Статья Роль исследовательской и проектной деятельности школьников, организованной в рамках дополнительного образования, в развитии интегративных качеств.
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗОВАННОЙ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В РАЗВИТИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
Ануфриева Т.Н.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
В связи с этим понятен выбор педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием и воспитанием подлинно свободной личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Поэтому при организации исследовательской и проектной деятельности мы поставили перед собой цель: создать такую систему деятельности, которая предполагала бы успешное развитие интегративных качеств.
Задачи:
Сформировать у учащихся целостную картину мира и представления о школьных предметах и внеурочной деятельности как определенной системе.
Сблизить процессы воспитания, обучения и развития.
Обогатить содержание и формы учебной деятельности.
Предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам.
Создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями.
Решать проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
Развивать самостоятельность, творческую активность и познавательные способности младших школьников.
Классно-урочная система на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной формой передачи знаний, умений, навыков ученикам. Вместе с тем, уроки имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учащихся, для учета личностных особенностей школьников. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество.
Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству...»
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости; сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.
4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.
Интеграция урочных и внеурочных занятий может осуществляться на разных уровнях.
Низкий уровень интеграции характеризуется полным отсутствием целенаправленности связи урочных и внеурочных занятий. Эти виды занятий функционируют независимо друг от друга. Например, если использовать на уроке дополнительный учебный материал, получаемый школьниками на внеурочных занятиях. Или, наоборот, в ходе кружковой работы ученики используют знания, умения и навыки, полученные на уроках.
Средний уровень интеграции характеризуется целенаправленной, но односторонней связью внеурочных занятий с урочными, или, наоборот, урочных занятий с внеурочными. Например, можно запланировать изготовление наглядных пособий, творческих заданий, докладов и т.п. со школьниками на кружковых занятиях, чтобы в дальнейшем применить их в урочной работе.
Высокий уровень интеграции достигается тогда, когда целенаправленно спланированы связи между урочными и внеурочными занятиями. Учителю целесообразно составить первоначально календарно-тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности интеграции урока с различными формами внеурочных занятий, осуществить параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом проведения урочных занятий.
Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А.И.Савенкова, можно организовать исследовательскую и проектную деятельность с младшими школьниками как особое направление внеурочной деятельности, целью которой станет развитие исследовательской, творческой активности обучающихся. В результате этой деятельности у младших школьников можно сформировать следующие умения:
1.Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Включение школьников в проектную и исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной и исследовательской деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой.
Таким образом, включение проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Внеурочная деятельность предоставляет новые возможности для организации проектно-исследовательской деятельности школьников.
Необходимо относиться к внеурочной деятельности не как механической добавке к основному общему образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а как к осуществлению взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования для обеспечения полноты и цельности образования. Это позволит соединить процессы воспитания, обучения и развития в единое целое и дать реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам и в разные типы деятельности.
При правильной организации исследовательской и проектной деятельности создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся.
Роль исследовательской и проектной деятельности заключается в том, что у детей создаются качественно новые интегративные качества, которые позволяют ученикам:
чувствовать себя активными участниками этой деятельности,
способными к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации,
самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор,
перейти на принципиально иной уровень учебной мотивации,
приобрести более высокий статус в школьной среде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2011. 39 с. (Стандарты второго поколения).
Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. 2002. №8. С. 6–11.
Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. 2000. №12. С. 101–108.
Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Школа юного исследователя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Интернет – портал «Исследователь».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815