Статья о развитии творческих способностей и выявлении одаренности через уроки ИЗО

Выступление педагогическом совете по теме:
«Развитие творческих способностей обучающихся через уроки изобразительного искусства и работа с одарёнными детьми»
У маленьких учеников спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?» - Рук поднялось не сосчитать!
Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?». Рук поднялось примерно пять.
В десятых классах Токмаков опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?». Рук поднятых не видать.
А ведь ребята, в самом деле, когда-то рисовать умели.
И солнце на листках смеялось
Куда всё это подевалось?
Как вы думаете, называется это стихотворение Валентина Берестова?
Правильно! Оно называется «Потеря».
Если рассуждать по справедливости, то в этой потере виноваты все мы взрослые – это и родители, и учителя, и социум и чиновники от образования в лице самого государства экономящего на детях! На одно лишь исследование первопричин этих «потерь» можно сочинить и даже защитить научный труд, например, диссертацию. Но сегодня речь не об этом, а о том, что называется учебной работой ученика и учителя в сфере художественно-эстетической деятельности. Любой ребёнок, приходя в школу, уже имеет целый набор сформированных знаний, умений и навыков, а также задатков к той или иной форме деятельности. А любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Процесс познания мира идет очень интенсивно. И в это время ученик больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Сама сущность творческого процесса одинакова для всех. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. У разных людей и в разном возрасте одарённость обнаруживает себя по-разному и с большей степени индивидуальности. Поэтому и комплексный подход не избавляет от ошибок. В целом проблема выявления одарённых детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребёнка как «одарённого» либо как «неодарённого» - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его собственные ожидания. Этот легкомысленный прогноз очень часто провоцирует конфликтность, потому что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека. Потому, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный человек. Возникает вопрос, а что такое творческая одарённость и есть ли она? Оказывается, всё очень просто – развитие любой деятельности по инициативе самого ребёнка и есть творчество, а если при этом он показывает себя ярко и незаурядно в рамках своих способностей – это и есть одарённость! Творческая одарённость. Начинать развитие в творческой деятельности надо как можно раньше. Обучение искусству (здесь я имею в виду не только ИЗО, но и музыку, и литературу) – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь. Мой учительский опыт даёт мне право утверждать, что абсолютно неспособных к художественной деятельности детей не существует, зато ярких, запоминающихся довольно много. В программе, по которой я работаю уже около двадцати пяти лет, как и в других программах по другим предметам есть своя структура, свои принципы, методы, приёмы, тематика, оценивание работ. Однако, через рисунок как нигде, и психологи это знают, ребёнок наиболее открыт миру – родителям, учителям, друзьям. Изображая, он изучает мир, думает, а значит, анализирует, синтезирует, сопоставляет, изобретает и т.д., поэтому перед учителем стоит важная задача помочь ученику раскрыться, вызывая в нём интерес к процессу рисования. Часто вижу, что чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это «отношение» ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Я всегда стараюсь поддержать в ученике даже самый маленький порыв через похвалу, через оценку. Очень часто в рефлексии на уроке прошу рассказать о своей работе, ведь ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы. Крайне необходимо научить детей уважительно относиться к результатам своего труда и к труду других людей. Давно замечаю, что среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. У детей очень сильная сфера образного мышления, поэтому наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности использую словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово), а также игровые моменты. Поскольку через всю программу с 1-9 классы проходят три вида художественной деятельности – это изобразительная, декоративная и конструктивная, то и творческие способности детей в их работах проявляются по-разному. Я замечаю, что кто-то больше склонен к конструктивной деятельности, а кто-то к двум другим. Здесь важна помощь ученику в корректировке его работы. Дети подражательны и мобильны в этом плане, но всегда способны почувствовать выразительность и достоинства своих работ, понять слабости. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха. По программе Неменского Б.М., согласно его теории в преподавании изобразительного искусства нужно сочетать эвристическое воспитание и развитие творческих способностей, а также обучение изобразительной грамоте. Но в современной школе творчество опять же не является абсолютно свободным, так как уроки проводятся в соответствии с программой. Дети привыкли рисовать так, как их этому научил учитель. Рисуют они кистями и карандашами уже сложившиеся в их головках сюжеты. И здесь, на мой взгляд, неоценимую роль играют нетрадиционные техники рисования, но очень часто времени на уроке недостаточно для подобных занятий.
Так, когда же детям развивать в себе творческие способности? Каким образом проявить свою одарённость? Ответом на этот вопрос становятся занятия именно с использованием нетрадиционных техник рисования. Эти техники вводятся в практику уже в дошкольных заведениях. Их технология проста и доступна всем. Такой вид практической работы можно реализовать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков. Уже не первый год я использую на кружке «В мире искусства» подобные техники рисования. Выясняется, что уже сразу - эти нетрадиционные техники настолько увлекают ребят, что они с нетерпением ожидают следующих занятий. Эти нетрадиционные техники использую по возможности в начальной школе. Вот как звучат некоторые темы:
- Прижми и отпечатай. - Изображать можно пятном.
- Весёлые кляксы. - Изображать можно линией.
- Купаем картинку. - Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
- Светлые линии на тёмном фоне. - Наши краски в жизни.
К нетрадиционным техникам относится расширенный список художественных материалов: чёрная и цветная тушь, восковые мелки, гелевые ручки, уголь, масляные краски. К нетрадиционным техникам: гравюра на картоне, монотипия, нитевой рисунок, гратография (граттаж), монохром, папье-маше. В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оцениванием видно: если на констатирующем этапе обычного урока новизна и оригинальность работ характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе урока с нетрадиционными техниками проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возростает. Дети с увлечением и азартом создают свои рисунки, проектируют новые предметы. Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.
Я всегда напоминаю ребятам: «Кто сделал красиво хоть раз, плохо сделать уже не захочет». Конечно же, не следует применять нетрадиционные техники на каждом уроке рисования, где необходимо соответствовать программным требованиям в преподавании изобразительного искусства. Но если хотя бы изредка применять другие методы и приёмы в рисовании, то это только улучшит состояние учебного процесса на уроках рисования и повысит интерес к ним. Значит, если в деятельности школьников использовать различные методы и приемы развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства, в частности, это использование различных приемов и методов обучения, различных видов художественной деятельности, техник рисования, а также различных материалов, то это способствует эффективному и успешному развитию творческих способностей детей. Под руководством учителя творчество ребенка приобретает еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику), сделать что-то полезное другим. Цель каждого занятия, предлагаемого детям, – развивать их творческие потенциальные возможности. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно - творческой деятельности, а также спектр интересов класса желанным, интересным, познавательным. Эта работа проводится длительно и планомерно, постепенно усложняясь, что отражается в положительном результате. Формированию творческих способностей способствуют: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, интерес, неограниченность в действиях. Наиболее удачные работы ребята располагают в своих портфолио. Уроки изобразительного искусства помогают раскрытию творческих способностей учащихся, накоплению знаний по предмету, а также побуждают их к совершенствованию художественных навыков и умений.
В работе со способными (одарёнными) детьми есть, однако, опасности – это заражение чувством собственной исключительности, эксплуатация педагогом неординарных способностей ученика, а также стремление реализовываться за счет таких учеников.
Хочу закончить своё выступление цитатами двух великих людей!
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».
Д.Дидро.









ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 2 ђ Заголовок 315