Методическая разработка игры по русскому языку Крестики-нолики
Сценарий активного занятия
по русскому языку в 4кл. « Крестики-нолики »
по разделу « Орфография »
Цели игры:
1. обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Орфография» за 4 класс;
2. развитие познавательного интереса к предмету;
3. воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы.
Оформление:
1. на доске эмблема, девиз игры, поле игры,
2. пособия для каждого конкурса,
3. музыкальное оформление в начале и в ходе игры,
4. на столе жюри протоколы оценок.
Игровое поле
Ход занятия.
1.Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, уважаемые участники! Вы с детства знаете и любите игру «Крестики-нолики». Сегодня мы с вами в неё сыграем, но чуть-чуть по-другому.
- Как вы думаете, в чём отличительная особенность сегодняшней игры?
( Она носит интеллектуальный характер)
- Да, наша игра будет носить интеллектуальное направление - сегодня победит самый грамотный .Для этого мы разделимся на две команды. На доске игровое поле, но за каждой клеточкой данного поля скрыто задание, да не простое, а по разделу «Орфография» . Задание, скрытое за каждой клеткой, будут выполнять обе команды, но в клетке появится символ той команды, которая правильно выполнит задание. Сегодня победит самый грамотный.
2.Основной этап- задания для игры:
Задание 1 .Сложение слов: из двух – одно
Каждому надо найти по своей тематике несколько слов, образованных способом сложения целых слов. Например:
Мебель: стол-книжка, стол-тумба, кресло-кровать, диван-кровать.
Породы собак: доберман-пинчер, чау-чау, кокер-спаниель, сеттер-гордон.
Профессии: шеф-повар, инженер-экономист, летчик-испытатель, летчик-космонавт, кулинар-повар, врач-микробиолог, ветеринар-зоотехник, парашютист-десантник.
Рыбы: еж-рыба, рыба-пила, игла-рыба, луна-рыба, меч-рыба, молот-рыба, рак-отшельник.
Сказочные персонажи: жар-птица, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, сивка-бурка, чудо-юдо, чудо-богатырь, Шалтай-Болтай, шапка-невидимка.
Жуки: жук-носорог, жук-плавунец, жук-рогач, жук-скакун, жук-скарабей, жук-точильщик, жук-олень.
Растения: иван-да-марья, иван-чай, лук-порей, мать-и-мачеха, перекати-поле, плакун-трава, разрыв-трава, сон-трава и т.д.
Задание 2.
Юлий Анатольевич Халфин предлагал стихотворение, в котором есть и слова, пишущиеся по правилу, и исключения.
Ц плята весь день на цновке лежали. Цплята цнгою ужасно страдали. Цган их на цпочках водит в больницу. Велел им там доктор цбулей лечиться.Был доктор в халате, как в панцре жук. «Цбуля, – сказал, – не микстура, а лук».
Задание 3
А вот еще одна история: “ Дима написал своему другу Пете записку:“Приходи с мечом вечером, сыграем”. Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу вечера Дима собрал ребят своей улицы.
- Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
- А мяч есть?
- Есть! Сейчас Петька принесет. Я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования- длинный деревянный меч. Почему? (Ответы учащихся).
Задание 4 .
Вставьте пропущенные буквы.
Отв..рить дверь – отв..рить свеклу
Задр..жать – раздр..жать
Скр..пя зубами – скр..пя сердце
Пло.. с дерева – пло.. из дерева
Вып..лить из ружья – вып..лоть грядку
Задание 5
Пришло письмишко мне,Гляжу –Из лагеря, от МишкиЗдесь чудный луК, и я лИжуНаписано в письмишке.Лук лижет?! Что за чудеса!Наверно, шутит, плутЧитаю дальше:Здесь - лИса, красивый длинный пруТ.И что такое он плетет -Не разберусь, хоть тресни:Когда отряд идет в поход, я запИваю песниНа днях в лесу нашел я груСТьИ очень был доволенНет, нет, не шутит он! Боюсь,Мой друг серьезно болен.Вернется - надо подлечить:Заставить правила учить
Помогите исправить ошибки!
Странное письмо
Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть по т корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока. Сахар
Задание 6
Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание прочитанного. Но произвол в произношении почти также недопустим, как и анархия в письме. Дело в том, что отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти также мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.
Правильно произнесите слова:
что чтобы тире конечно модель депо шимпанзе
скучно мягче легче яичница скворечник
Задание 7 .
Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания.
Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.
Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.
Задание 8:
.“Удвоенные согласные” (блиц).
Замените следующие словосочетания одним словом.
Товарищ по работе. (Коллега).
Популярная игра на льду. (Хоккей).
Спортивный бег. (Кросс).
Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации)
Задание 9.
Упражнение на словообразование сложных слов «Загадки Сам Самыча».
- Другим словам очень понравилось, что мы так дружим. И они тоже стали дружить между собой. А какие новые слова получились, угадайте сами.
***
Он пыль сосёт, собирает,
Дом убирать помогает.
(Пылесос)
***
Фарш мясной – это не шутка,
Мясо рубит (мясорубка)
***
Я – прибор, известный вам,
Сок я выжму, вам отдам.
(Соковыжималка)
***
Листья падают, летят,
Значит это – (листопад)
3. Итог. Слово жюри.
4.Рефлексия.
- Как вы думаете, для чего нужны интеллектуальные игры?
(Ответы обучающихся)
- Какие качества личности помогают участникам одержать победу?
(Ответы обучающихся)
- Я надеюсь, что сегодняшнее занятие не пройдёт для вас даром. Каждый из вас сделал для себя выводы. Прошу соперников обменяться улыбками и рукопожатиями!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115