Технологическая карта обобщающего урока Суд над Иваном Грозном
Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)
Учитель истории МАОУ гимназия №13 г.Томск
Класс (группа) 7 класс
УМК (программа) История России по редакцией А В Торкунова
Тема урока : Суд над Иваном Грозным.
Тип урока : урок суд. Обобщающий.
Цель: 1. образовательная – обобщить знания учащихся, полученных при изучении темы «Россия в XVI веке» и через характеристику исторического деятеля сформировать представление об эпохе, в которой он жил, осознать её противоречивость;
воспитательная – продолжить национально-патриотическое воспитание;
развивающая – развитие умений самостоятельно оценивать исторические эпохи, явления, деятелей, сравнивать их, умение подбирать аргументы, факты для доказательств,
4) здоровьесберегающая – способствовать сохранению физического и нравственного здоровья учащихся
Задачи ; Обобщить знания, научиться выступать на публике, пробовать играть роль , представить себя и проникнуться историческим временем. Почувствовать необходимость новых исторических знаний по этому времени. Уметь добывать знания быть не только актером но и режиссером своих ответов.
Технологии и методы работы : игровая, коммуникативными.
Опережающее задание: распределение ролей и заданий. Судья, секретарь суда, прокурор, адвокат. Иван Грозный, Царевна Анастасия жена Ивана 4, жена боярина из Новгорода, зависимый крестьянин, Адашев, Курбский, Митрополит Маккарий. Глава присяжных заседателей.
Домашнее задание: Написать для исторической энциклопедии статью справку.
Этапы урока (занятия, мероприятия)
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Результаты
Организационный момент
Вступительное словоРебята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы закончили изучение темы «Россия в XVI веке» и еще раз взглянем с высоты нашего века на эту интересную эпоху, вспомним наиболее яркие и образные события.
Прочитать первый эпиграф. Эпиграфы урока: «Иван Грозный – как солнце: если слишком близко – обожжёшься, попадёшь в опалу, если слишком далеко – холодно» (В. О. Ключевский)
«История злопамятнее народа» (Н.М. Карамзин
Сегодня перед нами стоит задача сформулировать оценку Ивана IV как государственного деятеля и как человека. Согласитесь ли вы с оценкой царя, данной великим русским историком В.О. Ключевским:
Подготовка к началу слушиний.
Содержательно-операционный
Судья: Слушается дело царя всея Руси Иоанна Васильевича, по счёту IV, а по прозвищу Грозного. Наш судебный процесс начинается со вступительных слов обвинения и защиты. Слово предоставляется поочередно прокурору и адвокату.
Прокурор:
Адвокат:
Судья: Для предоставления показаний вызывается подсудимый – царь Иван IV. Подсудимый, вы вызываетесь для допроса судом. Что вы хотите сказать по сути предъявленных вам обвинений?
Иван IV:
Судья: Поочередной допрос обвиняемого прокурором и адвокатом.
Для дачи показаний вызываются свидетели со стороны обвинения: митрополит Филипп, Алексей Адашев, Андрей Курбский.
Для дачи показаний вызываются свидетели со стороны защиты: мать Елена Глинская, жена Анастасия Романовна, опричник Малюта Скуратов.
Судья: Суду ясно, что подсудимый – личность противоречивая. В его правление было совершено немало зла, но есть и много достижений. Самое негативное явление в его правление – опричнина. Для более полной характеристики суд вызывает потомка эпохи Ивана IV – историка.
Выступает Историк с мнениями об опричнине.
Судья: Предоставляется заключительное слово прокурору и адвокату.
Судья: Приступаем к голосованию присяжных. Каждый из вас должен вынести приговор царю – «виновен» или «не виновен», доказать свою точку зрения. Согласны ли вы с эпиграфом №2? Почему?
Выступление.
Анализ полученных фактов.
рефлексия
Заполнить бланк.
Форма оценивания. Роль ___________________ Оценка ____________1)Подготовка к процессу (информированность и эрудиция)2)Четкость выступления (умение сосредоточиться на главном и аргументировать свою позицию)
3)Исполнение роли (речь, убедительность)