Разработка классного часа Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних
Классный час на тему: " Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних"
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что необязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Очень долго решались эти вопросы, и когда их решили, появилась Декларация прав человека - но это для взрослых,
а в каких документах говорится о правах и обязанностях детей?
(Слайд № 2, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон РФ «Об основных правах и гарантиях ребёнка в РФ», Уголовный кодекс РФ, Устав школы)
Как вы считаете, что такое право?
(Слайд № 3. Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений)
Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет ребёнок?
Слайд 4,5,6 (право на гражданство, имя, семью, равенство, защиту, мед.обслуживание, соц.обеспечение, место жительства и.др).
Какие права имеет ребёнок, поступивший в школу?
Слайд 7, (на бесплатное образование, досуг, занятиям по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения).
Какие права будут у вас по достижению 18 лет?
Слайд 8 (участие в управлении страной, выборы профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и.т.д)
Скажите, ребята, какие обязанности вытекают из данных прав?
Слайд 9,10,11,12
Учитель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин нашей России? Нашей Родины? Ребята отвечают Учитель: Значить, чтобы быть гражданином России надо быть честным, порядочным, смелым человеком, горячо любить свою Родину.
А какие поступки он не должен совершать? Ребята отвечают. Учитель: Не курить, не пить, не воровать, не обижать маленьких, не мусорить, не губить окружающую природу, не убивать животных – все эти поступки плохие, порочащие высокое звание человека!
А знаете ли вы, что у каждой религии есть заповеди, которые нельзя нарушать?
Кто может назвать мне 10 заповедей Божьих?
Слайд 13
Ребята отвечают.
(не убей, не укради, не ври, не нарушай, не желай зла, уважай своих родителей, чти бога, не лжисвидетельствуй,Одна из десяти заповедей говорит "не укради!". Если человек нарушает эту заповедь - то он совершает большой грех. И у всех народов есть эта заповедь "не укради!" звучит она во всех религиях?
Надо жить честно, в ладу со своей совестью.
Хотите знать, как пишут языковеды о русских словах "вор" и "воровство".
Слайд 14
Вор - человек, занимающийся кражами.
Человек, который ворует – это преступник. Воровать - преступно присваивать, похищать чужое.
Значит, быть вором и воровать - это преступление. А преступление наказывается по закону
Кто знает пословицы – поговорки на эту тему?
Дети говорят, учитель дополняет
Слайд 15Что не твое - впрок не пойдет. Лучше свое отдать, нежели чужое взять. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай! Чужим богат не будешь.
Чужое добро не впрок. и т.д. Ребята, а часто вы встречались с такими нечестными поступками, с воровством? Может вы были свидетелем такого преступления? Расскажите товарищам. Ребята рассказывают. А как надо поступать, если вы стали очевидцами воровства? Ребята рассказывают. А знаете ли вы, что воровство может быть - болезнью. Эту болезнь лечат психологи. Как она называется? Правильно, клептомания! Я надеюсь, в нашем классе никто этой болезнью не болен.
В уголовном кодексе России ст.158 записано:
Слайд 16Воровство - преступление, хищение чужого имущества. Наказание от 2х лет и более. Хищение в особо крупных размерах карается до 10-15 лет тюрьмы с конфискацией имущества.
Давайте рассмотрим с вами виды ответственности:
А- административная ответственность.
Слайд 17,18
Материальная ответственность
Слайд 19
Уголовная ответственность
Слайд 20
Г – гражданско – правовая.
Слайд 21
Д - дисциплинарная
Слайд 22
Задания для учащихся - разбор ситуаций
1.Кто прав
Слайд 23,24
2.Прав ли ученик?
Слайд 25,26
3.В школе
Слайд 27,28
№4. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
Слайд 29
( они совершили административное правонарушение, должны возместить материальный ущерб)
№5. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
Слайд 30
(штраф на родителей в размере от 3 до 5 тысяч руб)
№6. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
Слайд 31
(Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности в том числе за совершение кражи.
Если стоимость телефона более 1 тыс. руб., то будет уголовная ответственность:
Если стоимость телефона не пребывает 1 тыс. руб., то лицо будет нести ответственность за мелкое хищение (более мягкую, административную отв-ть):
7. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?
Слайд 32
(административное правонарушение, наказание родителей штрафом от 500 до 1000 руб).
8. Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.
Слайд 33
В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).
Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6 - ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!
Ситуации для подростков с целью закрепления
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника (А)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (А)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?
(Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
А теперь рассмотрим следующую ситуацию:
«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня телефон. Что мне делать?»
Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)
Во-первых, это преступление! Вы согласны?
Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий
1.Скорее позвони по телефону «02»
2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление
3.Сообщи приметы хулиганов
4.Поставь в известность родителей.
А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Правильно:
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.
6.Кража
7.Порча государственного имущества и.др.
У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям. Удачи вам.
Заголовок 115