Образовательная программа дополнительного образования обучающихся культурологической направленности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Рассмотрена и одобрена
на заседании Методического

совета протокол №
от .
«Утверждаю»
Директор ЦДОД
__________ О.В.Ягодкина






дополнительного образования обучающихся
культурологической направленности



«Отчий край»


Тип программы: составительская.
Возраст обучающихся: 12 - 16 лет.
Срок реализации: 1 год.
Составитель
Арутюнова Ася Дерениковна.
Учитель истории педагог
дополнительного образования
первой квалификационной категории
на базе МОУСОШ № 5







2014год






Пояснительная записка

Программа кружка «Отчий край» представляет собой модель совместной деятельности педагога и учащихся. Она рассчитана на 1 год обучения 108 часов, 3 раза в неделю во время которого ведется работа по развитию познавательных и творческих способностей учащихся с учетом возрастных особенностей.
Программа связана с изучением истории, хозяйства, населения, культуры родного края. При этом учащиеся овладевают основами понимания взаимосвязей между изучаемыми программными материалами по истории, географии, литературе, искусство и т.д..
Она дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы, воспитывает уважительное отношение к родному краю, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате исследовательской деятельности.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Курской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа "Отчий край" предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 12-16 лет. Программа реализуется в течение 1 года по три часа в неделю. Итого 108 часов в год.
Цели программы:
-Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Курского района -сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
-Изучение прошлого и настоящего обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе ,селе;
-Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания -Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
-Активизация поисковой деятельности учащихся;
-Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
-Формирование у обучающихся навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
Основные направления: Программа"Отчий край " включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном районе, селе.
Прогнозируемые результаты: Программа "Отчий край" проведение итоговых занятий, на которых подводятся итого за прошедший год. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина.

Особенности работы кружка: широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;
активная познавательная деятельность самих учащихся с целью заинтересовать учащихся изучаемой областью;
использование нетрадиционных форм проведения занятий: дискуссии, семинары, деловые игры, викторины, экскурсии и др.;
работа с дополнительной литературой: историческими источниками, научной литературой, электронными учебниками, материалами печати и др.;
составление членами кружка своей родословной, написание истории своего рода, семьи;
изучение истории родного края

Цели кружка:

углубление и расширение знаний учащихся по истории родного  города, края;
формирование сознательного отношения к истории своего края, развитие творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания,
привлечение школьников к исследовательской деятельности по истории города;
демонстрация интеллектуальных, нравственно-эмоциональных возможностей учащихся;
Задачи кружка:
развивать умение работать с разнообразными источниками информации;
изучить имеющийся краеведческий материал;
применять информационно-коммуникативные технологии;
прививать навыки исследовательской деятельности;
учить школьников к комплексному применению знаний по разным предметам;
развивать познавательную и общественную активность, коммуникативных способностей учащихся;
способствовать развитию творческих способностей личности ребенка;
способствовать социальной адаптации учащихся в обществе;


Возраст, на который рассчитана программа

Обучающиеся основной общеобразовательной школы, (12 – 16 лет).
Объём программы в часах и продолжительность курса

Программа рассчитана на 1 год обучения, по 3 часа в неделю, 108 часов за год.
Формы проведения занятий

Лекция – используется на занятиях тема, которых связана с ознакомлением с основными положениями.
Практические занятия. Исследовательские работы
Игровая форма (КВН, викторина)
Экскурсия.
Конференция.


Программа

Вступление.
1. Ознакомление с целями и задачами, с планом кружка, внесение корректив.
2. Выбор актива кружка, создание доброжелательной обстановки для деятельности каждого ребенка.
3. Выбор тем исследовательских работ для дальнейшей работы.

Теоретическая часть.
1. Основы исследовательской работы.
2. Личностный смысл изучения родного края.
3. Исторические особенности края.
4. Топонимия родного города.
7. Люди, связанные Курским районом.
8. Война и односельчане курского района

Практическая часть.
1 Работа с материалами научно – практических конференций разного уровня.
2. Работа над текстами, документальными фильмами.
3. Упражнения по составлений библиографий, каталогов.
4. Защита творческих работ по истории района.
5. Экскурсия по памятникам района.
6. Деловой визит в редакцию местной газеты.
7. Конкурс родословного древо.
8. Участие на разных этапах городской игры “Отчий край” (викторина, игры).
9. Очное, заочное участие в конференциях разного уровня.
10. Накопление портфолио с разработанными исследовательскими работами, фотоматериалами, рисунками, грамотами, дипломами.
11. Создание “банка данных” с творческими работами

Учебный план Объединения краеведов « Отчий край»
(1 год обучения 108ч.)


Тема и содержание занятий

Всего

Теорияя

Практика


п/п



108






1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1

1




2

РОДОСЛОВИЕ

34

13

21


2.1

Моя семья с

5

2

2


2.2

Мои корни

4

2

2


2.3

География моей семьи

2

1

1


2.4

Профессии в моей семьи

2



1


2.5

Наши знаменитости

2



2


2.6

Конкурс на самую старую










фотографию в альбоме

2

2

2


2.7

Конкурсы «Семь «Я»

2

1

1




«Самая старая вещь»

2

1

1


2.8

Семейные праздники и традиции

2

1

1






2

1

1


2.9

Тест по генеалогии

2

1

1


2.0

Краеведческая конференция

4



4


2.1

Презентации уч-ся

2



2


3

ЛЕТОПИСЬ РОДНЫХ МЕСТ

38
10

28


3.0

История образования Курского

3

2

1




района.










История вокруг нас.








3.1

История образования станицы










С.Эдиссии ,










А) история станицы устами

5



5




старых жителей










Б) история в названиях улиц села и

6

1

5




Станицы. (Чьи имена носят наши










улицы)










В) история школы станицы, с. Эдиссии

6

2

4




Г) история Курского совхоза

4

2

2




Д) моя станица сегодня. Мое село.

3



3




Е) моя станица в 2 1 веке

3

1

2




Ж) автобусная экскурсия

4



4




Викторины; «Фольклор»

3

2

1




«Народные традиции»










3) конкурсная презентация « Летопись

1



1




родных мест»








4

НАШИ ЗЕМЛЯКИ

36

9

21


4.0

Культурное наследие моей станицы

3

1

2




А) Жизнь и творчество местных
















В Л. Пустовал










В.И.Муль










В.Г.Суменко










Н.П.Жулин










Б) Конкурс чтецов








4.1

Хлеборобы моей станицы

3



3


4.2

Земляки, ветераны ВОВ, участники

5

3

2




Афганской и Чеченской войн. Встреча с










участниками войн.










Экскурсии в музеи.








4.3

Фотоконкурс «Люди, которыми

1



1




горжусь»










Защитники наших будней








4.4

Экскурсия к памятнику

1



1


4.5

ОВД павших от рук бандитов.










(Презентации уч-ся.)

1



1


5.0

Географическое положение

1

1






Курского района








5.1

Обычаи и обряды наших соседей

3

2

1


5.2

Национальная кухня

5

1

4


5.3

Успехи наших соседей

1

1




5.4

Вероисповедание наших соседей

1





5.5

Этнографическое шоу

4



4


5.6

Автобусная экскурсия

2



2




ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Игра -










путешествие по станциям

5






















Тематическое планирование кружка на учебный год


п/п
Разделы, темы

Всего
(108ч)
Количество часов




Теория (38)
Практика
(70)

1

РОДОСЛОВИЕ

34
13
21

2

ЛЕТОПИСЬ РОДНЫХ МЕСТ

38
10
28

3

НАШИ ЗЕМЛЯКИ

36
9
21







Условия реализации программы

Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю. Для проведения занятий имеется хорошо оформленный класс-кабинет, музеи с богатой лабораторией, конференции, семинары, экскурсии.
В конце года ожидаемые результаты.
Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности, на уроках;
Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность;
Проведение наблюдений и фиксирование их;
Участие в различных исследовательских проектах;
Творческие работы членов кружка;

Работа с родителями и общественностью



Работа с родителями и общественностью
Родители обучающихся объединением «Отчий край» принимают активное участие( помогают в сборе материалов, присутствуют на утренниках, походах, экскурсиях, соревнованиях и т.д.)
Обучающиеся поддерживают тесную связь с ветеранами ВОВ, советом ветеранов ВОВ, с районным краеведческим, школьным музеем, с Комитетом по делам молодежи при Курской Государственной организации.




















Использованная литература

1. Карты России Ставропольского края, Курского района, бывшего СССР
2. Фотоальбомы
3. Тесты
4- Газетные вырезки
5. Викторины
6. Сборники стихов В.Н.Пустовой, и В.И Муля
7. Архивные данные (ксерокопии) 8 Книга памяти
9. Изображения памятников Курского района
10. Пробирки- спиртовка- штатив и т.д. ЛИТЕРАТУРА
1. Альманах выпуск №5,2,1 1995г. Москва, 1998г. Москва
2. У1 Всероссийская конференция «Отечество» выпуск!, 9-13 марта 1998г. Москва
3. Сообщение Выпуск 2 199Аг. г.Ставрополь
4. Экономическая и социальная география Ставропольского края. 1996г. СКИПКРО
5. Физическая география Ставропольского края 2000г. г.Ставрополь
6. А.И. Кругов «Задачи по краеведению»
7 А.И Кругов «Ставропольский край в истории России (1941-1997гг.)»
8, В.И.Муль «С открытым сердцем!» 1999г. г. Ставрополь
9 В.Г.Суменко «Курский район»

Образовательная программа Times New Roman Заголовок 115