Конспект внеклассного мероприятия к Дню Конституции России


Классный час на тему «12 декабря – День Конституции РФ»
Цели:
Обучающие:
повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
овладение технологией работы в группах. работа над понятием «права человека», «права ребенка».
Знакомство детей Декларацией;
Развивающие:
развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
развитие чувства человеческого достоинства;

Воспитательные:
формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
воспитание и развитие личностных компетенций, воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства
Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства.
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В этом году мы празднуем его 20-й раз.
В  России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В чем же особый смысл Конституции? Почему она так важна для граждан и государства? Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
ВИКТОРИНА
 
1. Сколько разделов в Конституции?(2)
3. В каком году принята первая Конституция? (в 1918г.)
4. Сколько статей в Конституции РФ? (137)
5. Сколько раз может избираться Президент?(2 раза)
6. Что такое референдум? (Всеобщее голосование)
8. Кто является основным источником власти в РФ? (народ)
9. Какой  по счету является Конституция 1993 г (5)
УЧИТЕЛЬ: У каждой страны есть свои символы – отличительные знаки: флаг, герб, гимн.
УЧЕНИК: Флаг В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага).УЧЕНИК: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл.
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти –исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея-это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.
Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)
УЧЕНИК: Гимн. Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался «Молитва Русских».
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!» и был до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать «Интернационал»
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки «Патриотическая песнь»
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова
Гимн России
1.Россия -священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля!
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая богом - родная земля!
Припев
3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
УЧИТЕЛЬ: Перед вами некоторые правила, которые записаны в Конституции Российской Федерации. Попробуйте разбить их на две группы и дать им названия. СЛАЙД
Дети : это права и обязанности.
Учитель: Как вы думаете, что важнее, права или обязанности? Поднимите красную карточку те, кто думает, что права, зеленую те, кто думает , что обязанности. (Скорее всего, мнения разделятся. Необходимо попросить детей ,прокомментировать их решение.)
Русский философ Владимир Библер сказал «Важно, чтобы был в наличие гражданин, который жить без прав не может». Что он считает более важным права или обязанности?СЛАЙД Дети: Права.
Учитель: Мнение ученого не сходится с мнением некоторых ребят из нашего класса. Давайте подумаем , почему же именно права он считает более важными? Перед вами фотографии, которые иллюстрируют права граждан, закрепленные Конституцией РФ. Дайте название этим иллюстрациям, и объясните, как изменится жизнь людей, если этих прав не будет.СЛАЙД Дети выполняют задания. Дают свои ответы на вопрос учителя.
Учитель: Мы помним, что некоторые ребята считают обязанности более важными. Выполните такое же задание , только теперь с обязанностями.СЛАЙД Дети выполняют задание. Дают свои ответы на вопрос учителя.
Учитель: Ребята, предлагаю вспомнить вопрос, который я вам уже задавала, что вы считаете более важным, права или обязанности. Давайте попробуем еще раз ответить на него . Не забывайте, что у вас две карточки. ( Необходимо отрефлексировать как изменилось мнение детей и почему)
Учитель: Ребята, давайте вернемся к фразе Библера. О ком в ней идет речь?
Дети: О гражданине.
Учитель : Перед Вами изображение, которое многие из вас узнают. Что это?СЛАЙД Дети: памятник К. Минину и Д.Пожарскому на Красной площади в Москве.
Учитель: Что вы знаете об этих людях. Почему им поставлен памятник?
( Если дети не могут ответить, учитель рассказывает сам.) Надпись на памятнике гласит «Гражданину Минину и Князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лета 1818 года». За что, на ваш взгляд, благодарная Россия назвала Минина – гражданином?
Дети дают свои предположительные ответы.
Учитель: Хочу познакомить вас с другим проявлением гражданственности. 29 марта 2010 года в 7.52 во втором вагоне поезда, прибывшем на второй путь станции метро "Лубянка" в Москве, произошел взрыв. В 8.36 в третьем вагоне поезда, прибывшем на второй путь станции "Парк Культуры" Сокольнической линии, произошел второй взрыв. В общей сложности, погибли 38 человек, 64 ранены. Многие люди, сразу же пошли в пункты сдачи крови, выступили в качестве доноров. После работы, на своих машинах, т.к. метро было закрыто, развозили людей по домам. Но были и такие случаи, когда таксисты, пользуясь тем, что люди не могут добраться домой никак, кроме как с помощью такси, подняли цены на свои услуги в 10 раз. Кого бы вы в данной ситуации назвали гражданином, а кого нет?
Скорее всего, дети, ответят, что гражданин это тот, кто откликнулся на беду, оказал помощь. Если найдутся те, кто скажет, что гражданами являются и те и другие, необходимо отметить, что это правильный ответ.
Учитель: Гражданином своего государства человек становится с момента рождения . Он получает свои права и обязанности. Однако выполнять их во всей мере он сможет, только с 18 лет. Другое дело, какой он гражданин? Ответственный, думающий о судьбе всей страны и окружающих его людей, как Козьма Минин, или эгоист, наживающийся на беде других людей, как многочисленные таксисты в Москве после взрыва. С точки зрения Конституции все они являются гражданами. А мы только можем дать оценку поступкам этих людей. А я напоминаю вам вопрос, который я задавала в начале урока: какое значение иметь Конституция для граждан государства?
Дети: Конституция имеет большое значение, т.к. в ней записаны самые важные права человека и гражданина, указаны его обязанности.
ЗАДАЧИ:
Задание "Правовой статус ребёнка"
Командам поочередно будут предлагаться вопросы. Необходимо ответить с какого возраста ребенок приобретает называемые права и обязанности, несет ответственность за свои поступки.
Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
Имеет право на жизнь /с рождения/.
Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
Вправе посещать школу /с 6 лет/.
Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
определить, какое право сказочного героя нарушено.
 
1.     Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на….        ( свободу передвижения)
2.      Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на….      ( неприкосновенность)
3.      Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушили его право на…                      ( неприкосновенность частной собственности)
4.      Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…( труд)
5.      Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на…( частную собственность)
6.      В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на… (жизнь)
7.     В сказке «Золотой ключик» Буратино, взяв Азбуку, отправился в школу, воспользовавшись правом на…(образование)
8.     В сказке «12 месяцев» мачеха, выгнав Настеньку в лес, нарушила ее право на…(жилище)
9.     В сказке «Красная шапочка», волк съел бабушку, нарушил ее право на…(жизнь)
10.                     В сказке «Репка» дед, пытаясь вытащить репку из земли, нарушил ее право на…(личную неприкосновенность)
В: Наша викторина подошла к концу.  А сейчас, ребята, мы с вами будем разгадывать кроссворд. В каждой строке кроссворда зашифровано слово, присущее всем отважным людям, героям, а может даже и целой стране.
  М У Д РО С Т Ь
ЩЕ Д РО С Т Ь  
  К РА С О Т А  
М У Ж Е С Т В О  
      С И Л А    
  В О Л Я        
 
И вот первый вопрос:
1.     Это качество приходит с годами. Чем человек старше, тем он становится рассудительнее, умнее и ... мудрее. Правильно, это - мудрость.
2.     Это качество присуще людям, которые не жадничают, готовы поделиться не только материальными благами, но и своими знаниями (щедрость).
3.     Когда человек изнутри и снаружи радует глаз, на него приятно смотреть, про такого человека говорят, что он ... (красивый).
4.     Настоящий мужчина должен обладать этим качеством, оно присуще сильным, волевым людям, когда совершается подвиг, то говорят, что герой проявил ... (мужество).
5.     Два последних слова особенно близки и состоят они из четырех букв. Карл Маркс  сказал, что больше всего в женщине он ценит слабость, а в мужчине ... (силу). Это качество присуще спортсменам, особенно тяжелоатлетам.
6.     Это качество особенно нужно, чтобы, например, проснуться рано утром, когда очень не хочется, но очень нужно, или чтобы отказаться от чего-то плохого, хотя и притягательного для вас. Про такого человека говорят, что он проявил силу ... (воли).
          Итак, у нас получилось слово «Россия». И все эти прекрасные качества присущи и нашей прекрасной Родине.
 
 3. Заключительная часть:
Мы сегодня многое узнали про Конституцию. Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции
как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.
(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя
Учащиеся получают памятки «Права и обязанности школьника»
Рабочий лист
1. Разбейте предложенные правила, содержащиеся в Конституции Российской Федерации на две группы. Дайте название этим группам.
Каждый человек имеет право на образование
Каждый человек имеет право на труд
Каждый человек обязан платить налоги
Каждый человек имеет право на жилище
Каждый мужчина, достигший 18 лет, обязан защищать Родину
Каждый человек обязан заботиться о своих престарелых родителях
Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду
2. Перед вами фотографии, которые иллюстрирую различные права граждан Российской Федерации. Как вы думаете, о каких правах идет речь? Подпишите иллюстрации.


3. Перед вами фотографии, которые иллюстрирую различные обязанности граждан Российской Федерации. Как вы думаете, о каких обязанностях идет речь? Подпишите иллюстрации.