Конспект индивидуального логопедического занятия «В гости к бабушке» (домашние животные)
Индивидуальное логопедическое занятие для ребенка с моторной алалией
Лексическая тема: «Домашние животные»
Цель: актуализация и активизация словаря имён существительных (номинативного), глаголов(предикативного) по теме «Домашние животные»
Задачи:
Корррекционно-образовательные задачи:
развитие номинативного и формирование предикативного словаря по данной лексической теме,
формирование грамматического строя — привлечение внимания к изменениям существительных по падежам (И.п., Д.п., В. П., Р.п.)
учить составлять простое распространенное предложение.
развитие понимания речи, воспитание умения слушать и понимать вопрос педагога,
формирование положительной установки на участие
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие зрительного внимания.
Развитие артикуляционной, мелкой моторики.
Развитие фонематических представлений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности.
Воспитание бережного отношения к домашним животным.
Оборудование: кукла «бабушка», фигурки домашних животных, домик, предметные картинки по теме, графическое задание.
Организационный момент.
На руке педагога кукла «бабушка».
Здороваемся. Посмотри, кто это? Это бабушка. Сегодня мы поедем к ней в деревню. А пока мы едем, повторим упражнения для язычка, покажем их бабушке.
№1 ЛодочкаУлыбнуться, показать нижние и верхние зубы, произнести и-и-и. Чередовать с упражнением №2. Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням.
№2 Дудочка Вытянуть губы вперед, произнести у-у-у... Чередовать с упражнением №1 Пальцы собраны в щепотку
№3 ЛопатаПриоткрыть рот, положить спокойный, широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в этом положении на счёт 1-5. Следить за губой, не подворачивать её. Пошлёпать язык губами пя-пя-пя, покусать зубами тя-тя-тя... Подуть на язык, прижав его верхней губой. Выдох плавный, долгий. Щёки не надувать. Пальцы рук врозь, веером
№4 ЗаборчикГубы в улыбке, зубы сближены, обнажены. Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально
№5 КачелиПриоткрыть рот, улыбнуться, спрятать широкий язык за нижние зубы (раз, два), затем за верхние (три, четыре). Темп медленный. Движения кистью руки вверх вниз, сгибая в лучезапястном суставе.
№6 Чистим зубкиУлыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения из стороны в сторону, потом снизу вверх. Кончик языка широкий, челюсть неподвижна. Пальцы рук согнуты на 90 градусов к ладони, двигаются вправо - влево, синхронное языком.
№7 ЧасикиРот приоткрыть, улыбнуться, выполнять движения языком вправо-плево. Указательный палец выпрямлен, а все остальные согнуты и прижаты к ладони, двигать указательным пальнем в том же направлении, куда и язык (вправо-влево)
2. А кто живет у бабушки в деревне? (пальчиковый тренинг)
Довольна корова своими телятами, Показываем поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.
Овечка довольна своими ягнятами,Кошка довольна своими котятами,Кем же довольна свинья?Поросятами!Довольна коза своимикозлятами, А я довольна своими ребятами! Показываем на себя и разводим ладони в стороны.
И всех их мы называем «домашние животные».
3. «Покажи и назови». Ребенок выкладывает предметные картинки и называет животное. Проговаривает, как это животное голос подает.
4. Работа с глагольным словарем.
«Угадай голосок»
Бабушка: «Ой-ой, где же мои животные? Они спрятались! Помоги мне их найти и угадай по голосам»
За домиком фигурки животных. Учитель-логопед имитирует голоса животных, ребёнок отгадывает. Если ответ правильный, животное перемещается в «загон». Учитель-логопед комментирует: «Собака лает», а ребенок повторяет и имитирует голос животного. Логопед сразу задает вопросы: кошка что делает? (мяукает) Корова что делает? (Мычит.) Свинья что делает? (Хрюкает.)
5. «Накорми животных»
Логопед: Давайте вспомним, чем питаются домашние животные, и подберём угощения для них. Ты будешь прикреплять угощение рядом с животным и говорить «Корова жует траву».
6. «Помоги мама найти своих детей» На наборном полотне выставляются предметные картинки, изображающие домашних животных и их детенышей. Предлагается подобрать картинки парами, например: теленок и корова. Ответить на вопрос: кто у кого?
(У коровы теленок).
7. Движения, сочетаемые с речью «Прищепки». (Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха).
Логопед: А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяй за мной.
Кусается сильно кошка-глупышка,Думает, что это не палец, а мышка.Но я же играю с тобою, малыш,А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
8. Графическое задание «Соедини по точкам»
-482604267203409315264795Итог: мы сегодня побывали в гостях у бабушки и говорили о домашних животных.