Внеклассное мероприятие по математике Крестики-нолики(5-9класс)
Внеклассное мероприятие.
Игра «Крестики – нолики» по истории математики.
(1АБС, 2АБС, 3АБС – 5-6 классы;
1АБСД, 2АБСД, 3АВСД, 4АБСД – 7-9 классы)Учитель математики МОУ СОШ № 2 г.Омутнинска Катаева Ольга Николаевна.
А
Б
С
Д
1
0
2
Ч
0
3
Ч
Ч
Ч
Ч
4
0
0
В игре участвуют две команды: одна команда «крестики», другая – «нолики». Для её проведения нужно поле 4Ч4. Команда, которая начинает игру, выбирает квадрат, называя его, например, 2В. Если, посовещавшись, отвечают на вопрос ведущего правильно, то соответствующий квадрат вписывают знак этой команды; если неправильно – знак команды соперника. При верном ответе право хода остаётся у команды, в противном случае – переход хода. Выигрывает та команда, которая полностью заполнила какую – то диагональ, вертикаль, горизонталь или имеет большее количество своих знаков на поле.
Вопросы для игры:
1А. Один из виднейших итальянских математиков 16 века – Николо Тарталья. Настоящая его фамилия была Фонтана. А что означает прозвище Тарталья?а) заика б) неразговорчивый в) горбун
2А. Кого на Руси называли «пудовщиками» или «весцами»?
а) купцы б) должностные лица, проверяющие весы в) ремесленники, изготовляющие гири и весы
3А. Кого греки, посещавшие Египет, называли «гарпедонаптами»?а) натягиватели веревок б) строители пирамид в) мореходы
4А. Может ли быть рост человека 3 аршина?а) да б) нет в) это не единица измерения длины(В Древней Руси: 1 аршин – около 71,12 см, 3 аршина – 213,36 см)
1Б. «У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим» (И.А.Крылов, басня «Волк и Ягненок»)Так сколько же это «тьма»?а) 1000 б) 10000 в) 1000000
2Б. В Японии устраивают состязания школьников по счету на соробане. Победители этих соревнований вступают в поединок с вычислительными машинами. Что такое соробан?а) счетные палочки б) калькулятор в) счеты
3Б. Когда Дон Кихот был ранен в одном из поединков, его верный оруженосец Санчо Панса привел из соседнего городка алгебриста. Так кого в Испании называли «алгебристами»?а) священник б) врач- костоправ в) знахарь
4Б. Какую операцию при решении уравнения означало слово «алмукабала» в книге известного арабского математика древности Мухаммеда ибн Муссы ал-Хорезми?а) перенос слагаемых из одной части в другуюб) раскрытие скобокв) приведение подобных слагаемых
1С. Что в древности измеряли эстонские моряки трубками, испанцы – сигарами, японцы – лошадиными башмаками?а) время б) расстояние в) площадь
2С. Тетрагонон переводится кака) четырехугольник б) шестиугольник в) пятиугольник
3С. В одной легенде говорится, что в честь открытия своей знаменитой теоремы он принес в жертву сто быков. Кто он?а) Пифагор б) Фалес в) Герон
4С. Одно из математических понятий происходит от латинского слова, которое означает несущий или ведущий, влекущий, переносящий. Что это за понятие?а) прогрессия б) вектор в) луч
1Д. В первой книге «Измерение полей» древнекитайского трактата «Математика в 9 книгах» терминология была еще крайне примитивна. Как вы считаете, для какой геометрической фигуры употребляли слова «косое поле» или «поле в виде совка»?а) ромб б) трапеция в) параллелограмм
2Д. В некоторых старинных русских рукописях по математике площадь трапеции выражается произведением полусуммы оснований на «хобот». Верно ли это?а) да б) нет («хобот» - это боковая сторона)
3Д. «Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом, Чем с презренным сидеть за обильным столом. Лучше черствую корку глодать в одиночку, Чем халвой угощаться с вельможным ослом».Какой поэт-ученый написал это стихотворение – одно из многих, которые известны всему миру под названием «четверостишия» - рубаи.а) Бируни б) аль-Коши в) Омар Хайям
4Д. В алгебре есть формула, которая носит название «формула Кордано», несмотря на то, что ее следовало бы назвать по крайней мере так: «формула Ферро – Тарталья – Кардано». О какой формуле идет речь?а) одна из формул сокращенного умножения б) алгебраическое решение уравнений 2-ей степенив) алгебраическое решение уравнений 3-ей степени
Список используемой литературы:
Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов ср. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил.
Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы. – М.: Просвещение, 1982. – 243 с. : ил.
Математика. 5 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Н. Я.виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 280 с. : ил.
Математика. 6 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений / Н. Я.виленкин и др. – 21-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 288 с. : ил.
15