Технологическая карта классного часа для 8 класса культурологической направленности на тему: «Твое русское имя»

Тема занятия: телемост «Твое русское имя».
Технология занятия: конкурсы
Методические приёмы: элементы дискуссии, игровых моментов; практические действия.
Предварительная работа: выполнение учащимися домашнего задания (подготовка материала по предлагаемым темам)
Цели: расширить представление об именах и культурной традиции.
Задачи:
Образовательные:
Расширение кругозора учащихся;
Закрепление основных знаний.
Развивающие:
Развитие познавательного интереса к истории, культуре и литературе русского имени;
Развитие логического мышления и внимания;
Формирование потребности в приобретении знаний.
Воспитательные
Воспитание чувства патриотизма;
Воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
Воспитание духа коллективизма;
Воспитание эстетического отношения к окружающей среде;
Воспитание уверенности в своих силах, собственных возможностей;
Привитие любви к родному краю;
Воспитание толерантности и уважения к культурным особенностям другой страны.

Формирование УУД:

Личностные действия: Уважение к людям, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Средства обучения:
Наглядные: презентация, визитки, карточки со значением имен (красиво оформленные), альбомные листы, краски, кисти.
Технические: компьютер, мультимедийный проектор


Этап занятия
Действия учителя
Деятельность учащихся
УУД

Мотивацион-ный этап























Этап актуализации знаний

Приветствие:
Классный руководитель: Здравствуйте ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь определить тему нашего классного часа, слушайте внимательно.
Определение темы:
Но для начала мы предлагаем внимательно послушать. Звучит стихотворение А. Боброва «Имена»
Имена, имена, имена – В нашей жизни звучат не случайно: Как загадочна наша страна, Так и имя – загадка и тайна. В этой жизни, а может, и той, Под земною звездою небесной. Охраняет любого святой, Не для каждого, впрочем, известный. Посреди разоренной земли. На ветру разгорелась рябина. В сентябре прозвучит Натали, в октябре отзовется Марина. И посыплется с веток листва, не убавить уже, не прибавить. Имена ведь – не просто слова, а почти воплощенная память.
Постановка целей:
Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, какова наша цель? Мы повторим все, что знаем о имени, узнаем что-то новое, а также найдем, что же в них есть разного, но в чем они похожи и что нас связывает. Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество.

Ответы на задаваемые вопросы



Форма онлайн-работы, где обмениваются информацией и мнениями по какому-либо вопросу






Повторить, что мы знаем о именах и истории имени в России, узнаем что-то новое, а также найдем, что же в нас есть разного, но в чем мы похожи и что нас связывает.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место;
Формулировать тему работы;
Определять цель деятельности

Этап применения знаний-игры








Этап открытий новых знаний
































Этап открытий новых знаний



















Этап применения знаний (знания, полученные также на уроках)

Классный руководитель: Итак, передаю нашим ведущим раздать карточки каждой команде. (Раздаются карточки 3-х вариантов, каждой группе, на экране дублируются задания, чтобы при защите одной группы, другие могли видеть и участвовать в обсуждении) Конкурс «ДРЕВНЕРУССКИЕ ИМЕНА»
Классный руководитель. Давайте подведём итог, что можно из этого конкурса взять для себя, что нового, что заинтересовало в данном конкурсе?

ребята, а сейчас поговорим, как и почему менялись имена во времени.

















А вот увлечение литературой нас знакомит со сказочными именами, которые мы знаем с детства. Давайте проиграем ещё один конкурс.
(Раздаются карточки 3-х вариантов, каждой группе, на экране дублируются задания, чтобы при защите одной группы, другие могли видеть и участвовать в обсуждении)



Классный руководитель. Молодцы, литературу вы читаете и знакомы с именами героев разных стран и это очень здорово.
Давайте подведём итог, что можно из этого материала взять для себя, что нового, что заинтересовало в данном конкурсе?

Классный руководитель. К нам обращаются по имени с самого рождения, наше имя - часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека - это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.
Поэтому предлагаю поиграть в игру, которая называется «Эстафета имен».


Классный руководитель. В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причем по сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.


Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку при крещении, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии.











Классный руководитель. А как вы понимаете слова: «Человек уронил свое имя»?







Классный руководитель. Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?
















Выполнение задания
Рассмотрите внимательно предложенные слова. Определите, все ли из представленных перечней являются именами и что лежит в основе происхождения имён, если таковые имеются.





В конце X века киевский князь Владимир, подружившись с императором Византии, согласился на крещение Руси. С этого времени появились несвойственные русским имена: Иван, Марья, Петр, Анна, Глеб, Зоя, Александр.
В 1920-е -1930-е годы в Советском Союзе пытались создать революционное подобие святцев. Так появились маленькие Индустрии, Тракторины, Октябрины и даже Электрификации.
Вот лишь некоторые имена, которыми «награждали» родители своих детей: Ампер, Босфор, Вилен(а) от имени вождя пролетариата В. И. Ленина,
Гертруда не немецкого происхождения, а пролетарского от «герой труда»,
Марлен не француз, а от понятия «марксизм ленинизм».
Конкурс «Сказочный именинник»
Задание. Назови имя сказочного героя
Она попала в страну чудес?
У нее голубые волосы?
Он ездил на печке?
Он ничего не знает?
Друзья - изобретатели из цветочного города?
Мальчик – лук?
Имена русских богатырей из былины?
Персонаж русской сказки, который всегда побеждал зло, отстаивал добро и любовь?
Имена 3-х медведей из сказки Л.Н. Толстого «3 медведя»
Имена сказочных красавиц?



Задача этой игры - громко назвать человека по имени. Сначала я обращаюсь по имени к первому ученику за первой партой. Он называет имя своего соседа, сосед называет имя того, кто сидит у него за спиной - так, двигаясь по цепочке, эстафета имен дойдет до последнего ученика. Он называет мое имя, и эстафета заканчивается. Внимание, начали!




Значение своего имени каждый может узнать из специальных словарей, например «Словаря русских имен» А.В. Суперанской, «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского и других.

Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.


Примерные ответы детей:

- Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.

- Нужно дорожить честью своей семьи.

- Потому что по твоим поступкам судят о твоей семье.

- Чтобы родителям не было за тебя стыдно.

- Чтобы твои потомки не стыдились тебя.



Примерные ответы детей:

- Совершил преступление, опозорил свою семью.
- Обманул, предал.
- Совершил что-то такое, из-за чего люди перестали ему доверять.


Примерные ответы детей:
- Конечно, имеет. Нужно беречь честь своего имени, своей семьи смолоду, потому что от этого зависит твоя репутация.
- Если в молодости вел себя подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать и в старости.
- Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.





Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.






Личностные УУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности:
«имена во времени.», «принятие моды»






























Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.





Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, участвовать в коллективном обсуждении, распределять роли, договариваться друг с другом.

Регулятивные УУД: самоконтроль.
























Рефлексия




Классный руководитель. Действительно, дорожить своим имением должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей, потом бывает очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.












Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились?

До новых встреч!



Примерные ответы детей:

- Узнала о значении своего имени. Мне кажется, оно соответствует моему характеру.
- Узнал о том, как люди смогли прославить свое имя.
- Узнал о том, чем именины отличаются от дня рождения.
- Задумался о том, что значит мое имя, подходит оно мне или нет.
- Со всем согласен, своим именем нужно дорожить.
- Не согласен, что одним плохим поступком можно опозорить свое имя. Всегда можно исправиться, попросить прощения.














Познавательные УУД:
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.













Регулятивные УУД: уметь делать выводы и анализировать полученную информацию



Познавательные УУД:
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию