Применение деятельностного подхода в педагогике: личный опыт.
Применение деятельностного подхода в педагогике: личный опыт.
С самого начала работы в школе я невольно сравнивала себя, в своём детстве, ребят, с которыми я ходила в один класс, с детьми, которые сейчас пришли ко мне на урок. Абстрагируясь от субъективизма, ко мне пришло понимание того, что те мы, которые были в детстве, и ребята, сидящие сейчас передо мной за партами – разные личности. И дело не в разнице дошкольного воспитания – родители всегда были родителями: их участие в формировании личности дошкольного периода развития ребёнка, как было, так и остаётся различным. И даже не в отличие поколений: несмотря на внешнюю (допустим, стиль одежды) и внутреннюю (манеры поведения) разницу – дети всегда остаются детьми. Проблема представляется мне глубже.
Преобразования, произошедшие в нашей стране в 90-е годы ХХ в. и последовавшие за ними реформы, не могли, не отразится на духовно-нравственном воспитании и просвещении молодого поколения. Я столкнулась с тем фактом, что в современных семьях родители и ребёнок не просто страдают от отсутствия взаимопонимания, а их всё в меньшей степени объединяет общая деятельность в различных сферах: будь то совместный труд или проведение досуга. На формирование личности ребёнка теперь оказывает влияние не только родительский авторитет но, и даже в большей степени, средства массовой информации в целом, телевидение, а также цифровые технологии в частности. Именно поэтому у меня возникла мысль обратиться к деятельному подходу при организации работы со своими учениками.
Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, в педагогике работами Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.
Применение деятельностного подхода в процессе обучения предполагает не саму деятельность как таковую, но деятельность, направленную на развитие индивидуальности каждого отдельно взятого ученика. Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В.В.Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности». В роли субъекта преобразования в этом случае выступает личность учащегося. Выбирая различные методы преподавания, исходя из видимой эффективности, мною был избран именно действительный метод в качестве основополагающего. Во главу угла, которого ставится именно формирование Личности - Человека способного адекватно оценивать любые поставленные перед ним проблемы и находить различные пути их решения, осознавая последствия этих решений, принимая во внимание всю ответственность за последствия. Здесь следует акцентировать внимание на понятии личности как предмета деятельностного подхода в воспитании. Личность человека - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, обуславливающих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Понятие личности не заключено в возрастные рамки, и, как я полагаю, личность зарождается с первой минутой появления человека на свет. С этого момента ребёнок начинает принимать себя как Личность, которая определяется тем, что она знает, что она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет. Уверена, что ребёнок приходит в первый класс уже как личность, со своей эстетикой, целеологией и понятиями о нравственности и, соответственно, весь воспитательный процесс в школе должен быть сосредоточен именно на личности школьника как носителя социально ценностных отношений, индивидуальности со своим личным набором черт и качеств, формировании его субъективности. В этом и заключается основополагающий принцип деятельного подхода: когда учащийся в процессе взаимодействия с педагогом выступает в роли субъекта деятельности, обучается грамотно ставить перед собой цели и наилучшие пути их достижения. Принять и понять ученика – по моему мнению, является высшим критерием для учителя. Принять как сформировавшуюся личность ученика, и является высшим достижением учителя.
Изначальное отношение преподавателя к учащимся как к личностям со своими достоинствами и недостатками, предполагает развитие самосознания учащихся, понимания ими самими собственной уникальности и, в тоже время признание неповторимости личностей, мировоззрения, духовного мира других людей. Таким образом, свою задачу как преподавателя я представляю далеко не только в том, что бы научить учащегося стремиться к поставленным перед собой ориентирам. Ведь проблема состоит и в том, что у ученика могут быть и сугубо корыстные, эгоистичные цели: быть первым учеником в классе, занять первое место на олимпиаде и т.п. Для меня представляется особо важным не превратить ученика в отличника-эгоиста, а привить его личности основы общечеловеческих, нравственных ценностей, заложить в учащемся основы этики, которая поможет ему в дальнейшем реализовать себя в обществе в роли Человека и гражданина.
С другой стороны, я убеждена в том, что роль учителя в современной школе должна сводиться далеко не только к подаче материала предмета, но, и даже в большей степени, к обучению школьников вырабатывать навыки совместной работы. Совместными усилиями решать поставленные на уроке задачи, активно взаимодействовать друг с другом как на внеклассных мероприятиях, так и при организации совместного досуга. Деятельный метод предполагает не только и не столько собственную деятельность, сколько деятельность с учётом принятия интересов других личностей, общего взаимоотношения в коллективе.
При этом, в своей практике я исхожу из посылки о том, что преподаватель должен не просто приводить примеры готовых клише нравственной и духовной культуры («что такое хорошо и что такое плохо»), а в процессе различных видов деятельности определять их со своими учениками. С учётом применения мной деятельного подхода, наиболее важным становится поиск личностного подхода к каждому ученику, который подразумевает не только знание личности учащегося, но и воздействующих на него обстоятельств, а также поиски эффективных путей образовательного воздействия. Я искренне уверенна в том, что учитель должен стать для ребят не столько проводником в мир знаний, сколько другом, более старшим и потому более опытным. По этой причине, я уверена в том, что учителем имеет право быть и назвать себя только тот человек, который по- настоящему любит своих учеников, уважает каждого как личность. Любовь должна быть разумной, подлинной и взаимной. Ведь мы с ним создаём Личность. Личность Человека.