Урок по обучению грамоте на темуСогласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Урок обучения грамоте по теме:
«Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей».
1 класс.
Учитель начальных классов:
Вягинен Марина Геннадьевна
г. о. Балашиха , 2016 год
Тема  урока: Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.
Тип урока: комбинированный урок..Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; формировать и развивать гражданскую идентичность на основе духовных и культурных ценностей России; формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
- воспитывать мотивацию к учению.
Планируемые результаты.
 Предметные:
находить в тексте ответы на вопросы;
определять основную мысль текста;
классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия);
группировать и классифицировать все изученные буквы.
выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;
определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
УУД
Познавательные:
понимать заданный вопрос;
анализировать объекты, представленные в рисунках;
осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий в учебнике.
Коммуникативные:
использовать в общении правила вежливого тона;
умение работать в группе (парами); строить понятные высказывания
умение аргументировать свою точку зрения и принимать чужую позицию.
Регулятивные:
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий;
оценивать правильность выполнения заданий и исправлять ошибки.
Личностные:
формировать интерес к чтению;
развивать творческую и поисковую активность учащихся;
формировать социально-ориентированный взгляда на мир, умение осознавать себя частичкой социума; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость.Технологии:
деятельностно – ориентированная;
игровая;
информационно – коммуникационная.
здоровьесберегающая
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, цветные квадраты для составления схемы слова, карточки с предложениями, карточки со схемами предложения, образцы печатных букв «П», «п»Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые
УУД
I. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный
момент.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Здравствуйте, ребята! Остаются стоять те, кто считает, что в русском алфавите 32 буквы.
-А сколько букв в нашем алфавите?(33)
-Мы с вами познакомились уже со многими буквами. Сегодня снова отправимся в путешествие по стране знаний. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу сказать, что даже «с малой удачи начинается большой успех».
Проверить готовность к уроку, настроиться на восприятие и сотрудничество.
Дети тихо садятся.
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные:
-волевая саморегуляция.; включение в работу всех учащихся с помощью активного вида слушания.
II. Актуализация знаний.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
1) А отправимся в путь мы на паровозе.
Слайд 1.
- Давайте посмотрим, кто с нами будет путешествовать
-Какие буквы едут в первом вагончике?
-А почему они в красном вагончике?
- Какие звуки гласные?
- Но, почему же они едут на разных полочках?
- А какие буквы едут в следующем вагоне?
Почему?
- Какие звуки согласные ?Какими могут быть согласные звуки?
2 ) Мы приехали на станцию «Повторялкино». Слайд 2.
Но в пути нас застал дождь и все слоги промокли и перемешались. Давайте поможем им и спрячем под зонтики. Слоги: РЫ, КО, ЛИ, СО, ЛО, СИ, ЛЫ, РИ, КИ ,НИ, НО, ВЕ ,ВА
На какие группы можно разделить слоги?
Давайте разделим на слоги , которые звучат мягко и твердо.
-Какие гласные обозначают мягкость согласного звука? Твердость.
3) Чтение слогов.
Читают хором девочки, мальчики.
Вспоминать и повторять изученные темы. Рассуждать над поставленными вопросами.
Учиться слушать и анализировать материал.
Участвовать в демократической беседе.
1) Гласные- произносятся при помощи голоса, можно пропеть, образуют слоги.
И.Е.- обозначают мягкость согласного звука.
2)согласные встречают преграду. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
На доске два зонтика – синий и зеленый и слоги РЫ, КО, ЛИ, СО, ЛО, СИ, ЛЫ, РИ, КИ НИ, НО, ВЕ ,ВА.
Анализируют, выявляют общее, распределяют по группам.
- Слоги с буквой О, с буквой И, с буквой Ы, слоги с буквой –Е
-Слоги, где согласный звук твёрдый и мягкий
-Гласные первого ряда указывают на твёрдость предыдущего согласного, второго ряда – на мягкость. Регулятивные:
- сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные:
логические:
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- умение подводить языковой факт под понятие звуки-буквы, согласные твёрдые - мягкие, гласные ударные - безударные общеучебные:
- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках и активное включение детей в практическую деятельность с использованием этих знаний
Личностные:
-представление о причинах успеха в учёбе; формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций
III.Физкультминутка
Цель: здоровьесбережение, развитие внимания. Обеспечение включения каждого ребёнка в физкультурную паузу. Слайд 3, 4, 5.
А сейчас у нас зарядка для глаз.
За листочками понаблюдайте, свои глазки развивайте. Отдых , положительный настрой на дальнейшую деятельность. Выполнение упражнений для глаз. Личностные:
- интерес к занятиям.
IV. Постановка учебной задачи.
Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.
А сейчас наш поезд прибыл на станцию «Звуковая» .Слайд 6.
- Внимательно послушайте слова, которые я произнесу: пекарь, продавец, портной,парикмахер.
-Произнесите первые звуки.
- С каким же новым звуком и буквой мы познакомимся?
- Чему должны научиться на уроке?
- Как можно назвать эти слова одним словом, что они обозначают?
-Как вы понимаете слово профессия?
В толковом словаре читаем, что «профессия» - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования .- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
Самостоятельная формулировка темы и целей урока.
– Познакомимся со звуками п, п’ и буквой, обозначающей их на письме.
Научимся читать слоги и слова с новой буквой
Все слова обозначают профессии.
Знакомятся с толковым словарем.
Кто.
Одушевленные. Регулятивные:
- целеполагание; прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Знакомство со звуком и буквой П.
Цель: учить звуковому и сравнительному анализу слов; познакомить с новой буквой;
способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
развивать фонематическую и устную речь;
Следующая станция «Рассуждалкино»
- Сейчас вы побудете маленькими исследователями и будете работать парами.
Задача каждой пары – сделать звуковой анализ слов и охарактеризовать новый звук.
- Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны их отгадать и сделать схему слова.
Загадка для первой группы:
Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке,
Он готовит вам обед –
Кашу, щи и винегрет.
Слайд 7.
- Что делает повар?
Саша водит самолет,
Потому что он …
Слайд 8.
- Что делает летчик?

Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес.
Слайд 9.
- Что делает плотник?
( Три человека у доски делают схему слова, остальные дети у себя на парте)
- Проверим схемы..- Поднимите руку, кто не согласен со схемами.

Итак давайте сделаем вывод, каким бывает звук П.
- Разделим слова на слоги, поставим ударение.
- Как называется гласная, на которую падает ударение.
- Как называются гласные , на которые не падает ударение
- Паровоз едет дальше. -повар – для 1ряда
– пилот – для 2 ряда
- плотник – для 3 ряда.
Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.
– В слове пилот звук [п’] мягкий, в слове повар – [п] твердый, в слове плотник - твердый.

По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы
- Согласным, твердым или мягким, глухим.
Деление слов на слоги, ударение.
Ударная гласная
Безударная гласная Познавательные:
логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
общеучебные:
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
планировать, определять последовательность действий в соответствие с поставленной задачей;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий;
Коммуникативные:
- умение работать в паре;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
-развитие эмоционально-нравственной отзывчивости (желания помогать другим)
2. Знакомство с буквой П
- И следующая станция «Буквенная»
- Что предстоит на этой станции нам узнать?
-Посмотрите на доску. Это буква П (пэ)
– На что похожа буква (пэ) П?
Слайд 10.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
-Почему букв две?
- Для чего нужна большая буква?
- Сравните буквы по написанию. Чем они различаются?
- Заберем букву П с собой путешествовать?
- А в какой вагон мы ее посадим?
- Найдите теперь ее в ленте букв и убедитесь в правильности свих ответов.
- Откройте тетради, напечатаем букву :две вертикальные палочки, сверху перекладина. - Какой буквой обозначается звук П.
Спортивный снаряд : перекладина.
Чтобы писать начало предложения, имена собственные.
Размером.
- В синий, потому что согласная, в нижнем ряду, потому что глухая.
Печатание буквы в тетради.
VI. Первичное закрепление.
Цель: закрепление полученных знаний на доступном материале, способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
развивать фонематическую и устную речь;
воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
1. Стация следующая «Читалкино»
Чтение столбиков слов.
Работа по учебнику («Азбука», с.79 )- Откройте азбуку на странице 79.
- Читаем слоги хором.
- Прочитайте слоги , в которых буква П обозначает мягкий согласный звук. Почему?
-_Прочитайте слоги, в которых буква П обозначает твердый согласный звук. Почему?
-Прочитаем столбики слов.
Какие слова обозначают профессию? Что их объединяет?
- Составьте предложение-ответ на вопрос. Что делает капитан ?Слайд10.
- Сколько слов в предложении?
– Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.
- Какая схема подходит к этому предложению.
- Отметьте галочкой верную схему.
- Какие профессии вы знаете еще ?Кем работают ваши мамы и папы.
- Кем мечтаете стать вы?
Я желаю, чтобы ваши мечты сбылись. Для этого вам надо хорошо учиться.
2.Работа с пословицами
- Прочитайте пословицы.( хором, индивидуально)
- Объясните значение пословицы.
- Подчеркните в пословице букву П, п.
- Определите тему пословиц. (о труде)
- О какой профессии эти пословицы?
Чтение слогов.
Есть буква П.
Капитан водит корабли.
Отмечают галочкой верную схему.
Отвечают на вопросы.
Читают пословицы.
- Из пословиц мы узнали, что ценится хороший плотник; он многое умеет делать;
Плохой плотник боится, что не сделает работу.
инструмент плотника – топор; когда хороший плотник работал, ему было жарко
Нужно показать , как делать, а не говорить..
- Тема пословиц – пословицы о труде.
О плотнике.
Познавательные:
общеучебные:
-формировать смысловое чтение;
- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов;
-- логические:
анализ объектов с целью выделения признаков;
Личностные:
-формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций; Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные:
- проговаривание вслух последовательности производимых действий
VII.Физкультминутка
Цель: Здоровьесбережение, активизация внимания. Поезд приехал на станцию «Отдыхалкино» и мы отдохнем вместе с ним.
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
-О каких профессиях шла речь в физминуткеВыполняют движения по тексту
Летчик
Шофер
Строитель Личностные: положительное отношение к к учебной деятельности, интерес к занятиям по «Азбуке»
VII. Первичное закрепление.(продолжение)
Цель: закрепление полученных знаний на доступном материале,
способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
развивать фонематическую и устную речь;
воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
Работа по сюжетной картинке (с.78):
-Кого вы видите на картинке? Что знаете о Петре I?
- Вы видите Петра I – русского царя. Петра I учился корабельному делу за границей. Потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. Еще его называли царь – плотник. На отвоеванном побережье Балтийского моря Петр заложил город-крепость.
- Как называется этот город? Какая река протекает в Санкт – Петербурге?
- Кого вы видите в правой части картинки?
- Как он одет? Почему он без парика?
- Как одет вельможа?( богатый человек)
- Удобно ли в такой одежде работать?
- В чем отличие одежды строителей от одежды вельмож?
-Какие инструменты использовали строители?
-Пушкин восхищался гением Петра Великого и городом, который он основал. Вот что писал поэт. (Учитель читает).
- Понравилось стихотворение.
- Чтение стихотворения .Ученики рассматривают сюжетную картинку.
Отвечают на вопросы.

В парике неудобно работать
Пилы, топоры, молотки, кувалды, гвозди.
Познавательные:
-понимать заданный вопрос;
-анализировать объекты, представленные в рисунках;
-осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий в учебнике.
Коммуникативные: --использовать в общении правила вежливого тона;
-строить понятные высказывания;
-умение аргументировать свою точку зрения и принимать чужую позицию.
Регулятивные :-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
Личностные:
-формировать интерес к чтению;
IX. Применение нового знания.
Цель: проверить самостоятельные умения выполнять заданные действия. Проверить степень усвоения материала. -Станция « Составлялкино»
Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Каждая пара получает карточки.
Пилот пилит на самолёте.
Плотник плавает пилой.
Капитан летает на плите.
Повар варит на корабле.
Ваша задача подумать и составить правильно предложения, а для выполнения этой задачи необходимо прочитать сначала слова.
Сколько слов в предложении? Как пишется предложение.
Работа в парах.
Составление предложений. Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске.
Регулятивные:
- самоконтроль деятельности;
- оценивание правильности выполнения и коррекция ошибок осуществляется детьми в парах и под руководством учителя
Коммуникативные: участие в разных формах работы в классе; использование в общении правил вежливого тона
X. Рефлексия.
Цель: учить умению соотносить изученное с неизвестным; давать оценку своей деятельности. 1. Психологическая разгрузка и снятие на пряжения Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке : - Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Какое задание показалось самым интересным?
- Какое задание вызвало затруднения?
Оцените свою работу на уроке.
- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое лицо - Если у вас иногда возникали сомнения , серьёзное .
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – грустное лицо
Спасибо за урок! Учатся анализировать собственные действия, изученный материал
Формулируют тему и цели урока. Познакомиться с новой буквой и звуком П.
Тренироваться в чтении слов и предложений с новой буквой.
- Показывают сигналы. Регулятивные:
-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-фиксация результата учебной деятельности путем анализа детьми содержания учебного материала и своей деятельности.