Статья на тему: Проблема организации жизни и профессиональная карьера психолога в социальной среде.
Проблема организации жизни и профессиональная карьера психолога в социальной среде
Профессиональная карьера – важный стимул совершенствования специалиста.
Стиль поведения работника социальной сферы, обусловленный совокупностью его личностных и профессиональных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, осуществляемых работником социальной сферы.
Карьера определяется как «один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека», который имеет две стороны: объективную (отражающую продвижение человека по работе, службе, достижение определенного социального статуса) и субъективную (представление о собственной профессиональной жизни).
Сфера деятельности психолога в социальной сфере имеет особенности: он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему. Стратегия его деятельности в корне отличается от деятельности исследователя, даже осуществляющего прикладное исследование.
Профессиональный и личностный сценарии работника социальной сферы тесно взаимосвязаны. Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в профессиональной деятельности. В широком смысле, карьера – это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения социального работника к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, или процесс профессионализации – от выбора профессии к овладению профессией, мастерством, творчеством и т. д. Итогом карьеры является высокий профессионализм человека в достижении признанного профессионального статуса. В более узком значении карьера понимается как должностное продвижение. Первостепенное значение здесь имеет не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса, занятие определенной должности. Этот тип карьеры, начинаясь с выбора профессии, включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов. При этом карьера – это сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации. Основой карьеры являются общественно признанные образцы профессиональных социальных достижений, которые становятся значимыми ценностями и целями работника, стимулируют его профессиональный рост.
На карьеру оказывают влияние, прежде всего, внутренние факторы – мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т. д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность.
На карьеру могут влиять и внешние факторы: социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, случайность. Профессиональная среда может оказывать влияние на профессиональный рост и карьеру, а организация может способствовать типам карьеры.
Организация жизни психолога отражается в системе жизненной перспективы, которая влияет на профессиональную карьеру. Она включает следующие компоненты:
система целей, которая включает жизненные цели, разбитые на набор среднесрочных и долгосрочных целей;
система организации дел, включает в себя краткосрочные цели и списки конкретных дела, которые движут к осуществлению краткосрочных целей и которые просто хочется видеть сделанными. Например, GTD Дэвида Аллена;
информационная система – позволяет хранить информацию и обеспечивает удобный доступ к содержимому. Это могут быть книги, цитаты, статьи, документы, мысли и т.п. ;
система установок – положительные установки, которые помогаю делать жизнь такой, какой её хочется видеть;
финансовая система – позволяет видеть твой текущий ежемесячный доход и расход, организованные по статьям, будущие планы по доходам;
система построения характера – описывает черты характера, которые необходимо развить, план работы над развитием черт характера. Такая система была у Бенжамина Франклина;
система вырабатывания привычек – система, позволяющая отслеживать статус вырабатывания полезных привычек.
У конкретного человека система организации жизни может включать все либо несколько из подсистем, также она включать и другие, неописанные выше подсистемы. Система обычно постоянно эволюционирует. Так, в начале вся система может состоять только из одной подсистемы, например, системы целей или системы организации дел.
Особенности профессиональной деятельности психолога в системе социальной защиты населения
В современном мире профессия психолога становится все более и более востребованной. Работа психолога в системе социальной защиты – это очень сложная миссия. Здесь важны многие качества человека как личности и как специалиста в области психологии.
Социальная защита есть свойство любого объединения людей, целью которого является охрана и сохранение позиций каждого индивида в обществе.
Организации, входящие в систему социальной защиты населения, призваны оказывать социальную, правовую, медико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной среды, проводит комплекс мер по всесторонней реабилитации и социальной адаптации, дальнейшему жизнеустройству.
Принципы организации психологической работы:
1 принцип всеобщности,
2. принцип адресности предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь;
3. принцип использования дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи предусматривает выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановление их статуса как полноценных членов общества;
4. принцип комплексности социальной помощи призван обеспечить возможность предоставления одновременно несколько ее видов;
5. принцип всеобщности социальной защиты населения, предусматривающий одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков и т.д.
Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп.
Первая группа представлена трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте, в том числе: лицами, уволенными из Вооруженных сил. В ее состав входят безработные и незанятые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте, а также женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком и беременные женщины.
Вторая группа объединяет нетрудоспособных граждан в трудоспособном возрасте. К числу таких граждан относятся инвалиды и лица, имеющие профессиональное заболевание.
Третью группу представляют граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе дети-инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
Четвертая группа включает в свой состав лиц старше трудоспособного возраста, в том числе одиноких престарелых граждан, пенсионеров по возрасту, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников и иных лиц старше трудоспособного возраста.
К пятой группе относятся иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. В эту группу входят также молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет, а также иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Должность педагога-психолога в таких учреждениях одна из самых важных.
Организационно-методическое обеспечение работы педагога-психолога включает:
- должностные инструкции педагога-психолога в учреждении;
- рабочая документация педагога-психолога.
Работа психолога многогранна, требует индивидуального подхода к работе с различными категориями семей и детей. Например, ребёнок, поступивший в центр защиты семьи, получает оказываемую психологическую помощь:
- социальное диагностирование с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, контроль за их реализацией, защита законных прав и интересов несовершеннолетних;
- реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних;
- содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении образования и специальности;
- комплексная психолого-педагогическая помощь.
Психологическая реабилитация подразумевает углубленную психологическую диагностику, с целью изучения личностных особенностей, познавательных процессов, психологических проблем и особенностей взаимоотношения лиц, нуждающихся в социальной защите. По результатам диагностики, клиенты, имеющие психологические проблемы, включаются в коррекционные группы.
Психологическая реабилитация также осуществляется через кабинет психологической разгрузки. В работе используются сеансы релаксации, музыкотерапия, используются элементы игротерапии и арттерапии.
Основные направления индивидуальной коррекционной работы с клиентами: коррекция эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, личностных особенностей.