Открытый урок по теме Строение и функции глаза Зрительный анализатор
Орган зрения. Строение и функции глаза
Зрительный анализатор.
Учитель: Сералимова Г.Б
г. Степногорск
Тема урока: Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы:
1.Объяснительно- иллюстративный;
2.Проблемный;
3.Исследовательский.
Цели урока:
Образовательные: помочь учащимся разобраться в строении, функционировании и значении органа зрения – глаза и зрительного анализатора; познакомить учащихся с видами нарушения зрения и гигиеной зрения.
Развивающие: способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником, таблицей, проводить простейшие опыты, наблюдения, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: способствовать развитию навыков работы в группе; воспитывать умение слышать и уважать друг друга, беречь свое здоровье.
Оборудование: таблица: «Строение глаза и зрительного анализатора»; электронная презентация, рисунки анализаторов.
Ход урока:
I. Психолого-педагогический настрой
Здравствуйте ребята! Встаньте ровно. Расправьте плечи, почувствуйте свое тело. Скажите мысленно ему спасибо за то, что оно дает вам возможность наслаждаться жизнью. Надеюсь, наше сотрудничество на уроке будет интересным, полезным и плодотворным.
Актуализация опорных знаний
Вопрос: Ребята, с какими сложными системами вы познакомились на прошлом уроке? - Анализаторами.
Вопрос: Что такое анализаторы? Совокупность нервных элементов, воспринимающих, проводящих и анализирующих внешние и внутренние раздражения.
Вопрос: Перечислите известные вам анализаторы.
-Слуховой, зрительный, осязание, обоняние, равновесия, вкуса. Как вы считаете, какой из органов чувств самый важный? Почему? ( ответы)
II. Изучение нового материала:
Эксперимент. Давайте попробуем доказать ваши предположения о том, что орган зрения наиболее важный и информативный, с помощью простого эксперимента. Я приглашаю одного добровольца, поучаствовать в эксперименте. Например, Бабкин Рахмет. Моя помощница Антонюк Саша завяжет тебе глаза и все остальные органы чувств.Задание: определить с помощью различных анализаторов, что это за предмет и описать его свойства (цвет, запах, форму и т.п.)?Объект – лимонРезультаты (помощник фиксирует на доске):Слух – 0% информацииОбоняние – 0% (хотя возможно 50%)Осязание – 50 % ( возможно яблоко, мячик, игрушка)Вкус – 80% ( яблоко, сладкое, цвет – 0%)Зрение – 90% ( вкус не определить).Вывод: С помощью зрения мы получаем более 90% информации, на втором месте осязание, обоняние, вкус и слух в зависимости от объектов исследования.
Вы, наверное, обратили внимание, что на ваших столах находятся мыслительные листы с заданиями. В течение урока вы будете в них работать. Каждое выполненное задание будете отмечать знаком +.
Задание №1
Сделать схему зрительного анализатора. На это задание отводится одна минута. Предполагаемые ответы детей. Затем проверка по слайду. (слайд №1)
Глаза – это по праву бесценный и прекрасный дар природы - не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья человека. И поэтому наш урок будет о глазах и о зрении.(слайд №2).
Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока: Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор.(слайд №3).
Сегодня нам на уроке предстоит:1. понять значение зрения в жизни человека;2. рассмотреть строение глаза и его функции;3. определить причины и виды нарушения зрения;
4. узнать правила гигиены зрения.
Ребята, мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира.
Итак, начнем со значения зрения в жизни человека.
Задание№2. Составить кластер (Выполнение 1 минута).
Какие свойства предметов человек может различить при помощи зрения?
Глаза позволяют видеть предметы, их форму, размеры, цвет. Помогают установить в каком состоянии находится предмет: двигается или он неподвижен, какое до него расстояние? (слайд №4).
Орган зрения человека состоит из трех основных систем. (слайд №5).
Вспомогательный аппарат
Оболочки глаза
Оптическая система
Найдите в тексте учебника информацию о вспомогательных структурах глаза, прочтите её.(слайд №6).
1. Назовите части глаза, которые относятся к вспомогательному аппарату?
Для чего нужны ресницы? (Защищают наши глаза от света, пыли, пересыхания).
Для чего нужны брови? (Отводят пот со лба).
Где находится «фабрика слёз»? (Слёзная железа ). Ребята, как вы считаете сдерживать слезы вредно или полезно для организма человека?
В сутки у человека обычно выделяется 1г слез. Со слезами из организма выводятся яды – токсины, которые вырабатываются в момент чрезвычайного эмоционального напряжения (стресса). Поэтому считается: сдерживать слёзы – значит, медленно отравлять себя.
Проведём один простой эксперимент: оставляя голову неподвижной посмотрите в окнона дверь, на потолок, на парту, сведите глаза на носпопробуйте рассмотреть соседа слева и справа одновременно, шутка)Как вы, думаете, что заставляет наши глаза двигаться?
Верно, ребята, глазные мышцы, самые быстродвижущиеся мышцы в организме: 4 прямые и 2 косые, мы можем одновременно двумя глазами следить за предметом, сводить глаза, но разводить – нет!
К середине урока ваши глаза устают, поэтому я предлагаю вам несколько нехитрых упражнений, способствующих снятию усталости с глаз. Эти упражнения вы можете делать и дома, когда делаете уроки, находитесь за компьютером или просматриваете телепередачи.
Физзарядка для глаз.
1.Крепко зажмурить глаза, на 3 – 5 сек., а затем открыть их 3 – 5сек. Повторить 6 – 8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
2. Быстрое моргание в течение 10 -15 сек. Способствует улучшению кровообращения.
3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. И глаза быстро «сбросят» усталость.
Итак, попробуем обобщить внешнее строение глаза. (слайд №7).
2. Чтобы понять, как глаз выглядит изнутри, из каких трех оболочек он состоит, посмотрите небольшой фрагмент фильма. Внимание на экран!
Видео «Зрение. Как работают наши глаза».
Нам нужно знать три основные оболочки глаза:
Склера (наружная оболочка), плотная непрозрачная ткань белого цвета. Основная функция - защитная. Найдите в учебнике белочную оболочку. Она обозначена голубым цветом.(слайд №8).
Сосудистая (средняя оболочка)- обильно снабжена кровеносными сосудами, функция - питательная, на рисунке в учебнике обозначена красным цветом. ( слайд№9).
Сетчатка (внутренняя оболочка)- состоит из фоторецепторов: палочек и колбочек. На рисунке в учебнике обозначена оранжевым цветом. Палочки чувствительны к свету, при помощи них мы можем видеть в сумерках. (сумеречное зрение). (130 млн). Колбочки активны только при ярком свете, они способны воспринимать цвет. (цветное зрение).(7 млн).(слайд №10). Сетчатка принимает свет и преобразует его в сигналы нервной системы.
Задание №3
Прослушав информацию об оболочках глаза, пользуясь материалом учебника, заполните недостающие графы таблицы. Время выполнения 2 минуты. 3. К оптической системе глаза относятся: роговица, радужка, зрачок, хрусталик и стекловидное тело.(слайд №11).
Роговица - прозрачная передняя часть белочной оболочки. Пропускает лучи, защищает глаза от пыли, газов, мелких частиц.(слайд №12).
Радужка- передняя часть сосудистой оболочки. Содержит пигмент меланин, придающий цвет глазу.
ЗРАЧОК – это круглое отверстие в радужной оболочке.(слайд №13).
Хрусталик- органическая двояковыпуклая линза, окруженная ресничной мышцей. Собирает лучи света и направляет их на сетчатку, обладает аккомодацией.(слайд №14).
Стекловидное тело- прозрачное студенистое вещество, состоящее из воды. Заполняет глазное яблоко, преломляет лучи.(слайд №15).
Фрагмент фильма Как видят наши глаза?
Задание №4
Обозначить недостающий участок прохождения луча света. (слайд №16).
Нам осталось поговорить о причинах и видах нарушения зрения. Чаще всего такие нарушения зрения, как дальнозоркость и близорукость. (слайд №17) Близорукость имеет научное название миопия (от греч «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд, зрение). Близорукость – это болезнь, при которой человек видит на расстоянии вытянутой руки. Дальше не видит. Чтобы прочитать текст, близорукий человек должен поднести его почти к носу. Мы часто видим таких учеников, низко склонившимися за партой. (слайд №18). Дальнозоркий, наоборот, хорошо видит вдали дально зоркий. Чтобы прочитать текст, ему приходиться отодвигать газету как можно дальше.
Кроме близорукости и дальнозоркости, встречается наследственное заболевание дальтонизм - передаётся по материнской линии сыновьям. Открыл в 1794 году Д. Дальтон английский учёный, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его. В возрасте 26 лет обнаружил, что плохо отличает по цвету красные ягоды от зелёной травы. Чаще встречаются люди не способны отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. (слайд№19).
А сейчас я вам предлагаю проверить свое цветовосприятие. (слайды 20-23)
Конъюктивит – инфекционное заболевание глаза, при котором происходит воспаление слизистой оболочки глаза.
Гигиена зрения – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней глаз.
Зрение - бесценное богатство человека, его необходимо беречь. Дома вы выучили небольшие четверостишия, давайте их послушаем. На столах лежат памятки по сохранению зрения. Давайте прочтем основные правила. Это лишь небольшая часть гигиены зрения, боле подробно вы можете прочитать памятку дома.
Для того, чтобы понять, как вы запомнили материал, я вам предлагаю выполнить последнее задание.
Задание №5
Выберите правильное утверждение:
1. Глаз человека от пыли и соринок защищен хрусталиком.
2. Зрительные рецепторы- это: палочки и колбочки.
3. В сетчатке глаза содержится: палочек больше чем колбочек.
4. Сетчатка – оболочка глаза, которая: снабжает глазное яблоко кровью.
5. При слабом свете зрачок рефлекторно: сужается.
6. Роговица – это: непрозрачная оболочка.
Оценивание деятельности учеников по критериям.
Д/З: § . Сделать кроссворд по теме.
Оценивание и рефлексия. Даётся анализ и оценка успешности достижения цели, и намечаются перспективы последующей работы.
Было очень интересно. Было интересно. Иногда было интересно.
Я весь урок активно Я много работал. Я иногда работал.
работал.
Спасибо за урок!
Валеологический самоанализ.Прочитай внимательно основные правила для сохранения здоровья глаз и оцени по 5 бальной шкале, насколько ты выполняешь в своей повседневной жизни эти правила.Что необходимо делать, чтобы сохранить зрение:
Читай,пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.
Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.
При письме свет должен падать слева.
Не читай лежа, в транспорте.
Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.
Никогда не три глаза руками, так можно занести в них соринку и опасных микробов. Пользуйся чистым носовым платком.
Делай гимнастику для глаз.
Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор и работать за компьютером( более 1-2часов).
Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.
Употребляйте в пищу достаточное количество растительных продуктов ( морковь, зелёный лук, петрушка, помидоры)
Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным.
Правила работы с компьютером:1. Рабочее место должно быть автономным, т.е. не подключать к розетке компьютера другие приборы.2. Компьютер должен находиться в углу, т.к. именно сзади излучение выше, чем от экрана.3. На монитор не должны падать прямые солнечные лучи. Работа с компьютером не должна превышать 2 часа в день, через каждые 30 минут перерыв на отдых.4. Расстояние от экрана до глаз – не менее 50 см.5. В помещении с компьютерной техникой ежедневно должна проводиться влажная уборка.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.1.Выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте.2 Свет должен падать с левой стороны.3.Источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания.4.Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт.5.Расстояние от глаз до книги должно быть 40 см.6. Через каждые 30 минут желательно делать гимнастику для глаз или просто дать им отдохнуть[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для глаз.1. Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.4. Посмотрите в окно вдаль досчитайте до 20, затем переведите взгляд на стекло окна. Повторяйте это упражнение до 10 раз.
15