Классный час на тему : День конституции Республики Башкортостан 
 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
 «День Конституции Республики Башкортостан»
Классный час
 проведённый в 1 А (г.) классе
Провела: классный руководитель 
Хаматдинова Г.У.
Дюртюли -  2015
Цели: расширить знания учащихся о Родине, её символах, основных правах и обязанностях граждан РБ, о главной книге государства – Конституции Республики Башкортостан; развивать логику мышления, тренировать память; воспитывать любовь к своей Родине. 
Оформление: плакат с символами РБ, цветик-шестицветик. 
Подготовительный этап: Подготовить цветик-шестицветик из двусторонней разноцветной бумаги: на внешней части написать ответы к вопросам, на внутренней соответствующие буквы из которых получится слово. Перед классным часом раздать на отдельных листочках стих 1 и стих 2 тем ребятам, которые смогут их выразительно прочесть 
Проведение классного часа
Учитель: Заливается звонок – начинается урок: 
                 У всего своё начало: 
                 У домов, у кораблей, 
                 У дороги – от причала 
                 Через тридевять морей. 
                 У хлебов – в полях раздольных, 
                 У комбайна, у станка – 
                 Всё идет от двери школьной 
                 И от первого звонка. 
Игра «Цветик-шестицветик».
 Учитель читает вопрос, затем тот, кто знает ответ на вопрос, находит среди лепестков свой ответ и отрывает этот лепесток. По истечении всех вопросов в том же порядке в каком отвечали на вопросы учащиеся обратно на доску приклеивают лепестки, но обратной стороной, чтобы получилось слово РОДИНА. 
 Задания к лепесткам. 
Желтый: Р. Вини-Пух и Пятачок пошли в поход. Они взяли с собой веревку, вдруг пригодится. На этой веревке они завязали четыре узелка. Сколько частей получилось на веревке? (5 частей) 
Синий: О. Ваня ходил в лес и набрал полную корзинку грибов: маслят, мухоморов, шампиньонов. Вкусный ли будет грибной суп? (нет) 
Красный: Д. Семь воробушек спустились на грядку. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался, мигом схватил одного и умчался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько теперь их осталось на грядке? (ни одного) 
Оранжевый: И. Закончите пословицу: «Для Родины своей ни сил, »(ни жизни не жалей) 
Зеленый: Н. Как называется русская народная сказка, главный герой которой хлебобулочное изделие? (колобок) 
Фиолетовый: А. Чашки 3 и 3 постели, стульев тоже 3, смотри и жильцов здесь в самом деле проживает ровно  Откуда этот отрывок? (3 медведя) 
Учитель. Итак, давайте прочитаем слово, которое написано на лепестках (РОДИНА) 
Ученик: Слышишь песенку ручья? (стих 1) 
               Это – Родина твоя. 
               Слышишь голос соловья? 
               Это – Родина твоя. 
               Школа, где твои друзья, - 
               Это – Родина твоя. 
               Руки матери твоей, 
               Звон дождей и шум ветвей, 
               И в саду смородина – 
              Это тоже Родина. 
Учитель: А наша Родина – Республика Башкортостан. Республика, в которой мы родились, живём и учимся. Строим мы свою жизнь по Конституции. Конституция – основной закон, это свод правил и обязанностей, которые позволяют всем гражданам страны дружно жить, работать и отдыхать. 
Принята 24 декабря 1993 г. за N ВС-22/15. С изменениями от 3 ноября 2000 г., 3 декабря 2002 г., 15 июня 2006 г. Республика провозглашена суверенным демократическим государством, которое строит свои отношения с Российской Федерацией на основе двусторонних договоров и соглашений. Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства, укрепление демократии при осуществлении публично-властных функций, расширение прав и свобод человека и гражданина. Всего было внесено около 10 поправок, и теперь она полностью соответствует федеральному законодательству.
Для гражданина Родина  это родная земля. 
Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
   Вот только защитить себя не может. Защитить ее  обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
  В переводе с латинского гражданство означает «общее дело». Значит, гражданин – участник общего дела, а гражданство –активное участие в  делах  государства. 
У настоящего гражданина развито чувство ответственности, он обладает активной гражданской позицией, то есть гражданственностью.
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
А какой посильный вклад в решение общих дел можем внести мы, как граждане своей страны?
Как мы защищаем родную землю?
Мы должны  понимать, что Родину любить  это не просто красиво говорить о ней, а действовать в ее интересах.
В наших силах сделать свой двор, улицу, город чище, красивее! А начать можно с малого: ведь чисто не только там, где убирают, а в первую очередь там, где НЕ МУСОРЯТ!
Иметь активную гражданскую позицию,  участвовать в общественной жизни.
Извлекать уроки из прошлого, каждого прожитого дня.
  Требовать перемен,  участвовать в политике,  понимать, что наше участие в выборах значит многое.
   Мы должны быть упорными в учебе, в работе, не переставать бороться со своими слабостями.
Ты должен посвятить отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек. Д. И. Фонвизин
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой 
 Своей 
 Глаза полны, 
 Наша Родина не что-то, 
 Она сегодня - мы. 
 У каждого дорога 
 Своя или тропа, 
 Но пусть нас очень много, 
 Мы все ее судьба. 
 Она не позабудет 
 Ни света и ни тьмы, 
 Она такою будет, 
 Какими будем мы. 
 И ей, одной - единой, 
 В любые времена 
 Не спрячешься за спины 
 Хоть широка страна.
Да, ребята, "она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод.   Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми. 
15