Консультация для педагогов: Дыхательная гимнастика в детском саду компенсирующего вида


Дыхательная гимнастика в детском саду компенсирующего вида

Дети с нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своими телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.
Ведь дыхательные упражнения - это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.
Так, считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.
Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Наша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды.
Понять, что такое дыхание, поможет игра.
В связи с увеличившимися случаями сезонной заболеваемости и случаями заражения гриппа я сново хочу порекомендовать Дыхательную гимнастику, т.к она  действительно помогает при простудных явлениях и прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает дыхательную систему, укрепляет защитные силы организма.
Дыхательных техник и методик существует великое множество. Самые известные: холотропное дыхание, гимнастика Стрельниковой, гимнастика Бутейко, дыхание с помощью тренажеров.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
 - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
 - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
 - заниматься до еды;
 - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
 - дозировать количество и темп проведения упражнений;
 - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
 - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
- Важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Дыхательную гимнастику рекомендуют использовать как самостоятельную форму (в группе при организации динамических пауз, на прогулке)составной частью гимнастики пробуждения.
В процессе утренней гимнастики и физкультурных занятий.