Выступление на августовской коференции Формирование устойчивых навыков чтения у младших школьников


ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«Теміртау қаласы әкімдігінің, «Теміртау қаласының № 32 жалпы білім беретін орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіКоммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 32 города Темиртау» акимата города Темиртау

Формирование устойчивых навыков чтения у младших школьников
учитель начальных классов
Коршикова Наталья Львовна

2015 г.
«Уметь читать в широком смысле
этого слова – значит,
извлечь из мертвой буквы
живой смысл»
К.Д.Ушинский Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, которое является фундаментом всего последующего образования.
Уверенное владение навыком чтения - одно из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.
Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.
Чтение – это труд, и труд тяжелый.
Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.
Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.
Как же помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать.
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.
Навык чтения включает в себя ( по программе начальной школы ) 4 составляющие:
- осознанное чтение;
- правильное ( безошибочное ) чтение;
- выразительное чтение;
- темп (скорость) чтения.
Какие же существуют пути, методы, приёмы, позволяющие учителям начальных классов формировать эти 4 составляющие и достигать высоких результатов.
Существует много всевозможных методик и различных упражнений по совершенствованию навыков чтения. Остановлюсь на некоторых из них, которые использую в своей работе.
Осознанность чтения достигается в неразрывной связи с развитием речи младшего школьника.
Использую следующие приёмы:
1) ответы на вопросы;
2) составление вопросов к тексту;
3) различные пересказы ( полные, краткие, творческие- придумать свою концовку, пересказ от лица автора, или лица главного героя)
Пересказу надо учить( речь детей очень корявая, жесты заменяют слова у детей)
Сначала: пересказ по вопросам ---- по плану---- с опорными словами ---- по самостоятельно составленному плану.
Далее связь с русским языком: - свободные диктанты
- изложения
- сочинения
Выразительность чтения.
Прежде чем спросить ребенка выразительно прочитать текст, необходимо убедиться в том, что он понял тему, основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил сам эти события, поставил себя на месте героев, представил ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей.Для этого использую следующие приёмы:
1) Образец чтения учителя;
2) Работа с партитурой текста: - учить ставить логическое ударение, т.е. выделять наиболее важное по смыслу слово или группу слов и подчёркивать одной чертой;
- учить ставить паузы логические, ритмические : малые, / средние, // большие и психологические- перед словами, передающими напряжение.
- интонация голоса: повышение голоса / , понижение, монотонность
- темп отмечать сбоку справа
( 1,2 строка- строго, умеренный темп
3,4 строка- радостно, средний темп)
Сначала расставить партитуру, потом читать.
Практиковать эту работу на уроке 1 раз в 2 недели.
Темп (скорость) чтения.
С психологической точки зрения- это стресс. Наиболее спорный вопрос-проверять ли, требовать, а норматив есть в программе начальной школы.
Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.
Оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной
речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Скорость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процесс чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь зависит умственная работоспособность. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту.
Причин, тормозящих скорость чтения много. Но из них можно выделить 8 основных причин:
природный темп деятельности;
регрессии;
отсутствие антиципации;
артикуляция;
малое поле зрения;
неправильное дыхание;
уровень организации внимания;
уровень развития памяти.
Природный темп деятельности.
Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Хотя темп деятельности является врожденным и устойчивым свойством нервной деятельности, но может постепенно и меняться. Для этого предлагаю использовать ряд упражнений.
1.Многократное прочтение
2.Молния
3.Буксир
Регрессия.
Это возвратные движения глаз. Самая распространенная ошибка.
Возникает от того, как учили ребенка читать. Для преодоления этой причины использую “чтение с окошечком”.
Взгляд ребенка передвигается вдоль строки и учащийся привыкает скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.
Антиципация.
Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий. Для определения владеет ли учащийся приемом антиципации можно дать текст. Зафиксировать время на прочтение с пропуском и без пропуска. Станет видно, если долго думал над окончанием, то следует работать над развитием антиципации. Что же нам дает антиципация? У учащихся развивается навык чтения, словесно-логическая память, а значит лучше будет писать сочинения, изложения.
Еще один прием – “Чтение с решеткой”.
Недостаточная артикуляция.
Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.
Провожу упражнения, которые развивают подвижность речевого аппарата.
АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...
(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).
з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...
Ба - бябо - бё бу - бю бэ – бе бы - би
За - зязо - зё зу - зю зэ - зе зы - зиФа - фяфо - фё фу - фю фы – фи фэ - феЛа - ляло - лё лу - лю лы – ли лэ - леДля развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения использую работу со структурными слоговыми таблицами, а также чтение скороговорок и чистоговорок.
Неправильное дыхание.
В работе над правильностью дыхания провожу следующие упражнения:
1.«Задуйте свечу»
2. «Сдерживание дыхания»
3.«В цветочном магазине»
4. «Выдох со счетом»
5. «Медвежата»
6.«В лифте»
Малое поле зрения.
Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.
Для этого можно включать ряд упражнений. (см. Приложение)
Уровень развития внимания и памяти.
Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.
Для распределения и концентрации внимания провожу ряд упражнений. (см. приложение)
Развитие оперативной памяти.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. (см. приложение)
Ну и, конечно, для формирования устойчивых навыков чтения использую методики известных педагогов.
Методика Эдигея В.Б. (приложение1)
Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.
Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный: это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей.
Этот оригинальный способ обучения чтению привлекает сравнительной простотой и доступностью. Очень эффективно применение данной методики с использованием ИКТ. Обучая детей чтению, используя методику учителя - методиста В. Б. Эдигея проводится мониторинг чтения учащихся. Данные мониторинга показывают положительную динамику и подтверждают эффективность работы внедряемых технологий
Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева.
а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)
б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.) в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)
г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )
д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).
Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.
е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).
Методика Е.В.Заика. (приложение 2)
В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые из них:
- чтение строчек наоборот по словам;
- чтение строчек наоборот по буквам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.
Использование в практике этой системы упражнений способствует формированию устойчивых навыков чтения. Данные диагностики свидетельствуют о том, что у учащихся
увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;
выработан навык антиципаций;
сформирована устойчивость внимания;
не имеют место регрессии;
увеличился словарный запас;
развит артикуляционный аппарат.
Интерес к чтению развиваю и во внеурочной деятельности.
Это и литературные праздники, викторины; инсценирование, драматизация; просмотр видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед; тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей; создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки ); работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений).
Выводы:
Систематические занятия с учениками приведут к тому, что к окончанию начальной школы дети будут читать не менее 120 слов в минуту, обладать достаточной выразительностью, свободно расставлять логические ударения и смысловые паузы, а с осознанностью чтения ни у кого не должно возникать проблем.
Ожидаемые результаты:
1.Формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно
усвоенного навыка чтения.
Целостное восприятие и осознанность учеником содержания прочитанного.
Умение учеником осознанно использовать важнейшие средства выразительности, для выявления содержания, смысла читаемого.
Приложение1Методика Эдигея В.Б.
Методика, разработанная учителем - методистом В. Б. Эдигеем с использованием идей английского психолога, профессора Г. Айзенка способствует решению глобальной проблемы школы – воспитанию интереса к учению, стремления к овладению знаниями. Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.
Постепенно от анаграмм перешли к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указывая заглавную букву и печатая ее большой. Желающими получить такой текст были все дети в классе. Подбирая для каждого ученика посильный текст, автор ' книги получил " отличные результаты. Большинство учащихся увлеклись процессом расшифровки, тем самым повышая скорость чтения обычного текста. Ребенок, которому легко читать, обязательно будет читать, читать без принуждения.
Упражнения:
Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово. СЛОКРЕ -............... ( КРЕСЛО ) ВЯКЧЕР -............... ( ЧЕРВЯК ) УДАПОС -............... ( ПОСУДА ) ЛКИОПИ -............... ( ОПИЛКИ ) СКАКРА -............... ( КРАСКА )
2. Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово. БАЖА -............... ( ЖАБА ) САЛИ -............... ( ЛИСА ) ЗАРО -............... ( РОЗА )
3. Пропуск буквы в левой половине равенства. Прочитай слово. Я... + В... РЬ = ЯНВАРЬ Л... Ф +... = ЛИФТ
4. Пропуск букв в обеих половинах равенства. Прочитай слово. Б... + Г... Ж =... АГА... ( БАГАЖ ) М... РА... =... И +...... Ж ( МИРАЖ )... Е... ЛА = М... Т +...... ( МЕТЛА ) М... СК... =... А... +... А ( МАСКА )... ОЛ......... К = П...... Д + НИ... ( ПОЛДНИК )...... ЕЧА = СВ... +...... ( СВЕЧА )
5. Вычитание из последнего слога. Прочитай слово. МО + РО + ЗА - А =...................... ( МОРОЗ ) БЕ + СЕ + ДРА - Р =...................... ( БЕСЕДА ) КОМ + НА + ТВА - В =...................... ( КОМНАТА )
6.Реконструкция слова в составе предложения Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово. Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы............... Маша. Весна была АННЯЯР. Была ранняя................ Мороз сковал УЛИЖ. Лужи............... мороз. Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали............... зёрна.
7.Реконструкция двух слов в составе предложения Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово. На опушке АСЕЛ ЦВЕРАСЛА ива. Ива расцвела на............................... Фёдор ТАКАЕТ Аню на НАСКАХ. Аню на............... катает................
8.Прочитай тексты.
ОСЕНЬ.
УходитЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома.
Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.
На керыбар Ратеяб лоишп тиволи уборы. а Саш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. а Саш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайпщикале. Алкиу лаппося калиймень косарь. 2 ник Уче реЮ семь тел. ьпер Те арт неикуч. нО ходит в свирепый класс. а Ппа пуилк суны трефопль. маТ жалеть непал, тетрадь, кварьбу. регги Бе хи, арт. чисьУ ошохор ! 3 В селу ляотС кийраж день. горьИ и гейреС пошли в сел. ниО леси доп лет. маТ рыба неть. акойК верьз в стугых ветвях ? аД отэ жырая белка !
Этот оригинальный способ обучения чтению привлекает сравнительной простотой и доступностью. Очень эффективно применение данной методики с использованием ИКТ. Обучая детей чтению, используя методику учителя - методиста В. Б. Эдигея проводится мониторинг чтения учащихся. Данные мониторинга показывают положительную динамику и подтверждают эффективность работы внедряемых технологий ( при 100% понимании прочитанного темп чтения выше нормы у всех учащихся ).
Приложение 2
Методика Заика Е.В.
Чтение слогов справа налево и наоборот
ПО ОП
НА АН
ЧИ ИЧ
КУ УК
ЛЫ ЫЛ
ТЭ ЭТ
Чтение слов первого столбика слева направо, второго столбика справа налево (читать по строчке)
СЕЛ СЕЛКОМ КОМЧУДО ЧУДОРАЗ РАЗСЛОВО СЛОВОЗЕРНО ЗЕРНОЧтение строк слева направо, справа налево, снизу вверх и слева направо, снизу вверх и справа налево, чтение строк на скорость.
Чудак математик
В Германии жил,
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот,
Вот так
Человек
Изобрел
Бутерброд.
Чтение слов по слогам (первый слог каждого слова, затем второй и третий)
Какие сами, такие и сани.
Чтение текста через слово (НАЧИНАЯ С ПЕРВОГО СЛОВА)
Дело в руки
Не давалось:
Дело Мастера боялось!
Он работал неумело –
Мастер сам…
Боялся Дела.
Чтение текста через слово (НАЧИНАЯ СО ВТОРОГО СЛОВА)
Дело в руки
Не давалось:
Дело Мастера боялось!
Он работал неумело –
Мастер сам…
Боялся Дела.
Чтение строчки прикрытой нижней половиной
-5905511112500ДАРЬЯ ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ.
Чтение строчки с прикрытой верхней половиной
-1143010160000
НАШ ПОЛКАН ПОПАЛ В КАПКАНПриложение 3
Приемы и виды работ, которые обеспечивают формирование устойчивых навыков чтения.
I. Упражнения для увеличения темпа деятельности.1. Многократное прочтение
Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
2.Молния
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
3.Буксир
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.
II.Упражнения для устранения регрессий:
1.Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косытрава – травы
ветер – вечер взбежал – вбежал
2.Упражнение «Чтение с окошечком».
Это упражнение «Чтение с окошечком». 455295350520001598295350520004552953505200
128778025717500128397025527000
13144501562100045529538862000159829516002000

III.Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.Чтение с помощью «Решетки».

IV. Работа над правильностью дыхания
«Задуйте свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
«Сдерживание дыхания»
Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.
«В цветочном магазине»
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
«Медвежата»
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].
   Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.
«В лифте»
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
V.Упражнения, помогающие расширить поле зрения
Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»
3284220120396000Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.
«Прирамида».
КОС*ТЕР
ПАТ * РОН
ПЛА * КАТГНЕЗ * ДОПАШ * ТЕТЛИ * ВЕНЬ
ЛО * ШАДЬМОР * КОВЬТЕТ * РАДЬ«Словесная пирамида»
Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе:
кол
укол
уколол
уколоть
укололся
VI.Упражнения для распределения внимания.
-49530-32321500
Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.
ОасолнцетиоьстолпоиКиноыаелмухаорлфсыропрмамарпмашина
Задание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ
МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО
Определить и развивать объём и концентрацию внимания позволяют корректурные пробы
33985204381500
Зрительные диктанты И.Т.ФедоренкоКак лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени /время указано для каждого предложения/ читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.
Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко)
Предложения число букв Время экспозиции набор №1
Тает снег. 8 4 Идет дождь. 9 4 Небо хмурое. 10 5 Коля заболел. 11 5 Запели птицы. 11 5 Поле опустело. 12 6 набор №2
Трещат морозы. 12 6 Я ищу землянику. 13 6 В лесу росла ель. 13 6 Наступила осень. 14 7 Дни стали короче. 14 7 В лесу много берез. 15 8