Внеклассное мероприятие по математике в 4 классе. «Крестики-нолики»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №479 «Славянских культур»
Кировского района Санкт – Петербурга


Внеклассное мероприятие
по математике в 4 классе

«Крестики-нолики»







Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №479 «Славянских культур»
Пашинова Жанна Мануиловна

2013 год
Внеклассное мероприятие по математике в 4 классе.
«Крестики-нолики»
Тема: Логические задачи.
Цель: организация различных форм работы с логическими задачами; формировать устойчивый интерес к математике у школьников.
Задачи мероприятия: развивать логику и смекалку младших школьников в игровой форме; развивать логическое мышление младших школьников; развивать воображение и конструкторские навыки; создать условия для индивидуального развития младших школьников; совершать переход от мышления наглядно – образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению; рассмотреть различные виды заданий для развития мышления младших школьников; развивать навыки коллективной работы, воспитывать взаимоуважение
Этапы подготовки:
1.Выбор членов команд по 7 человек.
2.Команды самостоятельно придумывают название команды, девиз и эмблему.
3.Команды в течении недели подбирают пословицы и поговорки в которых есть числа.
4.Подготовить презентацию, если нет возможности использовать компьютер, то на листе ватмана начертить квадрат, который разбит на 9 квадратов, где указаны названия заданий.
5. Разучить сценки: «Бедный заяц», «Квадрат и Треугольник».
6.Издать математическую газету с тренировочным материалом.
Ход мероприятия.
Учитель: Без счёта не будет на улице света
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счёта.
Не сдвинется с места любая ракета!
- Математика!
Мир без неё был бы неинтересным.
И прекрасна и сильна математики страна.
Поспешим же совершить необычное путешествие в мир логических задач. А поможет нам игра «Крестики- нолики».
Учитель: У нас две команды, в каждой команде 7 человек, в игре 9 заданий.
Перед вами поле, где указаны названия конкурсов, в которых вы будите участвовать. После каждого конкурса подводиться итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре победит та команда, чьи знаки заполнят линию по горизонтали, вертикали или диагонали. Чтобы выбрать знак для своей команды вы должны ответить на вопрос:
Назовите пословицы или поговорки, в которых есть числа.
(Команды по очереди называют пословицы и поговорки, в которых есть числа. Команда, которая называет пословицу последней, выбирает знак для своей команды).
Итак, начинаем. Проверим готовность команд. Команда «Крестики» готова? (Скрестив руки, члены команды показывают готовность).
Команда «Нолики»?! ( Готовность показывают, образовав руками цифру «О»)
1.Задача «Переправа, переправа. Берег левый, берег правый.»
Как перевезти в лодке с одного берега на другой козла, капусту, двух волков и собаку, если известно, что волка нельзя оставлять без присмотра с козлом и собакой, собака в «ссоре» с козлом, а козел «неравнодушен» к капусте? В лодке только три места, поэтому можно брать с собой не более двух животных или одно животное и капусту.
Ответ: Перевоз животных и капусты с левого берега реки на правый можно обеспечить с сохранением капусты и всех животных следующим образом:
В первом рейсе перевозчик берет с собой козу и собаку, оставляя на левом берегу двух волков и капусту. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там козу и с собакой возвращается на левый берег.
Во втором рейсе перевозчик берет с собой собаку и капусту, оставляя на левом берегу только двух волков. Переехав на правый берег, перевозчик оставляет там собаку и капусту, а с козой возвращается на левый берег.
В третьем рейсе перевозчик берет с собой двух волков, оставляя на левом берегу козу. Переехав на правый берег, он оставляет там двух волков и капусту, берет с собой собаку и возвращается на левый берег.
В четвертом рейсе перевозчик забирает с собой собаку и козу и переезжает на правый берег.
На этом перевоз закончен.
2.Задача. « Сообрази и посчитай»
На соревнованиях по стрельбе Алеша десять раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 76 очков. Сколько было попаданий в «пятерку» и «семерку», если «девяток» было четыре, а других попаданий и промахов не было?
Ответ: При стрельбе Алёши по мишени попаданий в « пятёрку» -1и «семёрку»-5
3.Задача. «Установим соответствие между элементами различных множеств – решим задачу»
Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях и туфлях. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зеленых туфлях. Определи цвет платья и туфель на каждой из подруг.
Ответ. Наташа вышла в синем платье и зелёных туфлях, Валя – в зелёном платье и синих туфлях, Аня – в белом платье и белых туфлях.
4.Задача. « Упорядочим множество – решим задачу.»
Четыре подруги пришли на каток, каждая со своим братом. Они разбились на пары и начали кататься. Оказалось, что в каждой паре «кавалер» выше «дамы», и никто не катается со своей сестрой. Самый высокий из компании - Юра Воробьев, следующий по росту - Андрей Егоров, потом Люся Егорова, Сережа Петров, Оля Петрова, Дима Крымов, Инна Крымова и Аня Воробьева. Кто с кем катался?
Ответ. Юра Воробьёв катался с Люсей Егоровой, Андрей Егоров – с Олей Петровой, Саша Петров – с Инной Крымовой, Дима Крымов – с Аней Воробьёвой.
5. Задача. «Камни»
Двое заняты такой игрой: имеется четырнадцать камней; играющие берут по своему усмотрению один, два или три камня, По очереди. Выигрывает тот, кто берет последний камень.
6.Головоломка «Спички»
Задание команды: Сложи 6 одинаковых квадратов из 17 спичек так, как показано на рисунке. Убери 3 спички так, чтобы получилось 4 равных квадратов.




Ответ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7.Ребус.














Под каждым многогранником спрятались цифры:0, 2, 4. Определи числа, спрятавшиеся за фигурами.
Помни: у одинаковых фигур - одинаковые числа, у разных - разные.
Ответ:




8.Блиц – вопросы:
У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь у него углов? (5)
Если перевернуть цифру сверху вниз, она уменьшиться на три. Какая это цифра? (9,т.к. 9-3=6)
В солнечной системе 9 планет, а спутников у них на 40 больше. Сколько спутников в Солнечной системе и планет вместе. (58)
9.Задача со сказочным сюжетом. «Винни - Пух и Пятачок идут в гости.»
Винни - Пух с Пятачком отправились к Сове на день рождения. Сова жила на высоком - превысоком дубе. Пятачок нёс в подарок 5 одинаковых баночек мёда, а Винни - Пух - воздушный шарик. Этот шарик может один раз поднять либо Винни - Пуха и 2 баночки меда, либо Пятачка и 3 баночки мёда, либо 5 баночек мёда.
Друзья подошли к дубу и Винни - Пух сказал:
-Шарик не может поднять нас с баночками мёда. Давай - ка, подарим Сове только воздушный шарик! Кстати, скоро у меня день рождения...
Пятачок вежливо спросил:
А может ли воздушный шарик поднять нас обоих за один раз? Как бы ты ответил на этот вопрос?
Ответ: да, может. Масса Винни - Пуха не больше массы
5-2=3(баночек мёд).
Масса Пятачка не больше массы
5-3=2(баночек мёда).
Масса Винни - Пуха и Пятачка не больше
3+2=5(баночек мёда).
Значит, шарик может поднять Винни - Пуха и Пятачка.
2.Творческие паузы между решением задач.
Сценка «Бедный заяц»
Автор. Забрался заяц в огород и набрал моркови.
Заяц (с корзинкой). Хорошо, что в огороде есть, не стал. Вдруг собаки набегут. Лучше уж дома полакомлюсь.
Автор. Несет заяц морковь, согнулся от тяжести. Тут навстречу...
Медведь: Попался заяц! Сейчас я тебя съем!
3аяц: Не трогай меня медведь, я тебе морковки дам.
Медведь: А много ли дашь?
3аяц: Да бери , дяденька медведь половину того, что есть.
Медведь: Половину мне мало. Смотри, какой я большой, а ты какой маленький. Как же мы пополам морковь делить будем? Давай мне больше половины.
3аяц: Обидно, конечно, да делать нечего. Бери половину и ещё в придачу полморковки.
Автор: Отпустил его медведь. Бежит заяц домой, торопиться. Вдруг откуда ни возьмись - лиса навстречу.
Лиса: Попался заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.
3аяц: Отпусти меня , тетенька лиса, а я тебе за это морковку дам.
Лиса: А много ли дашь?
3аяц: Да бери тетенька лиса половину того, что есть.
Лиса: Половину мне мало. Смотри, какая я большая, а ты такой маленький.
Нельзя нам морковь поровну делить, давай мне больше половины.
3аяц: Ну что ж, возьми половину всей моркови, да ещё полморковки в придачу.
Автор: Отпустила зайца лиса. Прибежал он домой, сидит и плачет.
3аяц: Бедный я бедный! Обидели меня звери, всего одну морковку мне оставили.
Автор: Сколько морковок было у зайца? Сколько морковок досталось медведю? Сколько морковок получила лиса?
Сценка «Треугольник и Квадрат»
Автор: Жили-были два брата: Треугольник и Квадрат. Старший - квадратный, добродушный, приятный. Младший - треугольный, вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат.
Квадрат: Почему ты злишься, брат?
Автор: Тот кричит ему.
Треугольник: Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, а у тебя же их четыре.
Автор: Но Квадрат ответил:
Квадрат: Брат! Я же старше, я - Квадрат.
Автор: И сказал еще нежней.
Квадрат: Неизвестно, кто нужней!
Автор: Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы, младший лезет воровато срезать старшему углы.
(Треугольник подходит к Квадрату и ножницами срезает у бумажного квадрата все четыре угла.)
Автор: Уходя, сказал:
Треугольник: Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился - был Квадратом, а проснешься - без углов.
Автор: Но на утро младший брат страшной мести был не рад....
-Ответьте почему?
-Какая фигура получилась из квадрата? (Восьмиугольник)
3.Игра с болельщиками. (вопросы из математической газеты)
В колесе 12 спиц. Сколько промежутков между спицами? ( 12 промежутков)
В фотоальбоме 20 страниц. Какую толщину имеет этот фотоальбом, если 5 страниц имеют толщину 1 сантиметр? (4 см)
Вася, Петя и Саша играли в шашки. Каждый сыграл по 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? (3 партии)
Сколько получится, если число 1 умножить само на себя тысячу раз? (один)
Моего отца зовут Сергей Петрович, а моего сына Алексей Владиславович. Как зовут меня? (Владислав Сергеевич)
Марк и Оля живут в одном доме. В школу они выходят одновременно. Марк затратил на дорогу 15 минут, а Оля 17 минут. Кто из них шел с большей скоростью, если Оля по дороге остановилась у киоска на 2 минуты? (они шли с одинаковой скоростью)
Человек ехал в Москву в такси. По дороге ему навстречу двигались 7 грузовиков и 5 автомашин. Сколько всего машин шло в Москву? (одна-такси)
4. Подведение итогов. Награждение победителей.
5.Заключительная часть.
Исполняются стихи о математике:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.
И при этом, и при этом
Вы смекайте-ка,
Очень важная наука Математика.

Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь пургу и метель?
Потому что, потому что.
Вы смекайте-ка,
Капитанам помогает Математика.

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий,
Вы смекайте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!

2

0

4



Рисунок 11Решение на логическую игру со спичками
ђ Заголовок 1
ђ Заголовок 2
ђ Заголовок 315