляло посмотреть, как он сам в сети, мной расставленные, идет. Я ж его к признанию потихоньку подвел, почти прямо обвинил в преступлении. Иногда мне казалось, что от напряжения сил он в обморок упадет.
Прокурор. Почему своё признание Раскольников считает катастрофой?
ПП. Я загнал его в ловушку, сначала для проверки возникшей гипотезы, потом уверенный в своей правоте, чтобы добиться раскаяния и признания. Борьба закончилась. Дальше арест и наказание. Для господина Раскольникова душевный тупик - уже наказание. А крушение его теории - это и есть катастрофа для него. Не может он согласиться, что он обыкновенный человек.
Адвокат. Вы действовали негуманно, постоянно намекая, что вам известно больше, чем есть на самом деле. Вы довели моего подзащитного до нервного срыва, зная, что он болен.
ПП. До такого состояния он довел себя сам. Невозможно жить с раздвоенным сознанием. Нельзя быть хорошим для всех и преступником одновременно. Трудно бороться с совестью.
Прокурор. Как вы думаете, Порфирий Петрович, было ли его признание чистосердечным?
ПП. Думаю, нет. Не смог бывший студент свою теорию в практике претворить. Дело сделал, а вынести тяжесть его не мог. Потому как в нём человек победил. В подсознании -то у него всегда сидело, что идет он против совести. Сердце у него доброе, а умом хотел Наполеоном стать. Вот сознание и не дает ему раскаяться чистосердечно, обижается, что не смог переступить, не осознает, что сам стал злом, погубившим несколько человек.
Раскольников. Да как вы можете так говорить...
Судья. У защиты есть вопросы к свидетелю?
Адвокат. Не имею.
Судья. К сожалению, важный свидетель Свидригайлов покончил жизнь самоубийством. Но давайте представим, что бы он сказал суду, будь он жив.
Секретарь. Вызывается свидетель господин Свидригайлов.
Судья. Вам есть что нам сказать?
Свидригайлов. Конечно. Говорят, я двойник Раскольникова, обратная сторона одной медали. Да, мы одного поля ягоды. Ко мне он пришел накануне моего самоубийства. Я совершенно спокойно и хладнокровно принял признания Раскольникова. Я не видел в этом никакой трагедии. Да, я его подбадривал, успокаивал, на путь истинный наставлял. Видя, как он мечется, я сказал ему: "Понимаю, какие у вас вопросы в ходу, нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем вам они теперь-то? Затем, что всё еще и гражданин, и человек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за своё дело браться.» Уважаемый суд! Д.Мережковский сказал: «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести» Не смог Раскольников ту черту нравственную перешагнуть, чтоб избранным стать. Совестливый сильно… А я переступил, поэтому так откровенен. Я его теорию как свою принял: хорошая цель оправдывает злодейство, ради достижения её совершенное.
Защитник. А зачем вы в Петербург приехали?
Свидригайлов. Ради его сестры Дунечки Раскольниковой. Расставил ей ловушки, ведь ради брата она пошла бы на всё. Но отступил перед её нравственной силой, перед своей к ней любовью отступил.
Прокурор. Почему вы решились на самоубийство?
Свидригайлов. Потому что и моя, и Родиона теория неверна. На моем счету много добрых дел. Но они не возродили мою душу. Все время мучила вина за загубленные жизни, и пробудила это чувство вины Дуняша, как лучик солнца осветила всю пошлую и циничную жизнь мою. И наказание мне - безответная любовь к ней. Любовь пробудила все лучшее, что было во мне. Мне не нужна была жертва Дунечки ради своего брата. Мне любовь нужна была. Без любви, веры в истину и добро жить нельзя. Это я понял и казнил себя.
Судья : А мог бы Раскольников совершить самоубийство?
Свидригайлов. Мог. Только и у него солнышко рядом оказалось. Соня Мармеладова, увидевшая в нем не преступника, а доброго человека, верящая в его лучшее начало.
Судья. Есть ли вопросы к господину Свидригайлову? Спасибо.
Секретарь. Для дачи показаний приглашается Мармеладова Софья Семеновна.
Судья. Софья Семеновна, вы живете по желтому билету, проститутка. Что толкнуло вас на такую дорогу?
Соня. Да как же, не по доброй воле на панель пошла я. Папенька не мог добытчиком в семье быть, запойный он был, но добрейшей души человек, жалко мне его было. Да Катерина Ивановна, с её чахоткою, да дети малые... Их же кормить надо...
Судья. Задавайте вопросы свидетелю.
Адвокат. А вы понимали, что приносили себя в жертву?
Соня. Какая же жертва? Что вы говорите? Да если бы надо было, я бы опять это сделала, ради них сделала…
Раскольников. Я же говорил, что она юродивая
Соня. Зачем вы так? Да ведь я... бесчестная... я великая грешница. И я законы нравственные переступила.
Судья. Свидетель Мармеладова Софья Семёновна, почему именно вам он сознался в преступлении?
Соня. Потому что и я преступница. А ему выговориться надо было, пожалеть его нужно...
Судья. А как Раскольников к вам относился.?Соня. Родион Романович, как мне ни больно, не любит меня, и вел себя бесцеремонно, самоуверенно и безжалостно. Но я прощаю ему это, потому что люблю искренне… и надеюсь, что он осознает, что поступил неправильно.
Прокурор. Вы поддержали его?
Соня. Нет, но ни отвращения, ни малейшего омерзения, ни малейшего содрогания не было. Я понимала, что убив старуху, он убил самого себя. Он страдал, мне жаль его, но через страдание очищается человек, через страдание к счастью приходит. И через смирение. Я просила его смириться и покаяться перед людьми и землей в его злодеянии. Но скажу честно, я готова следовать за ним куда угодно, хоть и на каторгу, потому что верю, что он изменится и возродится к новой жизни..Судья. Что он говорил о мотивах преступления?
Соня. Что хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил. Что деньги старухи на оплату обучения пустит.
Раскольников. Не для того, чтобы матери помочь, я убил! Вздор! Не для того я убил, чтобы получив деньги и власть, сделаться благодетелем человечества... мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек.
Прокурор. Ваша честь, в распоряжении обвинения имеются материалы, которые мы просим считать доказательством вины подсудимого.( Просмотр фрагмента из серила «Преступление и наказание», сцена убийства)
Судья. Да, тяжело это смотреть. У защиты и обвинения больше нет вопросов? Нет свидетелей? Приступаем к прениям сторон. Слово обвинителю.
Прокурор. Рассмотрев материалы уголовного дела, выслушав всех свидетелей, я настаиваю на суровом наказании Раскольникова Родиона Романовича. Признаваясь в физическом убийстве двух женщин, он не осознает преступности своей теории . Человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова. Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. Поэтому, учитывая двойное убийство, нераскаяние Раскольникова в содеянном, прошу для него 15 лет каторжных работ.
Судья. Слово защитнику.
Адвокат. В своей записной книжке Достоевский как-то отметил: "Две великие идеи - бунта и смирения, обе требуют подвига". Бунт или смирение (символически - топор или крест) - основная мировоззренческая проблема писателя и его героев. Раскольников- это бунт, это топор. Соня- это смирение, это крест, который она несет во искупление всех грехов человеческих. Соня, самая униженная и оскорбленная в романе, она прощает и верит в воскресение души моего подзащитного, она верит, что он придет к покаянию через любовь, через бога. И если она простила, так почему же нам не простить? Ведь не каторжные работы самое страшное наказание Раскольникова, ибо он сам признался в убийстве, а наказание нравственное, наказание, которое он вынес сам себе. Я прошу суд о снисходительности.
Судья. Слово обвиняемому Раскольникову.
Раскольников. Преступление, которое я совершил, это низкое, подлое дело, Но я совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением я вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. Я не старуху убил, я себя убил
Судья. Слово Ф.М. Достоевскому, автору романа.
Достоевский. Задача моя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.
Судья. Господа присяжные заседатели! Вам предстоит определить: виновен ли Раскольников в создании антигуманной теории «о праве сильной личности»?
Виновен ли Раскольников в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы? Возможно ли его оправдать? Возможно ли воскрешение его души? ( По каждому вопросу учащиеся высказывают свое мнение, заключая его словами: «виновен», «не виновен»)
Секретарь. Суд удаляется на совещание.
Секретарь. Встать. Суд идет!
Судья. Приговор. Раскольникова Родиона Романовича, принимая во внимание его чистосердечное раскаяние и другие смягчающие обстоятельства, определить на каторжные работы второго разряда на 8 лет.
Подведение итогов. Беседа с классом
Почему роман Достоевского «Преступление и наказание» актуален и в наше время?
Учитель: Если руководствоваться душой и верой, любовью и страданием, как учит Достоевский, то мы будем обречены на вечные муки совести, на вечное самоистязание, но, принимая вечные муки, мы поднимемся на высшую ступень духовного развития человека. Достоевский верил в Бога, в любовь, в совесть, в красоту и верил в исцеление души человека. Поэтому современен и сейчас.
7. Домашнее задание.