Образовательная программа вокального кружка Весёлые нотки

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17 VIII вида» г. Светлограда Петровского района Ставропольского края





УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
Директор_________Н.Т.Трегубов Зам.директора по ВР______Б.А. Дементева
от__
·__
·2013года №____

Принято на педагогическом совете
Протокол №__ от






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА
«Весёлые нотки»




Разработчик:

Дорошенко О.А.
руководитель кружка
воспитатель 3 класса


квалификационная категория:
б/к
по должности «воспитатель»





Светлоград, 2013г.


Пояснительная записка

Музыка начинается с пения
Курт Закс (немецкий музыковед)


Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа по вокальному пению предназначена для детей младшей группы от 6,5 до 11 лет и детей старшей группы от 12 до 15 лет. Занятия в вокальном кружке «Весёлые нотки» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью в 1 час, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек в каждой группе.
Цель:
- формирование эстетической культуры школьника;
- развитие эмоционально-выразительного исполнения песен;
- становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
-Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:
-Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять её;
-Привить навыки сценического поведения;
-Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:
-Развить музыкально-эстетический вкус;
-Развить музыкальные способности детей;

Коррекционные - Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у школьников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
«а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
слуховой самоконтроль;
слуховое внимание;
дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
выразительностью мимики лица;
выражением глаз;
выразительностью движения и жестов;
тембровой окраской голоса:
динамическими оттенками и особенностью фразировки;
наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
опора дыхания пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
не очень сильно прикусить кончик языка;
высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
постукивая пальцами сделать массаж лица;
делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни



















Структура занятий
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным ар
·тистичным исполнением.












Календарно-тематическое планирование
работы вокального кружка для младшей группы
1-й год обучения

Репертуар
Кол-во часов
Дата

1
1. Распевка «Андрей – воробей».
2. Знакомство с песней «Песенка о светофоре»
1
02.09.13

2
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Повторение песни «Песенка о светофоре»
3.Разучивание частушек о ПДД
1
09.09.13.

3
1.Распевка «Не летай Соловей».
2.Знакомство с песней «Весёлая песенка» А.Ермолов
1
16.09.13.

4
1.Распевка «До-ре-ми».
2.Повторение песни «Весёлая песенка» А.Ермолов. Работа над дикцией.
1
23.09.13.

5
1. Распевка «На зеленом лугу» р. н. п. Гласные звуки.
2. Знакомство с песней «Бубашка, дедушка»
1
30.09.13.

6
1. Распевка «На зеленом лугу» р. н. п. Гласные звуки.
2. Повторение песни «Бабушка, дедушка».
1
07.10.13.

7
1. Распевка «Гуси».
2.Разучивание песни с движениями «Раз, два, три». Работа над звукообразованием.
1
14.10.13.

8
1. Распевка «Гуси».
2.Повторение песни с движениями «Раз, два, три».
3.Знакомство с песней «Бабушке и маме» Д.Дрыгина.
1
21.10.13.

9
1. Распевка «В нашем классе» - сочинение слов к попевке.
2.Повторение песни «Бабушке и маме» Д.Дрыгина. Работа над дикцией.
1
28.10.13.

10
1. Распевка «В нашем классе» - сочинение слов к попевке.
2.Знакомство с песней «Кнопочка» А.Пинегин.
1
11.11.13.

11
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Повторение песни «Кнопочка» А.Пинегин.
3.Разучивание частушек.
1
18.11.13.

12
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Знакомство с песней «Гномик» А.Ермолов.
1
25.11.13.

13
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Повторение песни «Гномик» А.Ермолов. Работа над дикцией.
1
02.12.13.

14
1.Распевка «Гуси».
2.Знакомство с песней «Ну-ка, ёлочка!»
3.Повторение ранее изученной песни «Гномик».
1
09.12.13.

15
1.Распевка «Кукушка»
2.Повторение песни «Ну-ка, ёлочка!». Работа над звукообразованием.
1
16.12.13.

16
1.Распевка «Кукушка»
2.Повторение ранее изученных песен.
1
23.12.13.

17
1. Распевка «Гуси».
2.Знакомство с песней «Взрослые и дети» гр.Непоседы
1
10.01.14.

18
1.Распевка «Гуси».
2.Повторение песни «Взрослые и дети» гр.Непоседы
3.Знакомство с песней «Шалунишки» Ж.Колмагорова.
1
17.01.14.

19
1.Распевка «Капельки».
2.Повторение песни «Шалунишки» Ж.Колмагорова.
1
24.01.14.

20
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Знакомство с песней «Про папу и дочку» А.Поляков.
1
03.02.14.

21
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Повторение песни «Про папу и дочку» А.Поляков.
3.Знакомство с песней «Не волнуйся мама» гр.Волшебники двора.
1
10.02.14.

22
1.Распевка «Кукушка»
2.Повторение ранее изученных песен «Про папу и дочку», «Мой дедушка герой».
3.Знакомство с песней «Профессия - мама» гр.Родники.
1
17.02.14.

23
1.Распевка «Кукушка»
2.Повторение песни «Профессия - мама» гр.Родники.
3.Знакомство с песней «Бабушка испеки оладушки» гр.Теремок.
1
24.02.14.

24
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Повторение ранее изученных песен.
1
03.03.14.

25
1.Распевка «Лавата».
2.Знакомство с песней «Мы маленькие куколки».
1
10.03.14.

26
1.Распевка «Весёлая дудочка».
2. Знакомство с военно-патриотической песней «Синий платочек» гр.Волшебники двора.
1
17.03.14.

27
1.Распевка «Гуси».
2.Повторение песни «Синий платочек» гр.Волшебники двора.
3.Знакомство с песней «Светлячок» А.Ермолов.
1
31.03.14.

28
1.Распевка «Весёлая дудочка».
2.Повторение песни «Светлячок» А.Ермолов.
3.Знакомство с песней «Друзья» гр.Барбарики
1
07.04.14.

29
1.Распевка «Раз,два,три»
2.Повторение песни «Друзья» гр.Барбарики.
1
14.04.14.

30
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Знакомство с песней «Купите мне тигрёнка» К.Чурина.
1
21.04.14.

31
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Знакомство с песней «Прадедушка» А.Ермолов.
1
28.04.14.

32
1.Распевка «Лесенка»
2.Повторение песни «Прадедушка» А.Ермолов.
1
05.05.14.

33
1.Распевка «Солнышко всходит».
2.Знакомство с песней «Прощание с начальной школой» А.Чернышёв.
1
12.05.14.

34
1.Распевка «Гуси».
2.Повторение песни «Прощание с начальной школой» А.Чернышёв.
3.Знакомство с песней «Прощай, школа!» гр.Волшебники двора
1
19.05.14.

35
1.Распевка «Капельки».
2.Повторение песни «Прощай, школа!» гр.Волшебники двора
1
26.05.14.

36
1.Распевка «Раз,два,три».
2.Повторение ранее изученных песен по желанию учащихся.
3.Подведение итогов 1-го года обучения.
1
29.05.14


Всего: 36 часов


Календарно-тематическое планирование
работы вокального кружка для старшей группы
1-го года обучения

Репертуар
Кол-во часов
Дата

1
1. Распевка «Андрей – воробей».
2. Знакомство с песней о ПДД «Ты выбираешь сам».
1
03.09.13

2
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Повторение песни о ПДД «Ты выбираешь сам».
3.Разучивание частушек.
1
10.09.13.

3
1.Распевка «Не летай Соловей».
2.Знакомство с песней «Бабушка рядышком с дедушкой» И.Резник.
1
17.09.13

4
1.Распевка «Не летай Соловей».
2.Повторение песни «Бабушка рядышком с дедушкой» И.Резник.
1
24.09.13.

5
1. Распевка «На зеленом лугу» р. н. п. Гласные звуки.
2. Знакомство с песней «Добрый учитель» гр.Талисман
1
01.10.13.

6
1. Распевка «На зеленом лугу» р. н. п. Гласные звуки.
2. Повторение песни «Добрый учитель» гр.Талисман
3.Знакомство с песней «Две половинки» гр.Волшебники двора.
1
08.10.13.

7
1. Распевка «Гуси».
2.Повторение песни «Две половинки» гр.Волшебники двора. Работа над звукообразованием.
1
15.10.13.

8
1. Распевка «Гуси».
2.Знакомство с песней «Мама,мама» Ю.Чичиков
1
22.10.13.

9
1. Распевка «В нашем классе» - сочинение слов к попевке.
2.Повторение песни «Мама,мама» Ю.Чичиков. Работа над дикцией.
1
29.10.13.

10
1. Распевка «В нашем классе» - сочинение слов к попевке.
2. Знакомство с песней «Мамочки-мамулечки».
1
12.11.13.

11
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Повторение ранее изученных песен.
3.Разучивание частушек ко дню матери.
1
19.11.13.

12
1.Распевка «Яблоня спелая».
2. Знакомство с песней «Снежинки» гр.Волшебники двора.
1
26.11.13.

13
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Повторение песни «Снежинки» гр.Волшебники двора.
3.Знакомство с песней «С новым годом папа» Фабрика звёзд
1
03.12.13.

14
1.Распевка «Гуси».
2.Знакомство с песней «Новогодние игрушки» Натали.
3.Повторение ранее изученных песен.
1
10.12.13.

15
1.Распевка «Кукушка»
2.Повторение песни «Новогодние игрушки» Натали. Работа над звукообразованием.
1
17.12.13.

16
1.Распевка «Кукушка»
2.Повторение ранее изученных новогодних песен.
1
24.12.13.

17
1. Распевка «Гуси».
2.Знакомство с песней «На крыльях мечты» гр.Волшебники двора
1
14.01.14.

18
1.Распевка «Гуси».
2.Повторение песни «На крыльях мечты» гр.Волшебники двора
3.Знакомство с песней «Детство» Ю.Шатунов.
1
21.01.14.

19
1.Распевка «Капельки».
2.Повторение песни «Детство» Ю.Шатунов. Работа над дикцией.
1
28.01.14.

20
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Знакомство с песней «Про папу» гр.Волшебники двора.
1
04.02.14.

21
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Повторение песни «Про папу» гр.Волшебники двора.
3.Знакомство с песней «Пой солдат» гр.Тутси.
1
11.02.14.

22
1.Распевка «Кукушка»
2.Повторение ранее изученных песен.
1
18.02.14.

23
1.Распевка «Кукушка»
2. Знакомство с песней «Бабушка моя» Афродита.
1
25.02.14.

24
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Повторение песни «Бабушка моя» Афродита.
3.Разучивание частушек к 8марта.
1
04.03.14.

25
1.Распевка «Лесенка».
2.Знакомство с песней «Куда уходит детство» гр.Сливки.
1
11.03.14.

26
1.Распевка «Весёлая дудочка».
2. Знакомство с военно-патриотической песней «Синий платочек» гр.Непоседы.
1
18.03.14.

27
1.Распевка «Гуси».
2.Повторение песни «Синий платочек» гр.Непоседы.
3.Знакомство с песней «Рисуют мальчики войну» А.Богославский
1
01.04.14.

28
1.Распевка «Весёлая дудочка».
2.Повторение песни «Рисуют мальчики войну» А.Богославский
3.Знакомство с песней «На большом воздушном шаре» Ёлка.
1
08.04.14.

29
1.Распевка «Раз,два,три»
2. Повторение песни «На большом воздушном шаре» Ёлка. Работа над звукообразованием.
1
15.04.14.

30
1.Распевка «Яблоня спелая».
2.Знакомство с песней «Помни» Л.Мальцева.
1
22.04.14.

31
1.Распевка «Во саду ли в огороде».
2.Повторение песни «Помни» Л.Мальцева.
3.Знакомство с песней «Живите долго ветераны». Работа над дикцией.
1
29.04.14.

32
1.Распевка «Лесенка»
2.Повторение песни «Живите долго ветераны».
3.Знакомство с песней «Алые паруса» Э.Фаизова.
1
06.05.14.

33
1.Распевка «Солнышко всходит».
2.Знакомство с песней «Всё что было в школе» гр.Родники.
1
13.05.14.

34
1.Распевка «Гуси».
2.Повторение песни «Всё что было в школе» гр.Родники.
3.Знакомство с песней «Прощай, школа» гр.Волшебники двора.
1
20.05.14.

35
1.Распевка «Капельки».
2.Повторение песен: «Всё что было в школе» гр.Родники, «Прощай, школа» гр.Волшебники двора.
1
27.05.14.

36
1.Распевка «Раз,два,три».
2.Повторение ранее изученных песен по желанию учащихся.
3.Подведение итогов 1-го года обучения.
1
29.05.14


Всего: 36 часов



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, постепенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.















ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений
№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б




0

н

с

в


1.

Качественное исполнение знакомых песен.










2.


Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации










3.

Умение импровизировать










4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту










5.

Навыки выразительной дикции













0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно













Расписание занятий

Младшая группа Старшая группа


Понедельник
15.00-16.00

Вторник
19.15-20.15

















Список литературы

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
2.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
3.Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
4.Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
5.Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
6.Суязова Г. А.Мир вокального искусства.1 – 4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Изд. «Учитель» Волгоград
7. Кагарлицкая А.С., Тугова Н.А., Шелгунова Н.И Музыкально – ритмические занятия в школе для слабослышащих детей М. «Просвещение»,1992г.










Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 815