Методические рекомендации по проведению учебной полевой практики по естествознанию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б.Канукова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
г. Элиста
Составитель: Колосова Г.В., преподаватель БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова», Почетный работник СПО РФ.
Методические рекомендации по проведению учебной полевой практики по естествознанию.
В методическом пособии представлены материалы по проведению полевой практики: структура, содержание, тематическое планирование, правила сбора, высушивания и гербаризации растений.
Рекомендовано для преподавателей и студентов школьного отделения с целью методического обеспечения процесса выполнения учебной полевой практики по естествознанию по специальности № 050146 – «Преподавание в начальных классах», предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………..4
Учебно-методические рекомендации к полевой практике по естествознанию……..4
Организация полевой практики……………………………………………………….6
Тематическое планирование……………………………………………………………7
Содержание программы…………………………………………………………………8
Требования к ведению дневника практики……………………………………………9
Правила сбора и высушивания растений……………………………………………..10
Гербарная папка…………………………………………………………………………11
Оформление гербария…………………………………………………………………..11
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Учебная полевая практика - один из важнейших этапов учебных знаний по естествознанию. Полевая практика направлена на отработку знаний и умений, полученных в процессе естественнонаучной подготовки учителя начальных классов.
Студенты знакомятся с экологией, жизненными формами растений родного края. Наблюдение и изучение растений на месте их произрастания помогает практически убедиться в единстве растительного организма и условий его существования. В ходе изучения природы у студентов формируется диалектико-материалистическое мировоззрение: природа рассматривается как единое целое, студенты учатся понимать и объяснять явления природы, устанавливать между ними взаимосвязи, выявлять закономерности. Учебная полевая практика способствует развитию наблюдательности, прививает навыки самостоятельной работы, воспитывает бережное отношение к родной природе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ
Цели и задачи полевой практики
Целью практики является:
закрепление, углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении теоретического курса дисциплины «Методика преподавания естествознания»;
знакомство студентов с объектами растительного и животного мира своей местности;
подготовка студентов к работе в природе с младшими школьниками.
Задачами полевой практики являются:
углубление и расширение знаний студентов, полученных в процессе изучения теоретических курсов, применение этих знаний на практике;
расширение знаний студентов о флоре и фауне региона;
выработка у студентов практических умений проведения наблюдений в природе;
подготовка студентов к организации и самостоятельному проведению экскурсий в природу;
воспитание у студентов бережного отношения к природе родного края, его экологии;
ознакомление с приёмами и методами природоохранительной деятельности;
формирование навыков проведения внеклассной краеведческой работы;
освоение практических методов экологической оценки состояния природной среды;
приобретение навыков работы с определителями растений и беспозвоночных животных;
формирование творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности;
знакомство с правилами сбора, обработки, сушки и гербаризации растительного сырья.
Задачи практики решаются во время тематических экскурсий, на которых студенты под руководством преподавателя знакомятся с флорой, делают необходимые сборы растений для гербаризации, описывают растительные сообщества, характерные для территории прохождения практики. После экскурсий выделяется необходимое время для обработки собранных материалов, составление отчета, определения растений, выполнения индивидуального задания.
Формирование компетенций
В ходе полевой практики по естествознанию формируются следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Время проведения полевой практики
Полевая практика проводится на 2 курсе школьного отделения в конце IV семестра в течении 1 недели (6 рабочих дней по 6 часов).
База проведения практики
Базой проведения является: территория «Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б.Канукова», национальный краеведческий музей Республики Калмыкия им. Н.Н.Пальмова, зоологический музей биологического факультета Калмыцкого государственного университета, пруд Колонский, парк «Дружба», река Элистинка, памятник природы регионального значения «Дубовая роща».
Форма отчетности
Студент получает зачет при наличии отчетной документации (дневник, гербарий), презентации по выполнению индивидуального задания.
Оборудование
Оборудование для проведении практики: дневник, ручка, карандаш, луна, газетная бумага, гербарная папка, садовая копалка, перочинный нож или ножницы, фотоаппарат, пинцеты, определители растений и животных.
Руководство практики
Руководство практикой осуществляется преподавателями ПЦК естественнонаучных дисциплин Элистинского педагогического колледжа.
Инструктаж по технике безопасности
Инструктаж по технике безопасности со студентами проводится до начала практики.
Студент, явившийся на полевую практику, должен быть одет в походную одежду в соответствии с погодными условиями. На голове - головной убор. Для предотвращения укусов клещей брюки рекомендуется заправлять в носки, перед экскурсией обрабатывать одежду репеллентами и осматривать себя во время экскурсии каждые ½ часа.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
1.Подготовительная деятельность Оборудование
студента преподавателя Чтение методической и специальной литературы. Повторение содержания лекционных курсов по МПЕ и специальным дисциплинам Чтение методической и специальной литературы. Составление плана полевой практики.
Разработка маршрутов экскурсий.
Разработка тематики индивидуальных заданий для студентов. Книги и учебники по методике преподавания естествознания; научно-популярная литература.
Просмотр мультимедийных презентаций. Подбор и демонстрация мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации «Характеристика РК», «Расительность и животный мир Калмыкии».
2.Основная деятельность Оборудование
студента преподавателя Проведение систематических наблюдений природы.
Сбор гербария.
Изготовление гербария. Организация работы студентов в природе.
Помощь в определении растений и животных. Демонстрация приемов изготовления гербариев. Определители растений и животных, атласы, справочники.
Гербарии, коллекции насекомых, семян и плодов, коллекции почв и полезных ископаемых.
Посещение экскурсий. Проведение исследований природы. Беседа со студентами о результатах проведенной работы. Экскурсионное оборудование.
Ведение дневника практики. Оформление отчетов по экскурсии.
Работа над индивидуальным заданием. Беседа по проведению экскурсий.
Корректировка деятельности студентов. Выставка лучших работ студентов прошлых лет.
3.Контролирующая деятельность Оборудование
студента преподавателя Отчетная документация: дневник, материал для гербария, презентация индивидуального задания. Учет и контроль знаний студентов. Оборудование для защиты индивидуальных заданий: магнитная доска, экран, мультимедийный проектор.
Формы проведения практики
Содержание полевой практики по естествознанию раскрывается на занятиях «Методика преподавания естествознания», которые включают теоретическую часть. Также предусматривают самостоятельную и практическую работу студентов.
Практическая часть включает различные организационные формы проведения, основными из которых являются:
1.Экскурсии в основные биоценозы природной зоны.
Студенты под руководством преподавателя изучают и описывают видовой состав, структуру, распространение сообществ растений и прослеживают связи с экологическими факторами; собирают материалы для коллекций и гербариев, не нанося ущерба биоценозам.
2.Обработка собранного материала в колледже или домашних условиях.
Студенты оформляют коллекции, гербарии, определяют растения и животных (работа с определителем), оформляют презентации, используют дополнительную литературу.
3.Индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся.
Преподаватель раздает каждому индивидуальное задание, которое студент выполняет к зачетному занятию.
Деятельность студентов на практике
Виды деятельности студентов на полевой практике можно разделить на этапы:
1 этап:
– на установочном занятии студенты знакомятся с программой, объектами практики, планом работы, методикой проведения необходимых наблюдений, формой отчетности. Проводится инструктаж по технике безопасности. Каждый получает индивидуальное исследовательское задание.
2 этап:
– основной этап проводится в соответствии с программами «Методики преподавания естествознания».
3 этап:
- завершающий этап практики – дифференцированный зачет. Зачет студент получает по представлению отчетной документации (дневник, гербарный материал) и защиты индивидуального задания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия Содержание занятия Кол-во
часов
1 Введение.
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа «Наблюдение за погодой».
Экскурсия в окрестностях колледжа.
Работа на участке. 6
2 Экскурсия в краеведческий музей им. Н.Н.Пальмова.
Экскурсия в городской парк «Дружба».
Экскурсия к реке Элистинка.
Посещение памятника природы регионального значения «Дубовая роща». 6
3 Экскурсия в зоологический музей КГУ.
Экскурсия в степь. Знакомство с рельефом и формами поверхности нашего края. Знакомство с видовым составом растительности степи.
Экскурсия «Знакомство с видовым составом растений и животных пруда Колонский». 6
4 Практическая работа «Ориентирование».
Практическая работа «План».
Работа на участке. 6
5 Практическая работа «Определение полуденной тени».
Практическая работа «Азимут».
Практическая работа «Знакомство и работа с астролябием».
Редкие и исчезающие растения РК.
Практическая работа «Работа с атласом-определителем».
Практическая работа «Работа с гербарием».
Работа на участке. 6
6 Зачетное занятие. 6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа полевой практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» в части освоения квалификации «Учитель начальных классов».
В основу программы полевой практики по естествознанию положен эколого-краеведческий подход, поскольку он в наибольшей степени отражает принципы построения программы естествознания начальной школы.
Содержание программы
Занятие № 1. 6 часов.
1.Инструктаж по технике безопасности проводит медицинский работник колледжа, соответствующая запись заносится в журнал по технике безопасности.
2.Беседа «Цели и задачи, план проведения полевой практики».
3.Инструктаж по оформлению отчетной документации.
4.Выбор индивидуальных заданий.
Темы для индивидуальных заданий:
1.Экологический календарь.
2.Редкие и исчезающие растения Калмыкии.
3.Редкие и исчезающие животные Калмыкии.
4.Охраняемые территории РК.
5.Лекарственные и ядовитые растения Калмыкии и др.
Темы для индивидуального задания студенты выбирают из предлагаемого списка по желанию. Темы могут изменяться, но количество заданий должно соответствовать числу студентов.
5.Метерологические наблюдения.
1)Практическая работа «Приборы, используемые при наблюдении за погодой» (барометр, барограф, психрометр, термометр, флюгер).
2)Практическая работа «Наблюдение за погодой» (осадки, облачность, температура, направление ветра).
Метеорологические наблюдения за элементами погоды: температурой воздуха, давлением атмосферы, ветром, влажностью воздуха. Наблюдения ведутся одновременно на двух уровнях приземного слоя воздуха: на земной поверхности и на высоте 1,5 метра. Кроме того, проводятся наблюдения за облаками и атмосферными явлениями. Показатели с метеорологических приборов берутся через 20 минут. Записи ведутся в дневниках, заполняется сводная таблица метеонаблюдений.
6.Беседа «Правила сбора растений и оформления гербария».
7.Экскурсия в окрестностях колледжа «Знакомство с видовым составом растительности». Сбор гербария.
8.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.
Занятие № 2. 6 часов.
1.Экскурсия в национальный краеведческий музей РК им. Н.Н. Пальмова. Посещение зала «Флора и фауна Калмыкии». Знакомство с экспонатами музея: растениями (гербарные образцы), животными (чучела животных), минералами и горными породами РК.
Просмотр документального учебного фильма «Экология Калмыкии».
2.Экскурсия в городской парк «Дружба». Знакомство с Экологической тропой и правилами поведения в парке. Изучение видового состава растительности парковой зоны. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия.
3.Посещение реки Элистинка. Направление течения, скорость течения, температура и цвет воды. Санитарное состояние реки. Водные и прибрежные растения. Сбор гербария.
4.Экологический десант на территории памятника природы регионального значения «Дубовая роща».
Занятие № 3. 6 часов.
1.Экскурсия в зоологический музей биологического факультета КГУ. Знакомство с представителями животного мира различных природных зон (чучела).
2.Посещение террариума, гербарной комнаты, мини фермы, сельскохозяйственного участка университета.
3.Экскурсия в степь. Знакомство с рельефом нашего края. Экологические группы и жизненные формы степи. Особенности животных степи. Знакомство с видовым составом растительности степи. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на степь.
4.Экскурсия «Знакомство с видовым составом растений и животных пруда Колонский». Анатомо-морфологические особенности растений водоема. Приспособление животных к жизни в воде: моллюски, насекомые, амфибии, рыбы. Водные и прибрежные растения. Сбор гербария. Наблюдение антропогенного воздействия на территорию водоема.
Занятие № 4. 6 часов.
1.Практическая работа «Ориентирование». Виды ориентирования. Определение сторон горизонта. Ориентирование на местности. Работа с компасом.
2.Практическая работа «План». Измерение расстояния простейшими способами (шагами, пара шагами). Измерительные работы. Составление плана территории колледжа.
3.Работа на участке колледжа.
Занятие № 5. 6 часов.
1.Практическая работа «Определение полуденной тени по гномону». Наблюдение за длиной тени по гномону через каждые 30 мин.
2.Практическая работа «Азимут». Хождение по азимуту.
3.Практическая работа «Работа с астролябием».
4.Беседа «Редкие и исчезающие растения Калмыкии».
5. Практическая работа «Работа с атласом-определителем».
6. Практическая работа «Работа с гербарием».
7.Работа на участке колледжа. Уход за цветочно-декоративными культурами.
Занятие № 6. 6 часов.
1.Изучение теоретического материала об организации учебно-опытного участка для начальных классов на территории школы.
2.Проверка отчетной документации по полевой практике: дневник, гербарный материал.
3.Защита индивидуальных заданий. Форму защиты студент выбирает самостоятельно: мультимедийная презентация, фотовыставка, «раскладушка», папка, реферат.
4.Работа на участке колледжа.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
Титульный лист дневника по полевой практике включает следующие сведения: название практики, Ф.И.студента, курс, отделение, продолжительность практики, место проведения практики, руководитель практики.
В дневнике должно быть подробно описано, чем занимался студент во время 6 часового рабочего дня.
Записи в дневнике ведутся ежедневно.
Дневник должен содержать в себе описание, зарисовку или образец высушенного экземпляра основных видов древесных и травянистых растений данного региона (20-30 видов).
Последовательность определения растений приводится в текстовом изложении, выделяются и обобщаются признаки характерные для данного семейства, рода или вида.
Образец титульного листа дневника по практике
ДНЕВНИК
учебной полевой практики по естествознанию
студента ___ курса _____________ отделения
Ивановой Светланы Викторовны
Продолжительность практики: (6 рабочих дней)
с по 20 г.
Место практики:
Руководитель практики:
ПРАВИЛА СБОРА И ВЫСУШИВАНИЯ РАСТЕНИЙ
Во время экскурсии растения собирают в специальные гербарные папки. Можно закладывать растения между страницами блокнота или тетради.
Собранные растения обязательно должны иметь все органы. Исключение делается в отношении деревьев и кустарников, у которых для гербария берут отдельные, но достаточно типичные веточки. Выкапывать растения следует осторожно, чтобы не повредить подземные части растений.
Как правило, растения собираются с цветками, а некоторые – с цветками и плодами. Папоротники желательно иметь со спорангиями, а хвощи и плауны – со спороносными колосками. Моховидные можно определить достаточно точно только со спорангиями.
В тех случаях, когда растения очень крупные или сильно ветвистые и не помещаются на гербарный лист, допускается их сбор по частям.
Растения следует собирать в сухую погоду. Корни нужно сразу же тщательно отряхнуть и очистить от почвы. Отмывать в воде корни можно только у растений с влажных местообитаний.
Закладывать растения на сушку лучше всего тогда, когда их вегетативные части несколько подвяли, но не потеряли свою форму (через 1,5 – 3,0 часа после сбора), т.е. сразу же по возвращении с экскурсии.
Каждое растение, предварительно расправив, помещают в одном экземпляре в газетный лист, стараясь придать всем его частям естественное распределение в плоскости листа. Если растение высокое и не помещается на ширину газетной страницы, его перегибают. К каждому растению прилагают временную этикетку произвольной формы.
Сушат растения в «ботаническом прессе». Для этого расположенное на половине газетного листа растение покрывается второй половиной листа и укладывается на 5–6 сухих газет. Сверху прокладывается еще 3–5 газетных листов, которые служат фильтрами, отбирающими из растения воду. Таким образом, чередуя между собой газетные листы и прокладки, укладывают в один пресс до 30 растений.
Затем пресс перевязывается крепко стянутыми шнурами. Сушить растения рекомендуется в тени при достаточном доступе воздуха. Пресс располагается так, чтобы все его стороны подсыхали равномерно. Обычно его подвешивают или ставят на ребро.
Особенно большое внимание следует обратить на регулярную перекладку растений. Рекомендуется следующий режим смены прокладок: через 2 часа после первоначальной закладки, затем через 4, через 8 (на следующий день) и далее через сутки. При каждой смене прокладок растения из газетного листа не вынимают. Только при первой прокладке можно проверить и поправить расположение органов на листе.
ГЕРБАРНАЯ ПАПКА
Полевая гербарная панка изготавливается из двух листов плотного картона (размер 30 х 40 см). Каждый лист имеет 4 прорези для тесьмы шириной 2 см. Тесьма должна быть достаточно длинной, чтобы папка раздвигалась по мере накопления гербарных листов с растениями. Для защиты гербарных сборов от дождя и механических повреждений гербарную папку вставляют в полиэтиленовый пакет.
ОФОРМЛЕНИЕ ГЕРБАРИЯ
Для монтажа гербария используют стандартные листы плотной бумаги или тонкого картона форматом А4.
Растения располагаются на листе ближе к его левой стороне так, чтобы справа внизу осталось место для этикетки. Все испорченные, помятые и лишние части растения удаляют.
Растения крепятся на гербарном листе иголкой с белыми нитками таким образом, чтобы узелки оставались на обратной стороне листа. Количество мест прикрепления определяется практически. Этикетка размером 9Х13 располагается в нижнем правом углу.
Гербарный лист покрывается сверху прозрачным материалом (лучше калькой). На этикетке черной пастой пишут русское названия растения (желательно и латинское), семейства; указывают место сбора, Ф.И.О. собравшего и определившего растение, дату сбора.
Образец этикетки для гербария
Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium)
Сложноцветные (Сем. Asteraceae (Compositae))
Место сбора: РК, г.Элиста, парк «Дружба»
Собрал: Иванова С.В.
Определил: Петров В.В.
Дата: 10 июня 2013 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
I.Комплект учебно-наглядных пособий по естествознанию
1.Натуральные пособия.
консервированные (заспиртованные) и фиксированные объекты животных;
объекты неживой природы: виды почв, горные породы и минералы, полезные ископаемые;
живые растения: комнатные растения, сухие плоды, семена дикорастущих и культурных растений;
гербарный материал.
2.Иллюстративные пособия:
комплект «Таблицы по естествознанию»;
муляжи и модели: виды рельефа, глобус;
географические карты.
3.Вспомогательные пособия:
оптические приборы: микроскопы, лупы;
электрические приборы: модель Солнечной системы, теллурий;
измерительные приборы: термометры, весы и разновесы, барометр, барограф, психрометр, флюгер, линейки, транспортиры, компасы, гномон, астролябии;
нагревательные приборы: электроплитка, спиртовки;
штатив, держалки для пробирок;
резиновые трубки, пробирки, химические стаканы, мензурки. колбы, воронки, стеклянные палочки;
готовые препараты для микроскопирования.
4.Экранные пособия:
видеофильмы по основным темам;
мультимедийные презентации;
5.Технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
фото камера;
web-камера;
сканер;
принтер.
II.Участок территории колледжа
III.Информационное обеспечение
Основные источники:
1.Методика преподавания естествознания. Учебное пособие. Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. М.; «Академия», 2008. – 496с.
Дополнительные источники:
1.Естествознание и основы экологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. М.; Academia, 1998. – 288с.
2.Основы природоведения. Учебное пособие для педагогических училищ. В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчаков. М.; Просвещение. 1976. – 239с.
3.Атлас-определитель. Дикорастущие растения. Т.П.Крюкова. М.; Дрофа. 2010. – 416с.
4.Атлас-определитель для учащихся начальных классов. От земли до неба. А.А. Плешаков. М.; Просвещение. 2002. - 109с.
5.Красная книга Республики Калмыкия. Животные. Том 1. Книга в 2х томах. Элиста. ЗАОр «НПП Джангар». 2013. – 200с.
6.Красная книга Республики Калмыкия. Редкие и исчезающие растения и грибы. Том 2. Книга в 2х томах. Элиста. ЗАОр «НПП Джангар». 2014. – 199с.
7.Красная книга РСФСР. М.; Росагропромиздат. 1988. – 590с.
8.Практикум по растениеводству. Учебное пособие. В.И.Янов. Элиста. ЗАОр «НПП Джангар». 2007. – 384с.
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные презентации по основным темам.
Компакт диски. Интерактивное наглядное пособие по основным темам по естествознанию.
Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта. URL: http://standart.edu.ru/.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал. URL: http://window.edu.ru.