Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Домисолька»



Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности

«Домисолька»

(для детей 1 класса, рассчитанна на 1 год)






Составитель:
Учитель музыки
Пацева Елена Львовна






ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Домисолька»




СОСТАВИТЕЛЬ: Пацева Е.Л.

ТИП ПРОГРАММЫ: рабочая

ВИД: РАЗВИВАЮЩАЯ

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: от 6 до8 лет

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ГРУППОВАЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальный класс - важнейшая дисциплина музыкально – эстетического образования воспитанников и обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Целая занимательная школа предстаёт в разнообразных игровых занятиях данной программы, школа, которую сохранил и донёс до наших дней простой русский народ, взрослые и дети. В ней многому можно научиться, многое из её арсенала можно использовать, чтобы воспитать в детях необходимые черты характера: добропорядочность, любовь к Родине и своей семье, любознательность, умение владеть своими чувствами и т.д.
Такие занятия будут включать в себя инсценировки русских народных песен, хороводов и игр, а также сценарии, составленные по мотивам русских народных праздников и обрядов.
Постановка даже коротенькой инсценировки даёт возможность развивать в детях творческое отношение к произведениям народного искусства, помогает стать им участниками своего рода маленького детского театра. Они учатся выступать в той или иной роли, которая требует умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать, изображать действие или героя. Такое многообразие задач, поставленных в каждой из этих маленьких пьесок, содействует развитию многогранных способностей ребятишек. форма инсценировки позволяет ребятишкам легко включиться в образное пространство произведений народного творчества.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Многовековой опыт русских людей-тружеников, простые, понятные детям образы природы и братьев наших меньших будут легко и ненавязчиво восприняты учащимися младшей школы, найдут живой отклик.
Пение в сочетании с танцем и игрой очень увлекательное занятие, позволяющее весело и с пользой провести время после учебных занятий.
Программа занятий построена таким образом, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен, играть по правилам. Праздное, никчёмное проведение времени станет неинтересным для познавших радость творческого труда, ибо освоение фольклора это настоящий творческий труд. Он воспевается в песнях, в обрядах. По мотивам народных праздников будут проводиться театрализованные представления. В которых отразятся отдельные, наиболее поэтичные эпизоды обрядов встречи весны, лета, осени и зимы.
Много добра несут русские народные песни, игры, танцы. Пусть же они станут друзьями с нашими первоклассниками.
Рабочая программа составлена на основе целей и задач примерной программы художественно-эстетического направления, которые подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения

Данная образовательная программа ставит основную цель:
-развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: -овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля,
голосового аппарата.
РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие музыкальной памяти, внимания, воображе-
ния, мышления;
- развитие голосового аппарата;
- развитие артистических качеств.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитание коллектива единомышленников,
использующих свои индивидуальные творческие
возможности для достижения гармоничного
звучания в процессе исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнитель-
ской и слушательской культуры.
Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:


МЕТОДЫ
ПРИЕМЫ

Объяснительно-иллюстративные
-рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала




Репродуктивные
-пение по ладовой столбице;
-пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения;




Эвристические
-накопление репертуара;
- накопление вокально-исполнительских навыков;
-творческие задания.


В программе используются следующие педагогические методы:
- программированное обучение с минимальным шагом прохождения материала;
-доступность обучения;
-опора на интерес;
-сочетание репродуктивного и творческого начала;
-коллективно – индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу даже самых слабых детей;
-использование игровых форм обучения.
Структура программы предполагает постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всего года обучения.
Данная образовательная программа рассчитана на воспитанников 6-8лет.
За период обучения дети получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
В качестве итогового контроля проведение 3 открытых театрализованных представлений «Осенины», «Масленица», «Ярмарка»

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание.
Бережно относится к своему голосу. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

2. Музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки.
произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.
2. Эмоционально откликаться о произведении, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях.
Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало.

3. Части музыкального произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.

3. Различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение) Вступать и заканчивать песню самостоятельно.

Знать музыкальные термины крещендо, диминуэндо, лигатто, стокатто. Их применение в музыке.
4. Чисто интонировать мелодию, овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом.

Что такое народное исполнение.
5. Петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.


ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО:
Материально – техническое обеспечение
Методическое обеспечение

1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, звукоусилительная аппаратура, колонки, , наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов).
1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.
2. Методическая литература:

3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках.
3. Наглядные пособия. ( плакаты, портреты с изображением композиторов)


Учебно-тематический план
 
Перечень разделов и тем
Общее количество часов
Теория
Практика

Раздел 1. Вокально-хоровая работа
16
2
14

Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка
12
8
 4

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность
5

5

Итого:
33
10
23

Содержание курса
        Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Искусство пения – искусство души и для души.
        Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия пения  на чувства слушателей и исполнителя.  Влияние пения на развитие личности, речи человека.  
       «Ни слуха, ни голоса»  и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать  вокальные способности.
      I.Вокально-хоровая работа
       1.Знакомство с голосовым аппаратом. 
       Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.  Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.
      Знакомство с детьми, изучение  способности к пению.
      Координационно-тренировочные занятия.
      2. Певческая установка. Унисон.        
      3. Дикция (1 час):      
     Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.     Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
       Разучивание скороговорок, игровых народных песен.
       4. Работа в ансамбле
       Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность  работы над звуком.
1.   Работа над репертуаром;
2.   Разучивание распеваний;
3.   Работа над чистотой интонации;
4.   Определение примарной зоны звучания;
5.   Работа над мелодическим слухом;
6.   Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
7.   Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
8.   Работа над расширением певческого дыхания;
9.   Совершенствование дикции;
10. Выявление тембров;11.  Работа над ритмическим слухом;
12. Работа над расширением диапазона;
13. Работа над художественным исполнением произведений.
II.Музыкально-теоретическая подготовка
1.Дирижерский жест
2.Основы музыкальной грамоты:
  Музыкальные и шумовые звуки
Высокие и низкие звуки
Клавиши и клавиатура
Октава
Ноты и нотоносец
Скрипичный ключ .
Ноты
Такт и тактовая черта
Длительности нот
Нота с точкой
Размер
Паузы
Тон и полутон
Знаки альтерации
Затакт
Штрихи
Динамические оттенки
Басовый ключ
Ноты басового ключа
Лады- будут изучаться на занятиях при помощи сказок , стихов и картинок:     
   III. Концертно-исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают всю работу кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.
        1.Подготовка к концертным выступлениям
        2.Праздники, выступления, конкурсы
     Требования к уровню подготовки обучающихся
          Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
·         пение в унисон;
·         певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
·         передача простого ритмического рисунка;
·         четкая дикция;
·         свободное владение дыханием;
·         способность передать характер произведения;
·         владение динамикой p – mf.
·         репертуар 6 8 песен смогут определять на слух:
·         музыку разного эмоционального содержания;
·         музыкальные жанры (песня, танец, марш);
·         одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
·         средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  мелодию, ритм;
·         музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
·         знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

Итоговая диагностика после обучения.
К концу года дети должны уметь:
Петь легко и свободно.
Правильно брать дыхание при исполнении песни.
Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.
Петь выразительно.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/п
Название раздела, темы
Вокально-хоровая работа
Кол-во часов

1ЧЕТВЕРТЬ

1
Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом.
Упражнения на дыхание. Разучивание простейших закличек.
1

2,3
Музыка в нашей жизни. 
Русские народные инструменты
Упражнения на дыхание. Разучивание простейших закличек. РНП «Мы, бояре,
к вам пришли»
2

4
Знакомство с голосовым аппаратом
РНП «Как у нашего двора»
1

5,6
Музыкальные и шумовые звуки
РНП «Вот те гребень»
2

7.
Высокие и низкие звуки
Речетативная игра «Чичары»
1

8
Клавиши и клавиатура
Игра на шумовых иструментах.РНП «Дождик»
1

2ЧЕТВЕРТЬ

9
Октава
Игра в хороводе РНП «Плетень»
1

10,11
Ноты и нотоносец
Разучивание в хороводе «Вдоль по улице ребятушки идут
2

12.
Праздник «Осенины»
Подготовка, выступление.
1.

13.14
Скрипичный ключ. Ноты
Коляда
2

15
Такт и тактовая черта
Колядуем и играем
1

3ЧЕТВЕРТЬ

16
Рождественский праздник
Подготовка и выступление
1

17,18
Длительности нот
РНП «Блины»
2

19
Нота с точкой
Игра в хороводе «А мы масленицу повстречали»
1

20
Размер
РН частушка
1

21
Паузы
Инструментальные наигрыши
1

22
Тон и полутон
Масленичные заклички
1

23
Масленица-праздник

1

24,25
Знаки альтерации
РНП «Поехал наш батюшка на базар»
2

4четверть

26
Затакт
РНП «Долговязый журавель»
1

27
Штрихи
РНП «Долговязый журавель»
1

28
Динамические оттенки
РНП «Как у наших у ворот»
1

29
Басовый ключ
РНП «Как у наших у ворот»
1

30
Ноты басового ключа
РНП «Где был Иванушка?»
1

31
Лады
РНП «Где был Иванушка?»
1

32
Сочиняем сами
Подготовка и выступление
1

33
Ярмарка-праздник
Подготовка и выступление
1


список
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнови др.) ; под редакцией В.А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. 111с- (Стандарты второго поколения).

«У нашего двора нет веселья конца!» Сборник сценариев праздников и музыкальных досугов / Авт.-сост. Д. А. Рытов. СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2006. 60 с: ил
.
Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках»: Кн для учащихся и учителей.- М,:
Просвещение, 1994.- 79с.; ил.

Новикова А., Пушхжтл С Русские народные песни Московской области. Нотное научное издание. Т. I. 14л Советский композитор, 1986.

Пушкина С. Русские народные песни Московской области. Нотное научное издание. Т. II. М.: Советский композитор, 1988.
Колпакова Н. На Буяне, славном острове. М.: Детская литература

Мехнецов А. Народные песни Вологодской области. Песни Средней Сухоны. М.: Советский композитор, 1981.

Науменко Г. Жаворонушки// Запись, нотация и составление Г.Науменко. Общая редакция С.Пушкиной. Вып. 1-3. М.: Советский композитор, 1977 1984.

Науменко Г., Новлянская 3. "От зимы до осени". Фольклорный праздник в школе. М.: Детская литература, 1979.

Науменко Г. Народный праздничный календарь. "Лето осень". Молодежная эстрада. Часть вторая. М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.

Прокошева К. "Пал, пал перстенёк". Игрища и круга в Прикамье (сборник текстов без нот). М.: Родник, 1999.



















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15