Книга о школе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
г. Каменск-Уральский Свердловской области






Книга «Школа 34 - Солнечное государство в микрорайоне «Южный» как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
(возраст детей: 7-18 лет)



Гурченкова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы





г. Каменск-Уральский


2016 г.

Книга «Школа 34 - Солнечное государство в микрорайоне «Южный» как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.

Введение. Роль книги в духовно-нравственном воспитании учащихся.
В современном обществе, несмотря на все возрастающую роль телевидения, радио и Интернета, книга продолжает играть ведущую роль в процессе коммуникативной деятельности человека. Одна из задач книг и других печатных изданий – путем информирования создавать благоприятную среду для воспитательной работы, ориентированной на формирование социально активной и нравственно воспитанной личности.
Книга всегда была и остается хорошей информационной поддержкой учителям, родителям и учащимся. Поэтому использование книг позволяет сделать более эффективными и доступными методы взаимодействия с детьми и молодежью, реализовать такие формы, которые оказывают поддержку самой широкой аудитории. Книгу можно и нужно использовать в качестве средства формирования позитивных установок в среде школьников: общение с умной, хорошей книгой способно помочь воспитать в детях доброту, щедрость души, коллективизм, патриотизм, умение жить в гармонии с окружающим миром.
Книга играет большую роль в духовно-нравственном развитии личности, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. В книгах даны модели высоконравственного поведения, образцы взаимоотношений между людьми.
Целью данной работы является представление издательского проекта – книги «Солнечное государство в микрорайоне «Южный» о муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Каменска-Уральского Свердловской области, а также оценка возможностей использования данной книги для работы с детьми и молодежью по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию.
Глава 1. Идея издательского проекта.
Книг, способствующих духовно-нравственному воспитанию, достаточно много. Им уделяется особое внимание на уроках литературы и внеклассного чтения во всех школах. Книга «Школа 34 - Солнечное государство в микрорайоне «Южный» [1] особенна тем, что она о школе, о микрорайоне и о городе, в котором родились и выросли ее читатели. Воспитание патриотизма и гражданственности начинается с осознанного принятия школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Тогда наполняются конкретным содержанием через взаимодействие с семьей, родственниками, друзьями, школой, природой такие понятия, как «Родная земля», «Отечество», «Малая родина».
Формирование личности ребенка на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей – главная цель педагогического коллектива средней общеобразовательной школы № 34 города Каменска-Уральского, чья история началась в 1990 году.
Потребность в создании книги у коллектива школы возникла давно. За годы существования образовательным учреждением накоплен достаточный положительный опыт по обучению и воспитанию школьников, в том числе в духовно-нравственном направлении. Четверть века «Средняя общеобразовательная школа № 34» пользуется заслуженным уважением и авторитетом среди образовательных учреждений города Каменска-Уральского. 25-летний юбилей стал для нас не просто праздником. Это было время подведения итогов, возможность оглянуться назад и оценить собственные результаты. Нам всем, жителям «Солнечного государства» в микрорайоне «Южный», захотелось сделать школе подарок на добрую и долгую память – написать всем вместе одну на всех книгу, книгу нашей молодости, нашей юности, нашей памяти. Не случайно именно книга всегда была и остается самым ценным, дорогим и нужным подарком.
В этой книге мы постарались связать воедино документальные факты, фотографии из школьной летописи, воспоминания и статьи педагогов, высказывания и сочинения учеников, впечатления родителей и гостей школы. Мы постарались воссоздать картину славной истории нашего «Солнечного государства».
Эта книга о нас, сегодняшних педагогах и работниках школы № 34, мудрых наставниках, опытных учителях, молодых специалистах, людях, преданных своей профессии и своей школе.
Эта книга о тех педагогах, кто сейчас находится на заслуженном отдыхе, кто отдал детям часть своей души, кто стоял у истоков рождения «Солнечного государства», кто положил начало многим добрым традициям нашей школы.
Эта книга о наших родителях, полноправных соучастниках школьной жизни, наших надежных соратниках и добрых друзьях. Они помогают в управлении школой, в решении самых насущных проблем, участвуют наравне с детьми в конкурсах и социально-педагогических проектах, поддерживают и подсказывают, советуют и сопереживают вместе с нами.
Эта книга о наших выпускниках, которые прославили школу своими победами за годы учебы, которые покорили вершины спорта, медицины, юриспруденции, предпринимательства, журналистики, для которых наше «Солнечное государство» стало стартовой площадкой во взрослую жизнь.
Эта книга – наш семейный альбом, где собрано самое дорогое, самое значимое для всех нас. Спустя четверть века, оглядываясь назад, осознаешь, что все, что было за эти годы с нами, было не зря. Профессия педагога не знает праздников и выходных, требует терпения, веры в способности и талант каждого из воспитанников, душевного тепла и чуткости, преданности своему делу.
Эта книга о нас, обо всех вместе и о каждом в отдельности, о нашей большой и дружной семье. Именно эта книга и стала нашим издательским проектом, который увидел свет в ноябре 2015 года.
Глава 2. Структура издательского проекта.
В основу издательского проекта была положена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [2]. Именно она определяет современный национальный воспитательный идеал – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа», а также систему базовых национальных ценностей и принципы духовно-нравственного развития и воспитания.
Нравственность, в основе которой лежит духовность, воспитывается в человеке с самого раннего школьного возраста и продолжается до самого выпуска из школы. Этот период жизни наиболее значим для формирования ценностных установок личности, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Именно эти положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и определили структуру издательского проекта – книги о школе.
Само название книги отражает понятия гражданственности и государственности: «Солнечное государство в микрорайоне «Южный». Школа – это тоже государство со своими законами и правилами, которые необходимо соблюдать, со своими традициями, которые необходимо сохранять, со своей историей, которую необходимо помнить и уважать. Мы уверены, что воспитывает учащихся весь уклад школьной жизни. У нас, как у любого государства, есть свой герб, флаг, гимн, который, наряду с гимном Российской Федерации, исполняется всей школой на всех торжественных линейках в течение всего учебного года. Гимн учат на самых первых уроках музыки первоклассники, строчки из гимна на стендах в музее и в коридорах школы.
Администрацией образовательного учреждения, педагогическим коллективом созданы необходимые условия для соблюдения принципов государственной политики в области образования. Основной лозунг нашего государства: «Хочу все знать!». Поэтому труд у нас в почете; учителя успешно обучают и воспитывают, а учащиеся с интересом обучаются и занимаются самообразованием.
Открывает книгу вступительная статья «Тридцать четвертая – второй наш дом» директора школы Говорухиной Натальи Ивановны, Почетного работника общего образования Российской Федерации, которая управляет школой уже более 20 лет. В основу статьи положена мысль о неразрывной связи таких понятий, как «Родина», «школа», «семья» и «дом». Ведь именно эти понятия и являются основными составляющими патриотизма. Невозможно заставить человека любить свою Родину, необходимо это чувство воспитывать, причем с малого: любви к родной школе, родному городу, родному краю.
Чтобы каждый читатель книги осознавал сопричастность нашего «Солнечного государства» большой стране России, в книге есть страницы, посвященные «Конституции Российской Федерации», системе государственной власти, парламентаризму.
Глава «И опыт есть, и есть заслуги» рассказывает ученикам об истории школы, соединив воедино прошлое и настоящее; об администрации и учителях «Солнечного государства», о школьном органе самоуправления – совете учащихся «Лидер».
Следующая глава «Школа равных возможностей» посвящена всем направлениям школьной работы: учебной и внеурочной деятельности, дополнительному образованию и участию в социальных проектах различной направленности: духовно-нравственной, художественно-эстетической, гражданско-патриотической.
О педагогах и работниках школы можно узнать, обратившись к главе «Педагогические россыпи». Нашлось место в этой главе не только для педагогического коллектива школы, но и для тех, кто работает в школьной столовой, моет школьные кабинеты, обеспечивает бесперебойную работу технических средств обучения, охраняет порядок в школьном «государстве».
Следующие главы «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» и «Союз единомышленников» повествует о связи поколений: прошлого, настоящего и будущего; о работе и достижениях учителей, учеников и родителей. Время идет, и уже наши выпускники приводят в школу своих детей, они успешно принимают эстафетную палочку добра от своих родителей и бережно несут ее дальше. Счастье в том, что не только мамы и папы, но и дедушки и бабушки тоже любят нашу школу, помогают ей и получают слова благодарности от школьного коллектива. Связь поколений неразрывна!
Об исторической памяти и традициях школы рассказано в главе «Чтобы было ярко и интересно!»:
Про быт государства, что школой зовется,
Про труд и учебу, про то, как живется,
Про праздники и развлечения,
И другие наши увлечения!
Большое внимание в книге уделяется музею истории школы, хранителю славного прошлого.
Заключительная глава книги «Позиции лидера» рассказывает о наших самых значимых достижениях, потому что воспитать чувство гордости и преданности в сегодняшних учениках школы невозможно без указания на заслуги предшественников, тех, кто на протяжении 25 лет славит школу своими талантами и способностями. Вот как пишет о школе на последней странице ее директор: «Школа, ты нужна людям. Каждого из нас ты наполняешь солнцем и жизнью, каждый из нас чувствует свое продолжение в тебе, именно ты, Школа, позволяешь нам познать смысл жизни, обогащаешь нас размышлениями, вопросами, работой и вечным поиском». Именно школа позволяет нам, учителям, духовно воспитывать детей, формировать в них высоко нравственные чувства долга, ответственности, гражданственности и патриотизма, высоко нравственное поведение, основанное на готовности с честью преодолевать любые испытания и служить людям и Отечеству, прославлять свой город и свою страну – Россию.
Глава 3. Духовно-нравственные ценности, формируемые книгой «Солнечное государство в микрорайоне «Южный».
Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в основе духовно-нравственного развития человека лежат определенные ценности, которые формируются в процессе обучения и воспитания. Какие ценности помогает развить наша книга о школе?
Первая ценность – это семья. Воспитание каждой личности начинается в семье, поэтому школа в духовно-нравственном развитии учащихся обязательно должна сотрудничать с семьей. В нашем образовательном учреждении создано единое школьно-семейное пространство. Мы стремимся к тому, чтобы школа была не только учреждением, где обучают и обучаются, но и определенной «социальной семьей» для детей и молодежи.
Особенность Средней школы №34 состоит в том, что она является центром микрорайона «Южный» г. Каменска-Уральского, в ней учились родители сегодняшних учеников, выпускников и первоклассников. Педагоги приводят в школу своих детей. Замечательно, когда работа и семья, родители и дети – это единое целое, когда близкие и родные люди работают и учатся вместе, рядом.
Дети взрослеют, заканчивают вузы, занимаются любимым делом и с радостью снова и снова приходят в школу, чтобы сказать слова благодарности своим родителям и учителям, родным и любимым людям. Все ученики без исключения для школы – это родные дети, которых она отправляет в большое плавание по волнам жизни, за которых она переживает, победам которых искренне радуется. Хочется, чтобы никогда не прерывалась эта связь матери – школы и ее детей.
Не случайно, глава книги, посвященная связи семьи и школы, называется «Союз единомышленников» [3]. Только союз «заинтересованный ученик – грамотный учитель – неравнодушный родитель» – залог успешного образования и воспитания школьников. Многие наши родители ответственны, активны. Они не гости на родительских собраниях, а полноправные соучастники школьной жизни. Даже рутинные мероприятия, такие как ремонт школы или помощь классу, ими воспринимаются с позиции: «Это надо нашим детям. Значит, мы это сделаем. И сделаем хорошо». А уж такие интересные общешкольные или классные дела, как турслет, турпоход, экскурсии по городу и на предприятия, подготовка к празднику, немыслимы без помощи и участия наших родителей. На страницах книги рассказы родителей, окончивших школу, стихи, сочиненные талантливыми мамами, интервью школьных корреспондентов об интересных семьях, фотографии из семейных альбомов, советы детей своим родителям. А заголовки статей говорят сами за себя: «Как за каменной стеной», «Активные родители», «Заинтересованы в жизни класса» Это все о них, наших замечательных родителях!
Традиционно в апреле в школе каждый год проводится общешкольная родительская конференция «Радуга», где педагогический, ученический и родительский коллективы презентуют результаты и достижения своего труда. В зале царит атмосфера доверия и теплоты, как будто вся семья собралась вместе, чтобы поговорить и вспомнить самые счастливые моменты жизни в очередном учебном году. В 2010 году Попечительский Совет школы принял решение об учреждении знака отличия «Бриллиант», который вручается за личный вклад в развитие общеобразовательного учреждения: этим знаком награждают 5 лучших учеников и 5 лучших учителей, а 5 лучших родителей отмечают грамотой «Лучший родитель года». Все номинанты на школьную награду – люди с активной жизненной позицией. Хорошо учатся бриллиантовые ученики. С первого класса они – активные участники классных, школьных и городских мероприятий. Сверкают гранями таланта награжденные учителя. Мечта каждого классного руководителя – лучшие родители года. А все они вместе – одна большая дружная семья! Поэтому и заслуги каждого – для всех вместе! Такое объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности и патриотизма.
Также в школе учатся и работают семьи: мамы, папы, бабушки и дедушки – учителя и работники школы, дети и внуки – за партами. Мамы-учителя единодушны во мнении: «Школе мы доверяем самое дорогое, что у нас есть». Так названа одна из глав книги, которая рассказывает об учительских семьях: здесь собраны не только статьи учителей, но и письма детей, присланные со всех концов России, выдержки из школьных сочинений. Родители гордятся своими детьми, а дети благодарят своих родителей и учителей за счастливые годы, проведенные в школе. Если перечитать страницы этого раздела, то ключевое слово, объединяющее все статьи и заметки, это слово «счастье». Все дети школы воспитываются счастливыми, а значит, они живут в гармонии с собой и окружающим миром. Слова Суфияровой Карины, ученицы 9 класса школы, говорят именно об этом нравственном качестве: «Семья – это такое сообщество людей, в котором живет счастье. В этом сообществе нет равнодушия, а есть любовь, добро и взаимопомощь. Наша школа – это большая дружная семья».
Наша книга о школе формирует основы семейной культуры: уважение и почитание родителей, забота младших о старших, бережное отношение к жизни человека, приобщение к ценностям и традициям российской семьи – любви, верности, счастью.
Вторая ценность – это патриотизм и гражданственность. Работа по формированию любви к Родине, начал гражданственности, этики межнационального общения, правовой культуры ведется в школе через базовое образование, дополнительное образование и воспитательную работу. В книге уделено большое внимание военно-патриотическому направлению.
Глава книги «Я - гражданин России, и этим я горжусь!» [4] рассказывает об учителях-военных и учениках, выбравших в качестве своей профессии военное дело. Мы гордимся героическим прошлым нашей страны и формируем это качество у своих учеников. В книге опубликованы материалы школьного музея, посвященные Великой Отечественной войне: фотографии, воспоминания ветеранов войн, заметки школьных корреспондентов. Мы помним Федора Федоровича Сидоркина, фронтовика, участника двух войн, учителя, работавшего в нашей школе, который каждый год вплоть до самой смерти приходил к своим ученикам на классные часы и уроки мужества. Память о войне, этом великом событии, живет на страницах нашей книги. Особого внимания заслуживает проект «Знамя Победы», которое учителя, ученики и родители – все вместе сшили к 70-летию Победы в 2015 году.
Учащиеся нашей школы по традиции участвуют во всех мероприятиях гражданско-патриотической направленности, поэтому в книге уделено немало внимания социально-педагогическим проектам «Формула смелости», «Будь здоров!»: в статьях рассказывается об акциях и парадах, а на фото ребята вместе с ветеранами войн и десантниками.
Но призовые места в проектах – это не самое главное, чего добились ученики нашей школы. Самое главное – идея, воплотившаяся в жизнь. Вот как они сами пишут об этом на страницах книги: «Самым важным делом стало для нас открытие мемориальной доски в память о выпускнике школы Александре Коротких, погибшем во время чеченской войны. Деньги на мемориальную доску ребята заработали самостоятельно, подключив к этому всех учащихся школы: убирали территорию, проводили ярмарки, концерты, сборы от которых поступали на изготовление и установление памятной доски. В результате 15 мая, в день рождения Александра, состоялось ее торжественное открытие. Подготовительная работа, общение с семьей Александра Коротких и открытие мемориальной доски было большей эмоциональной наградой, чем объявление о результатах проекта. Это стало одним из тех социальных дел, в которых ребята почувствовали свою значимость и правильность своих действий». Теперь Александр Коротких навечно с нами.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, необходимо вспомнить о таких нравственных качествах личности, как ответственность, долг, готовность служить людям и Отечеству. Эти качества в полной мере помогает развить у учеников наша книга. И в первую очередь эти качества личности свойственны учителю, духовному наставнику детей и молодежи. Глава «Педагогические россыпи» [5] рассказывает читателям о каждом педагоге нашей школы (а их у нас 62!). Педагогический коллектив школы слаженный, дружный. Кто он – педагог школы № 34? Человек думающий, деятельный, спорящий, неравнодушный. Идти вперед, не останавливаться на достигнутом – стиль всего педагогического коллектива школы.
Учителя в книге делятся опытом работы, рассказывают о своих достижениях и педагогических кредо, о том, как пришли в профессию. И на фотографиях они снова вместе со своими учениками, потому что учитель не может состояться в профессии без учеников. Эти страницы книги воспитывают такие качества, как уважение к учителю, к его нелегкому труду, к его заслугам. Так происходит процесс повышения престижа данной профессии в обществе. Неслучайно многие наши выпускники, окончив учебные заведения педагогического профиля, возвращаются в родную школу и становятся учителями, такими же любимыми, как и их наставники.
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!» - так называется еще одна глава книги, в которой соединились воедино две составляющие учебного процесса – учитель и ученик, ведь один без другого просто не может существовать. Это, прежде всего, сегодняшние школьники, их успехами гордится не только школа, но и город; это наши выпускники, среди которых военные, спортсмены, журналисты, юристы, артисты, педагоги и врачи. В каждом своем выпускнике школа оставила часть себя, каждому выпускнику дала настоящую путевку в жизнь. Это и первоклассники, наше школьное будущее. Именно поэтому фотографии из школьной летописи в этом разделе не имеют какой-то определенной хронологии, потому что прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой.
Читая и обсуждая тексты данных страниц на классных часах, мы воспитываем у сегодняшних школьников чувство гордости за успехи старших, желание быть похожими на них, формируем такие качества, как стремление к достижению цели, чувство ответственности, долга. А также данная глава книги помогает в профессиональном самоопределении школьников. Воспитывать положительным примером – одна из основных задач нашей книги.
«Мы такие разные, но все-таки мы классные!» - эти слова по праву можно считать одним из основных девизов работы школы, наряду с заповедями, которые вчерашние ученики школы завещают сегодняшнему поколению. Вот некоторые из них:
«Нас много, и все мы разные – учитывай это. Старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Учись мужественно переносить неприятности. Не срывай неудачи на товарищах и учителях. Тогда плохое скорее пройдет.
Не унижай себя бездельем, не ленись.
Если случится ошибиться, оступиться, не выкручивайся и не лги. Будь честен, прежде всего, перед самим собой.
Защищай слабого, приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят.
Стремись жить с пользой для людей и для себя.
Дорожи школьным товариществом: оно на всю жизнь. Не забывай и не предавай школьных друзей.
Старайся оставить о себе добрую память».
Эти заповеди способствуют формированию таких нравственных чувств, как совесть, гражданственность, терпение, милосердие, готовность к преодолению жизненных испытаний, способность к различению добра и зла.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, армяне, киргизы, азербайджанцы. Поэтому в условиях многонациональной школы одна из воспитательных задач уважение к культуре и духовным традициям всех народов, которых тебя окружают. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Именно поэтому нельзя стать настоящим россиянином, если ты не воспитал в себе толерантное отношение ко всем людям, живущим по соседству с тобой.
Еще две базовые ценности, составляющие основу духовно-нравственного воспитания и нашедшие отражение в книге, – это труд и творчество. Нет средств более важных, чтобы стать настоящим человеком, достойным семьянином и подлинным гражданином своей страны, сделать себя и окружающий мир лучше, добрее и чище, чем свободное творчество и каждодневный труд. Весь процесс создания книги – это совместный труд учителей, родителей и учащихся по поиску информации, отбору фотографий, написанию статей и заметок; это сопричастность общему делу и общей цели. Работая над данным издательским проектом, мы привлекли всех участников образовательного процесса к активному литературному творчеству, открыли множество новых имен в поэзии и прозе, повысили уровень культуры общения и взаимопонимания в образовательной среде школы.
Также в книге есть раздел «Совместное творчество»[6], рассказывающий о тех социальных городских проектах, в которых принимали участие ученики, учителя и родители. Это проекты спортивной, военно-патриотической, эстетической, гражданско-патриотической направленности: «Сто спортивных проектов», фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала», вокальные конкурсы, «Академия права», «Будь здоров!», «Формула смелости», «Самый культурный класс», «Лучший выпускной класс Свердловской области». О важности таких проектов на страницах книги высказываются дети и их родители: «Мы живем в очень жестком ритме, к сожалению, дети и их родители мало проводят времени вместе. Такие проекты важны, они дают возможность более тесного общения родителей, детей, школы»; «Участие в проекте сплотило ребят, научило их ответственно относиться к порученному делу. Дети сумели проявить свои творческие и интеллектуальные способности»; «Как здорово, что есть такая программа, как «Будь здоров!», которая учит наших детей здоровому образу жизни. У нас появилась возможность больше времени проводить со своим ребенком и проводить это время с пользой для здоровья» . Эти проекты разновозрастные, и сегодняшние учащиеся начальной школы, листая страницы книги, хотят быть похожими на девчонок и мальчишек с фотографий. Читая страницы книги о своих сверстниках, учащиеся школы воспитываются на положительном примере. А в процессе совместного участия в различных акциях и проектах учащиеся формируют такие качества, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, бережливость.
Уважение к славному прошлому и приумножение традиций – неотъемлемые ценности духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Не случайно в книге есть глава «Наши традиции», которым уже более двух десятков лет: туристический слет «Золотая осень»; новогодний КВН; День науки, творчества и спорта; День рождения школы; акция «Салют, Победа!», смотры строя и песни, «Зарничка»; «Мама, папа, я – спортивная семья».
Хранителем истории нашего государства является школьный музей – центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и краеведческую работу. В книге есть страницы, посвященные истории создания школьного музея. Накануне праздников в музее проходят встречи с ветеранами войны, ветеранами труда и тружениками тыла. Многие жители микрорайона, и дети, и взрослые, помогали музею школы в создании экспозиции «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященной Великой Отечественной войне.
Глава 4. Возможности использования издательского проекта в учебной и внеурочной деятельности.
Книга занимает важнейшее место в урочной и внеурочной деятельности, так как она играет просветительскую роль в системе воспитания и имеет общественно полезную направленность. Книга является средоточием не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной, культурной жизни школьников.
Работа с книгой «Школа 34 - Солнечное государство в микрорайоне «Южный» направлена на достижение общей цели духовно-нравственного воспитания – усвоения каждым учеником необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы духовных ценностей. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1) формирование у ребенка положительного отношения к школе, классному коллективу, себе самому как части единого целого;
2) формирование у детей и молодежи навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия в процессе работы с книгой: умение договариваться с товарищами и избегать конфликтов, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, уважать мнение другого;
3) формирование у детей и молодежи потребности в продуктивной, социально-значимой деятельности;
4) формирование нравственного облика учащегося, усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями;
5) развитие познавательного интереса к истории школы и ее традициям.
Работа с книгой создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей. Книга служит средством предупреждения и преодоления асоциального поведения.
Виды внеклассной работы с использованием данного издательского проекта:
факультативные занятия и занятия кружка «Знатоки истории школы»;
проектная и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учащихся по гражданско-патриотическому направлению;
читательские конференции и литературные тематические вечера с использованием текстов книги;
интеллектуальные соревнования (викторины, конкурсы) по тематическим разделам книги;
составление текстов и проведение экскурсий в школьном музее.
Каков ожидаемый результат использования данного издательского проекта? Это, прежде всего, совершенствование культурной среды в рамках работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, использование данного проекта в целях воспитания и пропаганды детей и молодежи. Данный проект позволит нам расширить аудиторию участников творческой жизни школы, вовлечет в литературное творчество активных юных корреспондентов, педагогов, родителей. Наша книга поможет в формировании интереса к чтению, к познанию эстетического мира, мира литературы и истории малой родины, микрорайона, школы.
Книга «Солнечное государство в микрорайоне «Южный» – книга о связи времен и преемственности поколений. В ней наше прошлое, наша история, наши заслуги и победы. В ней наше настоящее, участие в конкурсах и проектах. В ней наше будущее, наши планы, мечты и надежды на то, что самое грандиозное еще впереди! Ведь наша история продолжается
Первого сентября в классе пятиклассники, на классном часе все вместе листаем страницы книги, смотрим фотографии Дети находят знакомые лица: «А вот это мой папа!», «Вот моя мама», «Смотри: мой брат», «Ура! А это я, в начальной школетакой маленький и смешной!» А на адрес школы продолжают приходить письма выпускников: «Дорогая школа», «Спасибо, школа, за твои уроки» - эти слова самые дорогие для всех граждан нашего «Солнечного государства».
Заключение. Анализ проекта.
Анализируя представленный издательский проект, необходимо отметить его соответствие примерным требованиям и условиям воспитания и социализации учащихся, сформулированным в пункте 8 «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:
создание с помощью проекта воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
отражение в издательском проекте работы школы с семьей, систематического привлечения родителей обучающихся к процессу воспитания и социализации обучающихся;
создание с помощью проекта системы, содержательно раскрывающей базовые национальные ценности;
интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно-полезной деятельности в рамках издательского проекта.
Данный издательский проект социально значим и адресован широкому кругу читателей: учащимся, педагогам, родителям.
Примечания
[1] Школа 34 – Солнечное государство в микрорайоне «Южный». Школа № 34 г. Каменск-Уральский. –Екатеринбург: ДжиЛайм, 2015.
[2] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). 
[3] Школа 34 – Солнечное государство в микрорайоне «Южный». Школа № 34 г. Каменск-Уральский. –Екатеринбург: ДжиЛайм, 2015.- с. 172-201.
[4] Школа 34 – Солнечное государство в микрорайоне «Южный». Школа № 34 г. Каменск-Уральский. –Екатеринбург: ДжиЛайм, 2015.- с. 55-61.
[5] Школа 34 – Солнечное государство в микрорайоне «Южный». Школа № 34 г. Каменск-Уральский. –Екатеринбург: ДжиЛайм, 2015.- с. 74-120.
[6] Школа 34 – Солнечное государство в микрорайоне «Южный». Школа № 34 г. Каменск-Уральский. –Екатеринбург: ДжиЛайм, 2015.- с. 62-72.
15