Торжественная линейка, посвященная Дню суверенитета Республики Башкортостан


Торжественная линейка,
посвященная Дню суверенитета республики Башкортостан
«Башкортостан- мой край родной»
Составила
воспитатель ГПД
Лаишева Т.С.
Белорецк -2015-2016уч.год
Цель: -воспитание любви к своей Родине;
-воспитание уважения к героям Башкортостана, воспитание чувства гордости за них;
-развитие интереса к литературе, истории и культуре Башкортостана;
-развитие творческих способностей.
Оборудование: запись мелодии Гимна РБ, игра на курае, национальная башкирская плясовая, плакаты с изображением флага, герба Республики
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые педагоги. Рады вас приветствовать на торжественной линейке, посвященной Дню суверенитета республики Башкортостан.
Башкортостан, Звучит песня “Башкортостан” З.Исмагилова на стихи М.Карима.
Взгляни на глобус:Вот он – шар земной,На нем БашкирияС березовый листок величиной…Пускай на глобусе ты кажешься листком,Горячим занесенным ветерком, - Башкирия моя! Твой сын простой,Я восхищен твоею широтой…(М. Карим).
Чтец 1.
Башкирия,Моя земля и небо,Моя любовь,Мой соловьиный край!...Мне жаль того,Кто здесь не разу не был,Мне жаль того,Кому не пел курай…Башкирия,Мое второе сердце,Второе солнце у меня в огне!Чтоб на тебя досыта наглядеться,Не два,А двадцать глаз иметь бы мне! (Г.Молодцов).
Дети исполняют песню “Прекрасная земля” муз. А.Имаева сл. Р Валеевой
Красивая земля моя Родные, милые края.Я не забуду никогда тебя,Родная сторона Красивая земля моя,Ты в сердце у меня всегда.Я не забуду звезд твоих,Мерцающих в родной дали.
Красивая земля моя Родные, милые края. Там соловьи поют в лесах,Кукушек слышу голоса Красивая земля моя,Родные, милые края.Роднее нет для нас земли,К тебе душой мы приросли.
Ведущий. Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Если плыть по реке Уфе от села Красная горка до села Караидель, то кажется, что находишься в какой-то горной стране.Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.
Ученик. С любовью и нежностью поют башкиры о родной Агидели, звон ее струй как бы впитался в задумчивые мелодии тростниковой флейты – курая. (В грамзаписи звучит мелодия курая)
Ученик. Наша республика расположена на южном Урале, на границе двух частей света – Европы и Азии. Занимает территорию более 143 тысяч кв.км. Население более 4 млн. чел. Проживает около 100 национальностей. В годы Октябрьской революции народ Башкортостана боролся за создание самостоятельной республики. Такая республика была создана в 1917 году. А в марте 1919 года на основе соглашения с российским правительством была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика.
Ведущий. 11 октября – мы отмечаем день Республики. В этот день в 1990 году она была провозглашена суверенной республикой и стала называться Республикой Башкортостан.
Ученик. Каждая республика имеет свои символы, выражающие ее суверенитет.
Государственный флаг РБ был принят 25 февраля 1992 года, авторы – Масалимов Урал, Асабина Ольга.
Ученик. Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.
В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится стилизованный цветок курая с семью лепестками. Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.
Ученик. Государственный герб Республики Башкортостан был принят 12 декабря 1993 года, автор – ФазлетдинИслахов. Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”.
Ученик. Государственный гимн Республики Башкортостан был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия “Республика” на музыку Фирата Идрисова. Государственный гимн РБ является символом, выражающим суверенитет РБ, единство и дружбу ее народов (Звучит гимн РБ).
Ученик. Столица республики – город Уфа. Он основан в 1574 году. Уфа – большой, красивый город. Проспект Октября, который соединяет южную и северную части города, имеет протяженность более 10 км. В Уфе много фабрик, заводов, учебных заведений, дворцов, музеев.
(Демонстрируются слайды с видами города Уфы )Ученик читает стихотворение Г. Рамазанова “Уфа”.
Всего лишь три буквы, короткое слово,Но где-то вдали его назови –Сколько встанет за ним родного,Сколько в нем зазвучит любви!
В нем отчизна отцов святая,В нем – любимый наш милый дом.Сердце манит оно, сверкая,Как три звездочки над стихом.
Ученик. В Уфе живут русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, а также представители других национальностей. Город насчитывает более миллиона жителей. Любимые места горожан – это памятники легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, героям Великой Отечественной войны – Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Бессмертные подвиги этих героев стали символом мужества и отваги. (Демонстрируются иллюстрации с изображениями памятников героям)Ученик. В Башкортостане всего 19 городов, из них Уфа, Стерлитамак, Бирск, Белебей имеют дореволюционную историю.
Есть и более молодые города Ишимбай, Салават, Сибай, Учалы, Агидель, Дюртюли и другие. (Демонстрируются слайды)
Ученик. Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. В 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой развитой нефтяной и химической промышленности.
Ученик. В мире и согласии живут трудовые слои башкирского и русского народа. Им всегда приходилось вместе защищать интересы России – в одних рядах сражаться против иностранных интервентов. Нам хорошо известно имя легендарного героя башкирского народа, поэта – импровизатора Салавата Юлаева.
Башкирский народ помнит и чтит подвиг своего героя, складывает о нем песни и стихи.
Ученики читают стихотворение Ш. Бабича “Салават”.
Кто он, грозный Салават?Чем он славен и богат?Он – родной земли булат,Он отвагою богат!
Ни во сне, ни наявуРавных нет такому льву,В небесах и на землеРавных нет его стреле.Наш Урал – его отец.Он – стремленье всех сердец,На земле – он свет земной,В небе светится луной.
Он – отечества глаза,Он – захватчиков гроза,Саблей гору он свернёт,Криком озеро спугнёт.
Салават, как наш Урал,Никогда не умирал.Кровь его – зовёт живым,Мы её не оскверним!
Ученик. Салават Юлаев соединил в себе талант поэта, дар полководца, бесстрашие воина. Эти качества отражают духовный облик башкир.
Ведущий. Башкирский народ всегда умел на славу не только воевать и трудиться, но и веселиться. Башкирский народный праздник – сабантуй (переводится как “праздник плуга”.)
Этот праздник тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивали себе отдых.
Для празднества выбирается широкий майдан. Здесь происходят главные соревнования: лазание по шесту, борьба, скачки, перетягивание каната и многое другое.
Целый день продолжаются игры и пляски, не смолкает веселая песня.
А теперь, ребята, поиграем все вместе!
Игра “Улетели – улетели!”
Ведущий называет летающие и нелетающие предметы (при этом поднимает руку вверх):
- Улетели – улетели - журавли улетели.
- Улетели – улетели - грабли улетели.и т.д.
Дети должны поднимать руку тогда, когда назвали летающий предмет. Кто ошибается, выходит из игры.
Игра “Юрта”.
Мы веселые ребята, Соберемся все в кружок.Поиграем и попляшем,Разбежимся на лужок. - Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют песню.
Пр. Ля-ля-ля-ля… - Перестраиваются в большой круг.
По окончании пения бегут к стульям и строят юрту.
Ученик. Прекрасны башкирские песни, народные танцы, хороши традиции и обычаи башкирского народа. Вы сейчас услышите мелодии курая – этого чудесного национального духовного инструмента.
Изготовляют его из сухого полого тростника – курая. (Звучит грамзапись)
Ученик читает стихотворение А. Игебаева “Курай”.
Когда я слушаю курай,То радость льется через край,Неприхотлив и невеликКурая песенный родник.Тростинку срежу я в лесу,Домой с собою унесу,И только дуну в свежий срез,Как зашумит Уральский лес,И зажурчит навернякаВ ней мелодичная река.Держу курай… В родном краюЯ песни звонкие пою.
Ученик. Мы сегодня говорим:
Башкортостан – республика большой нефти и нефтехимии.
Башкортостан – республика машиностроения.
Башкортостан – республика хлебных полей.
Башкортостан – республика душистого меда, целебного кумыса.
Башкортостан – страна певцов, страна поэтов.
Ведущий. Сегодня мы проводим конкурс чтецов. Участники будут читать стихи башкирских поэтов о своей Родине. Конкурс завершается стихотворением Р.Бикбая “Заветное слово”.
Я сызмала знаю заветное слово –Оно согревало в пути;Оно мне не раз и не два помогалоНа горы крутые взойти.
Я сызмала знаю заветное слово,Живыми лучами слепя,Все думы народа, все песни народаТо слово вобрало в себя.
Слова остальные заимствуют щедроЕго удивительный свет.Богат мой язык, но второго в нем словаПодобного этому нет.
Его унижали, секли, распинали,Но, к битве напутствуя стан,Звенело на Флангах,Гремело над цепьюЗаветное – Башкортостан!
Ученик. И все это наш родной край – Башкортостан. И любим мы его не только за достопримечательности и полезные ископаемые, а потому что мы здесь живем, это наша Родина. Мы гордимся ее героями, восхищаемся ее красотой и любим все, что нас окружает, - наш Башкортостан.
Дети исполняют песню “Родина” Муз. Ф. Гершовой Сл. Х. МухамедьяроваРодина моя,Реки и поля,Я люблю тебя,Милая земля. Мой Башкортостан,Нет края родней -Светлый уголокРодины моей. Родина моя,Горы и поля,Расцветай, как сад,Милая земля!
Ученик. В народных танцах, так же как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. С башкирским искусством народного танца познакомились зрители многих республик, областей и краев нашей страны. Башкирские танцоры побывали в нескольких десятках стран всех пяти континентов.
Танцевальная группа исполняет башкирский танец “Семь девушек”
Ведущий. Сегодня мы говорили о нашем родном Башкортостане, о его бескрайних просторах, о бесчисленных богатствах, которые нам с вами беречь и преумножать. А самое большое богатство Башкортостана это его люди. И пусть на твоей земле, Башкортостан, всегда процветает мир и дружба, пусть хватит места для всех народов, населяющих этот удивительный край!