Тезисы к научно-практической конференции


«СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА»
ГБОУ СПО «ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Евграфова Ю.В.
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
В период становления новых экономических отношений в стране образование, как и многие другие виды деятельности, нередко рассматривается в качестве рыночной услуги при неизменно высоких требованиях общества к личностным и профессиональным качествам педагога. Государство, требуя от педагогов гуманного отношения к детям, весьма негуманно относилось к учительству.
Работа, направленная на улучшение финансового обеспечения образовательной системы, не сопровождается повышением качества жизни педагогических кадров, нагрузка нередко составляет до 36 и более часов в неделю. Ограничение времени для восстановления сил и самообразования, служит причиной преждевременного старения, затруднений в профессиональном развитии преподавателей.
В условиях снижения уровня здоровья студентов, отсутствия врачей (педиатров, гигиенистов), именно педагоги вынуждены решать проблему обеспечения здоровья детей. Однако, выполняя возложенную на них миссию, коллективы образовательных учреждений, широко используя медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные технологии, явно недооценивают значение культуры здоровья педагога и самой педагогической деятельности в сохранении здоровья студентов.
Проблема профессионального здоровья преподавателя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления его здоровья.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности преподавателя. Основу профессионального здоровья составляет психическое здоровье как мера способности преподавателя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель психологической работы с педагогом заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. Среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.
Основная причина, побудившая меня взяться за эту работу, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Мы знаем, что здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности медицинского техникума в целом. На мой взгляд, необходимо сформировать у педагогов желание заботиться о своем здоровье, привить навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость, создать для этого все условия, как залоге успешности в педагогической деятельности. 
Профессию педагога, к сожалению можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Выяснив причины заболеваний и  обработав данные по заболеваемости педагогов нашего техникума, мы обнаружили преобладающие заболевания: 1. Сердечнососудистые; 2. Нарушения опорно-двигательного аппарата; 
Невольно возникает вопрос: почему же болеют педагоги? Разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости! 
Уважаемые преподаватели!
Будьте внимательны к себе!
Любите себя!
Работа – это не панацея! Это всего лишь деятельность!
Живите своей жизнью!
Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня!
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Поддерживайте хорошую физическую форму!
Используйте правила «тайм-менеджмента»! Удачное управление временем является решающим условием успеха!
Планируйте свою деятельность! Для многих последнее – это «взгляд в пустоту, пустое мечтание». Превратите планирование в нечто конкретное!
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой!
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем!
Поверьте в свои силы и это придаст вам уверенность!
Здоровье - это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Ваше здоровье - в ваших руках! 
Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире.
Поэтому сохранение эмоционального настроя является важной составляющей нашей жизни. Когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по-доброму. Для этого в нашем техникуме проводятся внеаудиторные мероприятия с участием студентов, где активность последних не знает границ, заряжая преподавателей позитивной энергией! Такие встречи создают  максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала студентов и противодействуют синдрому эмоционального выгорания педагогов. В свою чередь, это помогает преподавателям эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих студентов.
В нашем техникуме отлично ведется работа по физкультурно-оздоровительному направлению студентов и педагогов! Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Мы организовали секцию по волейболу, в которую приходят и преподаватели и студенты! Под опытным руководством преподавателей физкультуры 2-3 раза в неделю в определенное время проходят игры. Планируется работа по проведению конкурса «Самая здоровая группа», который стал бы новой традицией.
Создавая ситуации успеха для студентов, проводя различные мероприятия, посвященные ЗОЖ, педагоги активно развивают и свою культуру здоровья, когда опыт здорового образа жизни педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности.