Формирование устойчивых навыков исполнения консонирующих интервалов: ч5, м3, б3, ч8
Дом творчества «Октябрьский»
Конспект открытого интегрированного занятия
детского объединения «Вокальный ансамбль «Весна»
«Напевы Липецкого края»
(формирование устойчивых навыков исполнения консонирующих интервалов: ч5, м3, б3, ч8)
Третий год обучения, возраст детей 9-11 лет.
Автор: Жолнерчик Н.Н.
Тема раздела: Изучение нотной грамоты: интервалы в пределах октавы.
Тема занятия: Напевы Липецкого края.
Возраст детей: 9-11 лет.
Тип занятия: закрепление материала.
Цель занятия: формировать устойчивые навыки исполнения консонирующих интервалов: м3, б3, ч5, ч4, ч8, на музыкальных примерах липецких композиторов.
Задачи занятия:
образовательные: закрепить вокально-интонационные навыки правильного интонирования звуков в данной тональности. Продолжать учить обучающихся исполнять песни точно интонируя, выражая своё эмоциональное отношение к их содержанию;
развивающие: развивать исполнительские навыки и навык слушательской культуры;
воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к своему родному краю, музыкальную отзывчивость.
Оборудование: мультимедийный проектор, аудиомагнитофон, фортепиано, камушки для ритмической разминки.
Оформление: выставка книг с песнями липецких авторов. В ходе занятия использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения программы Power Point.
План занятия:
Орг. момент, знакомство с целью занятия – 1 минута;
Ритмическая разминка с выходом на создание музыкальной картинки – 20 минут;
Закрепление пройденного материала. Опрос – 5 минут;
Знакомство с новым материалом:
слушание доклада воспитанников детского объединения «Туристы-краеведы» «Звон колоколов церквей г. Липецка» – 2 минуты;
жизнь и песня – реферат воспитанников детского объединения «Литературное краеведение» «А мы там были (по следам летних экспедиций)» - 3 минуты;
Разучивание и исполнение песни «Липецкий край» - 10 минут;
Подведение итогов занятия – 3 минуты;
Задание на дом – 1 минута.
Слайд № 1
Ход занятия.
1. Организационный момент. Постановка цели.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости и на протяжении всего занятия они будут за нами наблюдать и ставить оценки, поэтому нам нужно стараться красиво петь, грамотно отвечать на вопросы, показывать свои умения и знания в области теории музыки.
Слайд № 2
Педагог: Свой край родной в душе оставлю.
Быть может, я его прославлю
Своими добрыми делами,
Своими тёплыми словами
Мой край любимый навсегда,
Как путеводная звезда!
Слайд № 3
Педагог: Тема нашего занятия «Напевы Липецкого края». Так тепло и душевно отозвался о песенной культуре нашей малой родины липецкий поэт Сергей Порфирьевич Панюшкин.
Сегодня мы попробуем разобраться, что же такое напевы Липецкого края. Это должна быть обязательно какая-то песня или что-то другое. И для этого познакомимся с песней, в которой поётся о красотах нашей области, узнаем об истории церквей Липецка, и вместе с тем закрепим навыки исполнения ранее изученных интервалов.
2. Распевание ансамбля, ритмическая разминка
Начнём с упражнений для развития дыхания и распевок.
Скороговорки: «Лекарь-ларинголог», «Ткач», «Черепахи». (1мин)
Упражнения для развития дыхания: «Шарик», «Птица», «Боксёр», «Пружинка», «Каратэ» (3мин)
Голосовые распевки одноголосные и с элементами двухголосия. (10мин)
Слайд № 4
Педагог: А сейчас проведём ритмическую разминку с камешками. Разделимся на три группы. Запись ритмических рисунков вы видите на экране.
Ритмическая разминка. (1мин)
Педагог: Что нужно сделать, чтобы ритмические рисунки превратились в музыкальную картинку?
Дети: Добавить звуки разной высоты.
Слайд № 5
Педагог: Правильно. Откройте нотные тетради и запишите нотами эти звуки – смотрите на экран.
Запись в нотных тетрадях интервалов. (2мин)
3. Закрепление пройденного материала. Опрос.
Педагог: Какие интервалы мы видим на экране?
Дети: Квинту, терцию, кварту, октаву, секунду.
Педагог: Скажите большинство представленных здесь интервалов консонирующие или диссонирующие?
Дети: Консонирующие.
Педагог: Давайте вспомним определение консонирующих интервалов и разберём их.
Дети: Консонирующие интервалы – это интервалы, которые звучат мягко, слитно, благозвучно.
Педагог: Из скольких тонов и полутонов состоит квинта?
Дети: В чистой квинте 3,5 тона.
Педагог: Какая здесь представлена терция и из чего состоит?
Дети: В данном примере представлена большая терция и состоит она из 2 тонов.
Педагог: Из чего состоит кварта?
Дети: Чистая кварта состоит из 2,5 тонов.
Педагог: А вот октава. Из чего состоит она?
Дети: Октава состоит из 6 тонов.
Педагог: Есть ли еще консонирующие интервалы в этом примере?
Дети: Консонирующих интервалов больше нет.
Педагог: Правильно, а теперь приступаем к разучиванию нашей музыкальной картинки.
Музыкальная картинка.
Работа над правильным интонированием – по группам,
создание музыкальной картинки. (1мин)
Педагог: На что похожа наша музыкальная картинка?
Дети: На колокольный звон.
Педагог: Можно ли сказать, что колокольный звон – это напевы Липецкой области?
Дети: Да, можно.
Слайд № 6
4. Знакомство с новым материалом.
Педагог: В нашем городе есть много церквей, с колоколен которых можно услышать звоны. А что необычного и интересного в церквях города Липецка нам расскажет воспитанница театра «Импровиз», материал подготовили ребята из детского объединения «Туристы-краеведы».
Слайд № 7-11
Рассказ воспитанников. (2мин)
Педагог: Это был рассказ о церквях, храмах Липецка, но ведь много известных церквей, храмов есть и нашей области. Наверняка вы их знаете, вы бывали в них. Назовите эти замечательные места.
Слайд № 12
Дети: Елецкий собор, Задонский монастырь, Тихвинский собор в Данкове
Педагог: Да, наша область богата святыми местами, архитектурными сооружениями, уникальными достопримечательностями. И, конечно же, богата талантами – липецкими авторами-песенниками.
Слайд № 13
Сегодня мы начнём разучивать песню, которую написала Татьяна Водопьянова, жительница нашего города. Песня называется «Липецкий край». В этой песне поётся о различных местах Липецкой области: «За Ворголом, да за Галичей горою, мне крылом помашут птицы к Лебедяни, Становлянской степью проскакали кони, дождёшься у Данкова и т.д.»
Чтобы лучше узнать наш край, проникнуться духом земли липецкой, наш Дом творчества каждое лето организует экспедиции в различные районы Липецкой области. Сегодня к нам на занятие пришла воспитанница детского объединения «Литературное краеведение». Она расскажет о своих впечатлениях, находках, походах и, конечно же, о тех местах, которые упоминаются в песне, которую мы разучиваем.
Выступление воспитанницы из д/о «Литературное краеведение». (3мин)
Слайд № 14
Педагог: Липецкая область – мой родимый дом.
Хорошо, и радостно, и надёжно в нём.
Реки и озёра и поля – поля
Вот она, Россия, милая моя!
Спасибо, Настя, твоя интересная информация поможет нам глубже прочувствовать новое произведение.
Хотелось бы сказать, что первой исполнительницей этой песни несколько лет назад стала солистка нашего ансамбля Юлия Буракова. Эта песня «Липецкий край» в её исполнении вошла в аудио-сборник «Песни родного края», посвященного 55-летию Липецкой области. Давайте прослушаем её исполнение.
Слайд № 15
Звучит отрывок из песни на экране.(1мин)
Слайд № 16
Педагог: Ребята, скажите, на ваш взгляд, какие эмоции нужно вкладывать при исполнении этой песни?
Дети: Душевность, плавность, мягкость, теплоту, радость.
Педагог: Ребята, сейчас мы приступаем к разучиванию этой песни. Возьмите текст, встаньте правильно, начинаем с первой фразы.
(Упор в разучивании делается на третьей фразе куплета
– выстраивании терций.)
Разучивание по фразам с аккомпанементом фортепиано,
а затем один раз прогон под фонограмму.(10мин)
Педагог: Вот мы с вами исполнили песню о родной стороне. Можно сказать, что это напевы Липецкого края?
Дети: Да, можно.
Слайд № 17
5. Подведение итогов.
Педагог: И стало понятно, что напевы Липецкого края очень разнообразны. Это что-то очень родное, это где-то в глубине нашей души, это что-то неуловимое, что очень дорого нашему сердцу. У каждого напевы свои. И в этом особая прелесть. Скажите, что вы считаете напевами Липецкого края для себя?
Дети: Песни о родине, духовой оркестр в парке, матаня у Центрального рынка, звон колоколов Христорождественского собора и т.д.
Слайд № 18
Педагог: Ребята, на сегодняшнем занятии мы проделали много работы. Учились строить музыкальную картинку. Как она называлась?
Дети: Колокольный звон.
Педагог: Правильно. Еще мы услышали рассказы наших друзей из других детских объединений о красивых местах Липецка и Липецкой области. Что вам больше запомнилось?
Дети: .
Педагог: Начали разучивать песню
Дети: «Липецкий край»
Педагог: Назовите автора этой песни.
Дети: Татьяна Водопьянова.
Педагог: Какие интервалы мы сегодня пропевали?
Дети: Терции, кварты, квинты, октавы.
Педагог: Как можно одним словом назвать эти интервалы?
Дети: Консонирующие, т.е. те, которые звучат благозвучно, слитно, мягко.
6. Задание на дом.
Педагог: Вы все хорошо поработали сегодня. А теперь задание к следующему занятию. На следующем занятии мы с вами будем пропевать неустойчивые интервалы или диссонансы – вспомните их определение, как они называются, сколько их, из скольких тонов и полутонов они состоят.
Педагог: На этом наше занятие закончилось. До свидания, до новых встреч.