«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») 4 класс
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
4 класс
2014 г.
Тема: Дружба
Цель урока: формирование представления о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности, через понятия «избирательность», «взаимопомощь», показать роль дружбы в жизни человека
Задачи:
1)показать ценность и необходимость дружбы;
2) развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими;
3) воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения;
4) на материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.
Формы и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах
Основные термины и понятия: добродетельные отношения; дружба, избирательность.
Оборудование: Мультимедиа, художественная литература, толковый словарь.
Планируемые результаты изучения материала: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Ход урока
1.Организация класса
Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и, думаю , что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2. Актуализация знаний
-Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке?
-Каких людей мы называем альтруистами и эгоистами?
-А каких людей должно быть больше, альтруистов или эгоистов? И почему?
- Кому из членов семьи вы рассказывали об эгоизме и альтруизме?
- Какой термин вызвал затруднение из ваших вопросов?
3. Постановка проблемы урока
Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации
-Послушайте рассказ И. Василенко «Мостик» и определите тему нашего урока
Гриша и Дима учились в третьем классе и жили на одной улице друг против друга.
Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот дома своего двора и кричит через улицу:
– Эй, конопатый, ты это видал?
И покажет Диме кулак.
А Дима в ответ:
– А сколько вас, жуков, на кило идет? – и тоже кулаком грозится.
Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в дуга через улицу комья грязи.
Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Людям, которым надо был пройти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ноги, но шагнуть дальше не решались.
Гриша вышел на улицу и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и свежим после дождя и как все блестело под солнцем.
Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руке большой камень.
«Ага, – подумал Гриша, – ты – камнем?! Хо-ро-шо!» Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять побежал на улицу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок. «Что же, – подумал Гриша, – и я могу так сделать». И опустил свой кирич в воду.
А Дима уже нес другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде, на одной линии с Гришиным кирпичом.
Тогда Гриша вынес сразу три кирпича.
Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к другу, а люди стояли по ту эту сторону, смотрел на них и ждали.
И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом.
Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:
– А я черепаху поймал. У нас во дворе живет. Хочешь, покажу?
- Как вы думаете, помирились ли мальчики?
- Почему рассказ назван «Мостик»?
- Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- А как вы понимаете, что такое дружба?
- Продолжите предложение : « Друг – это тот, кто…..»
-Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?
4. Работа с понятием дружба (работа в группах)
Задание:
1) разберите по составу слово дружба
2) от какого слова оно произошло
-Как вы думаете, что обозначает слово дружба? Зачем она нужна людям?
5. Работа с учебником (с.32, первый и второй абзац)
- Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба
-Какие отношения существуют между людьми?
-Найдите и прочитайте определение понятия дружбы. Запишите в тетрадь ( 2 определения)
-Прочитайте определения, которые вы записали
-Как вы понимаете «выражение взаимное доверие» (привязанности, общность интересов)?
-Чем дружеские отношения отличаются от других отношений
Подведение итога.
6. Работа с учебником (с.32-33). Работа в группах
- Найдите отличительные черты дружбы:
1группа – избирательность;
2 группа – бескорыстность;
3 группа – общность интересов и взаимная симпатия
Проверка.
- О чем прочитали?
- Назовите черты дружбы? Запишите в тетрадь.
- Что нового определили для себя из текста?
Подведение итога.
7. Работа с иллюстрациями с. 33.
-Кого вы видите на иллюстрациях?
-С кем дружит мальчик?
-Дружба возможна не только с людьми, но и с животными.
-А что требует от человека дружба с животными?
(Ответственность, заботу, любовь, верность)
- Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?
- Можно ли сказать о детях, что они друзья? Почему?
-Обратите внимание на слова, которые мы видим в учебнике в правом верхнем углу.
-Прочитайте
-Эти слова являются эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Каков смысл каждого из них?
8. Физкультминутка (под песню «Дружба» группы «Барбарики»)
9. Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас.
Друг всегда готов помочь, подбодрить. Но если кто – то прикидывает:
« А что я с этого буду иметь ? », то это не дружба, потому что дружба
всегда бескорыстна. Вот послушайте стихотворение А. Барто «Требуется друг» (отрывок):
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат !
Предлагаю Ильиной :
- Ты дружи со мной одной !
Есть разряд у Ильиной,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита !
Все пятёрки до одной у
У Светловой Нади.
Я прошу : - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы !
Говорят : - Молчала бы !
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг . . .
Напишу я объявленье :
Срочно требуется друг.
-Почему же с девочкой никто не хочет дружить? Выскажите
свои мнения на этот счёт.
-Итак, помните, настоящие друзья способны помочь бескорыстно, не требуя ничего взамен.
10. – Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Инсценировка «Сонечка»)
Автор: Тронь её нечаянно – сразу: Сонечка: - Караул Ольга Николаевна, он меня толкнул! Ой, я укололась, -
Автор: слышен Сонин голос Сонечка: Мне попало что-то в глаз, Я пожалуюсь на вас! Автор: Дома снова жалобы:
Сонечка: - Голова болит… Я бы полежала бы – мама не велит, Автор: Сговорились мальчики:
Мальчики: - Мы откроем счет Сосчитаем жалобы– сколько будет в год Автор: Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
-Как вы считаете, будут ли у Сони друзья в классе?
«Жадина» Кто держит конфету свою в кулаке, Чтоб съесть её тайно от всех в уголке Кто выйдя во двор, никому из соседей Не даст покататься на велосипеде, Кто мелом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем никогда не поделится? Имя тому подходящей дадено Даже не имя, а прозвище Жадина! Жадину я ни о чем не прошу В гости я жадину не приглашу Не выйдет из жадины друга хорошего, Даже приятелем не назовёшь его Поэтому – честно, ребята, скажу – С жадными я никогда не дружу
-Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?
-Как вы думаете, что лучше в жизни человека - умение отдавать и делиться или умение не давать никому ничего?
-Так каким же должен быть настоящий друг?
11. Игра «Собери пословицу». (Работа в группах). О дружбе размышляли во все времена. О ней сложили много пословиц и поговорок.
-Какие из них вы знаете ?
-Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их
надо собрать (работа в группах). На столах лежат части пословиц и поговорок. Вы должны найти и соединить начало и конец
Нет друга – ищи, … …а нашел - береги
Не имей сто рублей - … … а имей сто рублей
Один за всех … … и все за одного.
Человек без друзей … … что дерево, без корней.
Дружба – как стекло :.. … разобьёшь – не сложишь
Старый друг … … лучше новых двух.
Скажи мне, кто твой друг, … … и я скажу, кто ты.
Вместе тесно,… … а врозь скучно
Хороший друг –… … отрада для души.
Дружбу помни,… … а злобу забывай.
Будь с другом и в горе,… … и в радости.
Недруг поддакивает, .. … а друг спросит
-Выберите одну пословицу и объясните её.
12. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
6.Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду
Проверка
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?
-Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
13. Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий. А что значит - настоящий друг? Выберите на доске и запишите
на своих листочках пять самых важных слов, которыми можно охаракте-
ризовать настоящего друга.
Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, любезный, терпеливый, богатый, доверчивый, весёлый, ленивый, строгий, бескорыстный, трудолюбивый
- Кто хотел бы прочитать ?
- А какие качества есть в вас? Запишите пять слов, которыми вы можете охарактеризовать себя.
- Послушайте стихотворение «Ёжик» (О. Высотской)
Сережа очень нелюдим Ох, как бы подружиться с ним! А может быть напрасный труд, Не зря его ежом зовут!Девчонки просят: «Ежик» Дай перочинный ножик! А Коля крикнет всех смеша: «Не уколитесь об Ежа»! Но он как-будто глух и нем – сидит, Не говорит ни с кем. – Серёжа, взять в кино билет? А он сердито крикнет: «Нет»! – А на коньках пойдёшь кататься? Нет, мама будет волноваться.И вот уже под Новый год Узнали о Еже:Что нет отца, а мать больна, Давно уж не встаёт она.Он должен в доме прибирать И самому надо стирать.Конечно, трудно одному Приходится Серёже.Решил Алёша: «Мы ему Всей звёздочкой поможем!»Друзья стучатся у дверейОткрой, Серёжа, поскорей,Мы в нашем переулкеТебе купили булки.И сахар взяли заодно! А здесь в пакетике пшено! Давай готовить ужин! Сережа был сконфужен.Уж не казался он ежом.Он стал совсем не колкий,Скорей за чайником пошёл,Достал посуду с полки Теперь хотел бы он дружить, Пожалуй, с целым светом! Когда кому-то трудно жить Должны мы знать об этом.
-Кто помог Серёже раскрыть доброту его души?
Подведение итога?
- Настоящий друг лучше, чем кто – либо другой, поймёт ваше
настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит
сочувствие, в трудную минуту, утешит и поддержит, окажет помощь.
14. Как вы думаете, почему распадается дружба? По каким причинам ?
15. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: сформулировать основные законы дружбы.
Проверка
1. Один за всех и все за одного.2. Уважайте друг друга , помогайте друг другу.3. Радуйтесь вместе с друзьями.4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
16. Подведение итогов занятия.
-Что понравилось больше всего сегодня на уроке?
-Какие чувства у вас возникли?
-Что вам дало это занятие?
-Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока
- Кто хочет задать первый вопрос
(Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же выбирает)
17. Рефлексия
Самооценка собственной работы на уроке
- У каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?
18. Домашнее задание (учебник, задание №1, 2, стр. 33)