ОТЧЁТ по теме самообразования «Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни» за 2014-2015 учебный год


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ОТЧЁТ
по теме самообразования
«Формирование у обучающихся
культуры здорового образа жизни»
за 2014-2015 учебный год
Подготовила:
классный руководитель
6 «К»-2 специального (коррекционного) класса VIII вида обучения
Визгалова В.В.
2015 г.
За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
У детей с нарушением интеллектуального развития наблюдается наличие разнообразных вторичных дефектов психического, физического и двигательного развития, а так же нарушение функциональных систем организма, что при отсутствии соответствующей коррекционно-оздоровительной работы отрицательно сказывается на успешности развития личности детей данной категории. Здоровье человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%),окружающей среды (8 - 10%), медицины (8 - 10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ, что находится в компетенции педагогических работников. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приводят к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. На основе обретаемых знаний и опыта у детей вырабатываются самостоятельные убеждения относительно сохранения своего здоровья. Все это приводит к формированию культуры ЗОЖ, как части культуры личности в целом.
Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».
В сентябре 2014 года я начала работать над темой «Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни»
Задачи работы над темой:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Пропаганда здорового образа жизни.
Распространение санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и их родителей.
Вовлечение учащихся и родителей в оздоровительную деятельность.
Основные этапы работы над темой самообразования:
Изучение состояния здоровья обучающихся; (Школьный врач, классный руководитель).
Изучение литературы по теме самообразования;
Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;
Изучение опыта работы классных руководителей по здоровьесбережению в сети Интернет
Приобщение к здоровому образу жизни; (Классный руководитель, родители).
Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры, классный руководитель).
Расширение кругозора о ЗОЖ. (Классный руководитель, родители).
Реализация программы кружка «Здоровье»; (Классный руководитель).
Проведение родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения. (Классный руководитель).
Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).
Выступление на МО классных руководителей МОУ «СОШ № 1» с докладом «ЗОЖ в системе внеклассных мероприятий в школе восьмого вида».
Проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.
Составить отчёт по теме самообразования
Формы внеклассной работы в рамках реализации работы над темой самообразования:
Диагностика (анкетирование обучающихся «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (в начале и в конце учебного года)).
Профилактика травматизма во время перемен, уроков, мероприятий, каникул, организация безопасной двигательной деятельности учащихся в школе, дома, на улице.
Организация проведения периодической вакцинации учащихся.
Организация горячего питания в школе.
Беседы классного руководителя и школьного врача на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», беседы для девочек, для мальчиков.
Праздники Здоровья.
Соревнования («Весёлые старты»).
Беседы на темы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».
Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».
Конкурсы рисунков: «Мы за здоровый образ жизни».
Конкурсы пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».
Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.
Классные часы по теме «Здоровый образ жизни и вредные привычки».
14. Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде».
15. Реализация программы «Здоровье».
Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:
Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека. Уроки проводятся с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме учебного дня (подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках) и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия).
Обучающиеся систематически предупреждаются о необходимости соблюдения правил безопасного для физического здоровья поведения на дорогах, во время перехода через железнодорожные пути, на водоёмах, в лесу, в школе, дома. Всё это фиксируется в журнале по технике безопасности.
Организуется проведение периодической вакцинации обучающихся.
Охват горячим питанием
Всего детей в классе Одноразовое питание Двухразовое питание Не охвачено горячим питанием
Количество детей % Количество детей % Количество детей %
7 Только завтраки 3 43 3 43 0 Только обеды 1 14 С начала учебного года организовано льготное питание для детей из малообеспеченных, многодетной семей; для ребёнка из семьи, находящейся в СОП и для девочки, находящейся под опекой (из 7 обучающихся класса 6 пользуются льготным питанием).Обучающиеся класса в течение учебного года принимали активное участие в общешкольных Днях здоровья.
24193505242560
В первой четверти мною были организованы спортивные соревнования «Весёлые старты», в которых обучающиеся класса соревновались с командами 5-к и 7-к классов. Ребята с большим интересом участвовали во всех эстафетах.
23279106202680
В течение учебного года были проведены классный час, родительские собрания, внеклассные мероприятия, лекции и беседы школьного врача, направленные на пропаганду здорового образа жизни, индивидуальные беседы с детьми группы риска о вредных привычках, санитарно-просветительская работа с учащимися и их родителями (беседы с учащимися и родителями на темы сбережения здоровья).
Методы воздействия: словесные, практические, наглядные.
Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто использовала в своей работе по теме самообразования беседу, организуемую с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создавались проблемные ситуации (ставились вопросы, предлагались задания), организовывалось коллективное обсуждение.
Широко в своей практике использовала метод иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске, картинок и т.п.) и метод демонстрации (демонстрация реальных объектов, опытов), презентаций. Всё это позволяло повысить эффективность занятий. Большое внимание уделяла методу примера. На занятиях активно использовала приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий пользовалась дидактическими играми (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.




В рамках рабочей воспитательной программы «Здоровье» в 2014-2015 учебном году были проведены следующие занятия:
Режим дня.
Разумный рацион питания (работа с меню).
Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).
Сравнительная диагностика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» в начале и в конце 2014-2015 учебного года.
Результаты диагностики,
сентябрь 2014 г.
Уровень знаний о ЗОЖ
кол-во человек %
Высокий 0 0
Средний 3 43
Низкий 4 57
Результаты диагностики,
май 2015 г.
Уровень знаний
о ЗОЖ
кол-во человек %
Высокий 2 29
Средний 4 57
Низкий 1 14

Выводы: тема «Формирование у обучающихся культуры ЗОЖ» мною изучена, осуществлена подборка материала по теме, разработаны беседы, классные часы по вопросам здоровья. Сравнительная диагностика «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» в начале и в конце 2014-2015 учебного года показывает положительные результаты работы над темой. Считаю, что добиться положительных результатов удалось лишь потому, что все запланированные мероприятия проводились в системе, было организовано сотрудничество со школьным врачом.
Дальнейшие шаги: Проблема формирования и повышения у обучающихся культуры ЗОЖ не может быть решена на протяжении одного учебного года. Поэтому будет продолжена работа в данном направлении. Буду продолжать формировать банк мероприятий для последующих лет обучения с применением информационных технологий.