Разработка урока математики по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей» (5 класс) 
Урок по математики в 5 классе по теме:
«Сложение и вычитание  обыкновенныхи  смешанных дробей».
      Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал; 
      провести контроль приобретенных знаний.
     Задачи урока:
Образовательные: повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания обыкновенных и смешанных дробей; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы.
Развивающие: развитие логического и пространственного мышления обучающихся, памяти, навыков работы в паре, умение анализировать.
Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе, самостоятельности.
     Тип урока: комбинированный урок.
    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
   Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
   Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки).
   Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика,5класс» Алдамуратова     Т.А., Байшоланов Е.С..
   Примечание к уроку: В разработке представлен заключительный урок по теме:
    «Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей».
    Урок такого плана подготовлен в системе, для достижения оптимального результата. Предлагаемая организация урока обеспечивает работу всех каналов восприятия. Образовательная деятельность направлена на повышение результативности, производительности педагогического труда путем перевода обучающихся с позиции объекта деятельности учителя в позицию субъекта учения, содействует развитию потенциала каждого ребенка, раскрытию заложенных в нем возможностей. Таким образом, урок полностью отвечает требованиям деятельностного подхода в образовании.
Ход урока.
Организационно - психологический этап.
- Добрый день! В древности и в Средние века учение о дробяхсчиталось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики.
Эпиграфом нашего урока будут слова Римского  оратора Цицерона, 
жившего в I веке до нашей эры:          «Без знания дробей никто 
                                                 не может признаться 
                                                     знающим  арифметику!»
Мотивация  учебной деятельности обучающихся, постановка цели и задач урока. 
1 часть:
Дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.                               
                                                                                      
III. Актуализация знаний. 
Устная работа.
Проводится с помощью презентации с заданиями. Работа направлена на повторение основных составляющих знаний по правилам работы с обыкновенными дробями (составление дробей и смешенных чисел по предлагаемым карточкам) и содержит материал исторического характера.
Цель: развитие внимательности и памяти у учащихся.
(Один учащийся работает индивидуально у доски по карточке)
 Карточка № 1
Расположите дроби в порядке возрастания с соответствием букв,  и вы прочтете имя древнегреческого ученого – основателя библиотеки в городе Александрии, жившего в Древнем Египте  во II веке до н.э. Он впервые высказал предположение о том, что Земля имеет круглую  форму.
13
24  21
24   6 
 24  3 
 24  8 
 24  23
 24  22 
24  19 
24  4 
 24 
О  Ф  А  Э  Т  Н  Е  С  Р 
( Ответ: Эратосфен )(Устная работа с классом)
Какие дроби называются правильными, а какие неправильными?
Какие из данных  дробей  являются правильными? Какие неправильными?
Расположите  дроби в порядке убывания:
     4) Какие числа называются смешанными?
      Из каких дробей получаются смешанные числа?
Представьте неправильную дробь в виде смешанного числа:
     5)  Представьте смешанное число в виде неправильной дроби:
IV. Работа над нестандартными заданиями .Практическая работа.
Ученикам  предлагаются подготовленные листы с заданиями. Данная форма работы активизирует работу зрительной и особенно тактильной памяти детей.
Вариант 1
Изучите каждый рисунок, составьте  неправильную дробь и  перейдите к смешанному числу. 
Вариант 2
Изучите каждый рисунок, составьте  неправильную дробь и  перейдите к смешанному числу. 
По окончании работы проводится самоконтроль с выставлением отметок. Для проверки предлагается слайд  с ответами.
Устная работа.
(Двое  учащихся работают индивидуально у доски по карточке)
Карточка № 2
     Выполните действия, и вы прочтете фамилию известного математика. 
7
39 27
47 10
17    4
15 40
77  3
8
Ф  А  П  Г  О  И  Р 
                                                       
(Ответ: Пифагор)                                                                                                                                                                                                                                                             7) Найдите ошибки в вычислениях:
V. Работа над тестовыми заданиями 
Самостоятельная работа.
Учащимся предлагают  тестовые задания с вариантами  ответа. Работа направлена не только на проверку правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, но и на развитие логического мышления обучающихся. 
По окончании работы проводится взаимоконтроль с выставлением отметок. Для проверки предлагается слайд  с ответами.
VI. Физкультминутка 
                             
2 часть:
Сложение  и вычитание  смешанных чисел                                                      
VII. «Своя игра» 
Сложение смешанных дробей 100 200 300
Вычитание смешанных дробей
100 200 300
Задания:
                                        а) Сложение смешанных дробей
100: Вычислите:                           (ответ:       )200: Найдите сумму чисел:                    (ответ:         )300: Найдите сумму:                 (ответ:       )б) Вычитание смешанных дробей
100: Найдите разность:                      (ответ:        )200: Найдите разность:                       (ответ:       )300: Вычислите:                 (ответ:        )VIII. Задание по карточкам
      Данный этап урока предусматривает использование  закрепляющего материала по данной теме. Задания отвечают требованиям методики развивающего обучения, направленных на развитие логических и пространственных мыслительных навыков обучающихся (межпредметная связь).
IX. Итоги урока
Подведение итогов урока: выставление  отметок каждому учащемуся по 5 основным этапам урока (устная работа, работа над нестандартными заданиями, работа над тестовыми заданиями, «Своя игра», задания по карточкам). 
XI.Рефлексия.
Как выполняется сложение смешанных чисел с одинаковыми знаменателями? С разными знаменателями?
Как выполняется вычитание  смешанных чисел с одинаковыми знаменателями? С разными знаменателями?
Карточки для рефлексии.
 1) - Я работал  (а) отлично, в полную силу своих возможностей,
        чувствовал(а) себя уверенно.
     - Я работал (а) хорошо, но не в полную силу, испытывал (а) чувство
        неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
      - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.
  2)  Для меня урок прошёл:
  -на отлично
  -на хорошо
  -на удовлетворительно.
  3)  Как я усвоил (а) тему:
       - мне всё понятно и я знаю, что я буду делать
        дальше;
       - у меня есть вопросы, но я знаю, что я буду 
        делать дальше;
       - я многое не понял (а).