РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светской этики» 4 класс



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Светской этики» 4 класс
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк М: «Просвещение», 2010
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цель комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основное содержание курса
Урок проводится раз в неделю – 34 ч
Уроки 1 «Россия – наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству» являются общими для всех модулей.
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
К эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 классов, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.); учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Методы используемые на занятиях:
Репродуктивный, эвристический. Проблемный
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методические рекомендации: в ходе реализации содержания модуля применяются следующие виды уроков: урок-экскурсия, урок образ, эвристические беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий используются методы: словесный, наглядный, практический, проблемно поисковый, самостоятельной работы. Особое внимание уделяется работе с текстом: выборочное чтение, метод ИНСЕРТ, комментированное чтение, чтение с остановками, зигзаг. Для этой возрастной категории немаловажное значение имеет работа в группе. При этом используются следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация. Самостоятельная практическая деятельность состоит в составлении словаря терминов и понятий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.
Задания на дом: чтение, заучивание минимального количества дат, терминов имен) подготовка пересказов (подробных, выборочных, обобщенных), составление опорных конспектов к пересказам, творческие работы (мини – сочинение, мини-доклад, эссе, рисунки, проекты)Внеклассная работа: праздник, экскурсия, походы, заочная экскурсия, КВН, защита проекта, встречи за круглым столом с родителями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- значение, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственност и духовности в человеческой жизни.
Тематическое планирование
1 час в неделю, всего 34 часа
№ темы Дата Тема Характеристика
деятельности учащихся Внеурочная работа Домашнее задание
Россия - наша Родина. Знакомятся с общественными нормами нравственности морали Открытый урок для родителей. Поход по любимым местам. Посоветоваться с родителями: «Традиции в вашей семье», написать мини-сочинение «Россия – моя Родина» или нарисовать рисунок.
Что такое светская этика? Знакомятся с основным определением понятия этики, с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Развивать умение различать этику религиозную и светскую Ответы на вопросы с.6-7
Культура и мораль. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности, культуре Вместе с родителями составить свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
Особенности морали. Знакомятся с основными определениями понятий морали, моральных норм. Ответы на вопросы с. 10-11
Добро и зло. Знакомятся с основными определениями понятий добро и зло Проект по теме - коллаж «Что такое добро, а что такое зло?» Ответы на вопросы с. 12-13
Объяснить пословицы.
Добро и зло. Знакомятся с основными определениями понятий добро и зло Ответы на вопросы с. 14-15, привести примеры из литературы, подобрать иллюстрации для коллажа
Добродетели и пороки. Знакомятся с основными определениями понятий добродетель и порок, приводят примеры, анализируют ситуации. Ответы на вопросы с. 16-19 Найти информацию в книгах или в Интернете, спросить у взрослых
Добродетели и пороки. Знакомятся с основными определениями понятий добродетель и порок, приводят примеры, анализируют ситуации. Ответы на вопросы с. 20-21
Привести примеры из литературы, например:
Г.-Х Андерсен «Снежная королева», Ш. Перро «Золушка», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русские народные сказки «Морозко» и др.
Свобода и моральный выбор человека. Знакомятся с основными определениями понятий свобода, моральный выбор. Ответы на вопросы с. 22-23
Проанализировать поступки героев книг и. Губарева «Королевство кривых зеркал», А.С. Пушкина «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Свобода и ответственность. Знакомятся с основными определениями понятий ответственность, преднамеренность Ответы на вопросы с. 24-25
Анкета для учащихся и родителей: За какие дела дома отвечаете только вы? Ваш ребёнок?
Моральный долг. Знакомятся с основными определениями понятий долг, Моральный долг. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре.
Протяни руку помощи… Знакомятся с основными определениями понятий Материалы книги А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Справедливость. Знакомятся с основным определением понятия справедливость, с моральными правилами. Ответы на вопросы с. 28-29
Привести примеры из книг, из жизни
Альтруизм и эгоизм. Знакомятся с основными определениями понятий альтруизм, эгоизм, разумный эгоизм. Ответы на вопросы с. 30-31
Дружба. Знакомятся с основным определением понятия дружба, такими чертами дружбы, как избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов. Протяни руку дружбы…
Разучивание песен о дружбе Ответы на вопросы с. 32-33
Написать мини-сочинение
на тему: «Мой друг», «Вот, что значит настоящий, верный друг!» и др. Подобрать пословицы о дружбе.
Что значит быть моральным? Анализируют важность соблюдения нравственных и моральных норм. Ответы на вопросы с. 34-35
«Что значит быть моральным?»
Творческие работы учащихся. Подготовка творческого отчёта: мини- сочинения по выбранным темам, рисунки , коллаж. Репетиция песен. Ответы на вопросы с. 36-37
Подведение итогов. Выступления детей. Праздник для родителей. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Обобщают свои знания, полученные на уроках истоки, свой жизненный опыт: «Что такое род, семья, фамилия, родословная Встреча за круглым столом. Ответы на вопросы с. 38-39
Проект герба своей семьи, Родового дерева. Подобрать пословицы о семье.
Нравственный поступок. Знакомятся с основным определением понятия поступок, нравственный поступок, признаками нравственного поступка. Анализируют поступки, приводят примеры. Ответы на вопросы с. 40-41
Приводить примеры , принести иллюстрации для коллективного коллажа из книг или из жизни
Золотое правило нравственности. Знакомятся с историей появления золотого правила нравственности. Анализируют поступки. Ответы на вопросы с. 42-43
Стыд, вина и извинение. Анализируют поступки, приводят примеры. Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» Ответы на вопросы с. 44-45
Объяснить пословицы. Написать мини-сочинение на тему: «Когда мне было стыдно». Спросить у родителей ответить на этот же вопрос.
Честь и достоинство. Знакомятся с основным определением понятия честь и достоинство, совесть, патриот, воин – защитник, с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Ответы на вопросы с. 46-47
Объяснить пословицу. Привести примеры.
Совесть. Ответы на вопросы с. 48-49
Привести примеры: «Когда меня мучила совесть?»
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Рыцарский турнир Ответы на вопросы с. 50-51
Джентльмен и леди. Ответы на вопросы с. 52-53
Образцы нравственности в культуре Отечества. Ответы на вопросы с. 54-55
Привести примеры
Этикет. Знакомятся с основным определением понятия этикет, историей возникновения. С основными правилами этикета. Я умею… Ответы на вопросы с. 56-57
Составить вместе с родителями «Перечень правил этикета ученика»
Праздники. Знакомятся с историей появления некоторых праздников, с видами праздников, с ритуалами некоторых праздников. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Праздничная программа «Приглашаю в гости…» Ответы на вопросы с. 58-59
Мини-сочинение на тему: «Мой любимый праздник», «Любимые праздники в нашей семье»
Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Ответы на вопросы с. 60-61
Мини- сочинение на тему: «Жизнь человека - высшая нравственная ценность»
Любовь и уважение к Отечеству Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Разучивание песен, стихов о Родине Ответы на вопросы с. 62-63
Подготовка творческих проектов. Готовят проекты по выбранным темам, осуществляют поиск необходимой информации Готовят выступления по выбранной теме. Ответы на вопросы анкет для учащихся и родителей.
Подготовка творческих проектов. Готовят проекты по выбранным темам Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение, участвуют в диспутах Приглашение родителей , администрации, классного руководителя, учащихся 3 класса. Готовят выступления
Презентация творческих проектов на выбранную тему (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Учатся слушать собеседника и излагать своё мнение, участвуют в диспутах Методическая литература
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010