Классный час Дружбой дорожить умейте



Тема: Дружбой дорожить умейте
Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, воспитание чувства толерантности в классном коллективе;
Задачи:
1. Формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
2. Формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);умение высказывать свое мнение;
3.Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений
4. На основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;
5. Создавать дружный и сплоченный коллектив.
Ожидаемые результаты: В результате занятия участники смогут:
1) сформулировать понятие «дружба»,
2) практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
3) приобретут навыки работы в сотрудничестве,
4) поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Форма проведения классного часа – деловая игра.
Ход занятия1) Организационный момент2) Психологический настрой. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Послушайте, пожалуйста, притчу и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить?
 Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил: Кто там? За дверью ему ответили: Это твоё богатство. Но старец ответил: Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья. И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.  Кто там?  спросил он.  Это твоя любовь!  услышал он ответ. Но старец сказал:  Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья!  и опять не открыл дверь. На третий день к нему снова постучали. Кто там?  спросил старик. Это твоя дружба! услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:  Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:  Но ведь я пригласил только дружбу! На это вошедшие ответили ему: Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство.
Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, кто у нас в гостях. Да. Конечно же, это дружба.
Чтобы работа наша была плодотворной, я предлагаю вам поработать в группах. Но прежде я приглашаю вас встать в круг. Возьмитесь тихонько за руки и почувствуйте дружеское тепло ваших рук. Улыбнитесь друг другу. Я очень рада видеть вас! Надеюсь, что у вас тоже хорошее настроение. Ребята, я предлагаю вам найти одинаковые слова. Сейчас каждый из вас должен достать по одному листочку и собрать свою команду. Какие слова у нас получились? Дружба, любовь, доброта. И остался у нас один ученик со словом зависть. Все присаживаемся. А …остается. Почему? Потому что.. у нее слово зависть…
Вопрос: Как чувствует себя тот, кто остался один. Плохо. Рядом нет друзей. Он может вам чем-нибудь позавидовать? Конечно, он один, а нас много.
Мы тебе предлагаем право выбора. (Учитель предлагает выбрать ученику группу. Вопрос: А почему ты выбрал именно эту группу? ( Здесь мой друг, подруга)
Ребята, а как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем отвечать?
1. Что такое дружба?
2.Кто такой настоящий друг?
3. Каким должен быть настоящий друг?
4. Какими качествами он должен обладать?
5. Назовем правила дружбы
Классный руководитель:
Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство. Какая чаща перевесит? Что важнее?
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Что же такое дружба? (ответы ребят)
Найдем по словарю С.И.Ожегова Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Сегодня я предлагаю вам составить проект дружбы. Но прежде давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Беда не страшна, где есть друзья.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друзья познаются в беде.
Один в поле не воин.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 
Старый друг лучше новых двух.
8. Верный друг лучше сотни слуг.
9. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
10. Дерево держится корнями, а человек дружбой.
11.Хороший друг всегда приходит вовремя.
12. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум поставляет.
Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Почему? Мой класс дружный. Потому что…помогаем, участвуем вместе на всех конкурсах
Перед вами лежат бумага . Написано слово МЫ (должны написать какие вы)
Выберите девиз вашей группы. А девизом пусть станут пословицы.
Каким должен быть ваш друг? А поможет нам в этом слово дружба. Расшифруйте его необычным образом.
Д
РУ
Ж
Б
а
Классный руководитель: А как вы думаете, дружба может совершить чудеса? А какие чудеса может совершить?
Жил в Москве мальчик Лев Понтрягин. Учился он в начальной школе. Однажды случилась беда - взорвался примус (нагревательный прибор с насосом, подающим горючее к горелке), что вызвало ожог лица. У него заболели глаза, ему была сделана операция, но безуспешно и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой. Однажды домой пришли Левины товарищи и его лучший друг Кириллов Коля и твердо заявили, что они всем классом помогут ему. И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук. Его именем названа улица в Москве. Его бюст установлен на стене дома, где он жил и в Российской государственной библиотеке для слепых в Москве”
- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.
Ребята, есть такая фраза: «Красота спасет мир», а я думаю, что дружба спасет мир.
Скажите, есть ли у вас хороший друг или подруга? Почему вы считаете их своими друзьями? Какие качества в них вы цените? Кто же такой друг, и какими качествами он должен обладать?
На столах у детей лежат листочки с названием различных качеств человека.
1 команда.
Доброта, откровенность, преданность, честность, ложь, сострадание, верность, взаимопомощь, сочувствие.
2 команда.
Доброта, откровенность, преданность, честность, жадность, сострадание, верность, взаимопомощь, сочувствие.
3 команда
Доброта, откровенность, преданность, честность, зависть, сострадание, верность, взаимопомощь, сочувствие.
Ненужное скомкайте и выбросьте. Какие листочки вы выкинули?
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.
Послушайте песню «Настоящий друг». Запишите, пожалуйста, каким должен быть настоящий друг.Добиваться ответов типа:- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
Часто мы слышим такую фразу «У меня много друзей» Так ли это? Мне, кажется, что друг один. А остальные кто тогда? (товарищи, приятели, знакомые)
Друг– человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.  Ульяна, кто твой друг. Назови его имя? Почему ты считаешь ее подругой?У тебя есть сейчас возможность сказать добрые слова Анастасии.
Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни. Назови своего товарища.
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Есть ли у вас приятели. Как их зовут?
Знакомый— это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете. Кто они? Как зовут вашего знакомого?
Вопрос: На чем основывается дружба? Давайте составим формулу дружбы Дружба= уважение+любовь+ доверие+доброта.
Педагогические ситуации. Разбор проблемных ситуаций.- Ребята, друзья часто попадают в такие ситуации, когда нужно выбрать, как себя вести правильно. Сейчас вы попробуете разобраться в нескольких таких ситуациях. (Учащимся предлагается выбрать карточку с заданием и решить его)
Ситуация первая. Знакомьтесь: Настя и Аня.К доске выходят два ученика.Настя уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Аня.Аня. Гулять пойдешь?Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!Д а ш а. О! Ес! Ты настоящая подруга!Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?Примерные ответы детей:- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу. Вторая ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон. К доске выходят 2 мальчика.На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.Сергей. Ой, чернила закончились!А н т о н. А у меня запасная ручка есть!Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!А н т о н. А что ты мне за это дашь?С е р г е й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?С е р г е й. Да ладно, давай уж! Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте? Примерные ответы детей:- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.- Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.- Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.- Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.- Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.- Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.- Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил -так поступают настоящие друзья.Третья ситуация
Тома и Маша встречаются на улице.Маша: - Как у тебя дела, Тома? Что-то ты без настроения.Тома: - Дело в том, что… Ну ладно, Маша, я тебе расскажу, ты же моя лучшая подруга. Я поссорилась с Игорем. Он стал курить, связался с нехорошей компанией. Я попыталась поговорить с ним, но ничего не получилось. Мы расстались с ним, кажется, навсегда. Я так переживаю!Маша: - Да ты не переживай, пройдет время – все образуется.Тома: - Спасибо, Маша. Поговорила с тобой, легче на душе стало легче. Только ты об этом никому не говори, хорошо? Маша: - Ну как ты можешь так говорить? Ведь мы же доверяем друг другу.Девочки прощаются. Идя по улице, маша встречает Лену.Маша: - Лена, привет! Сейчас встретила Тому, она мне такое рассказала!Девочки шепчутся.Лена: - Вот это да! Никогда бы не подумала! Ну ладно, пока.Классный руководитель: Можно ли Машу назвать преданной подругой?
Примерные ответы детей:
Настоящий друг никогда не даст в обиду, все тайное останется между друзьями, а Маша все рассказала лене, а Лена – подругам. Я уверена в том, что настоящей дружбы после этого случая между девочками не будет никогда. Тома не поделится самым сокровенным, тайным со своей « подругой».
Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Ребята, придумайте, пожалуйста, законы дружбы.
Примерные законы дружбы, по которым мы будем жить:
1.Умей радоваться успехам другого.
2.Предлагай помощь товарищу, не оставляй его в беде.
3.Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай правильно
4.Не обзывай и не унижай своего друга.
5. Не обманывай друга, будь с ним честен.
6. Не предавай своего друга.
7.Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
8.Будь внимателен к своему другу.
9.Умей уступать своему другу.
10. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
11.Чаще улыбайтесь.
12.Не выдавайте чужие секреты.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств». Таким образом, чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Ученики Павлышской школы где, работал директором В.А. Сухомлинский, выработали такие «законы дружбы».
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм – несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной беде и опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов.
7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
Подведение итогов (рефлексия) Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Мы его обязательно продолжим.
О чем узнали? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа? О чем – нибудь пожалели? Что почувствовали? Можно ли назвать наш класс дружным? Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
Примерные ответы детей:- Узнали, что такое настоящий друг.- Научились работать в команде, в коллективе.- Задумался о том, какой я друг.- Пожалел о том, что у меня еще нет настоящего друга.- Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
Чтение стихов ( 4 чтеца)
Друг
1 ученик.
Друг- это тот, кто тебя понимает.Друг- это тот, кто с тобою страдает.Друг не покинет тебя никогдаДруг остается с тобой навсегда.2 ученик.
Друг никогда тебя не обидит,Друг- это тот, кто тебя насквозь видит.И если с тобой приключится беда,Только от друга жди помощь тогда...
3 ученик.
Друг и советом мудрым поможет,Если тебя изнутри что-то гложит.И если вдруг стало тебе "горячо",Ты обопрись на друга плечо.4 ученик.
Лишь другу ты можешь доверить секрет,Ведь между друзьями предательства нет.И тот у кого миллионы друзей,Намного богаче всех королей.1 ученик.
Никогда не меняйте друзей.2 ученик.
Никогда не теряйте друзей,3 ученик.
И не стоит друзей обижать — 4 ученик.
И не стоит друзей предавать.
Ребята, встаньте в круг.
Учитель. Наш класс - это маленькая дружная семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Пусть все, о чем мы говорили, ляжет маленьким зернышком в ваше сердце, а вырастет добрыми делами. Спасибо вам за работу и за добрые ответы. Крепкой дружбы и верных друзей! Спасибо всем.
Давайте напоследок споем нашу классную песню « Ты да я да мы с тобой»