Развивающее обучение. Уроки контроля в системе развивающего обучения
Развивающее обучение. Уроки контроля в системе развивающего обучения
Сахтарёк Ислам Чатибович, учитель физики
Развивающее образование – это специальная организация учебной деятельности, направленная на формирование теоретического мышления учащихся на основе методов научного творчества и самостоятельной творческой деятельности с помощью системы общенаучных технологий.
Развивающее образование так же, как и информационно- репродуктивное, осуществляется через выполнение трёх основных педагогических функций – обучения, развития и воспитания, которые реализуются на каждом уроке по каждой теме. Однако развивающее образование имеет принципиальные отличия от информационно-репродуктивного:
1) функция обучения предполагает не зазубривание всего информационного материала тем, как в информационно-репродуктивной системе, а усвоение только теоретических понятий – закономерностей, законов, теорий путем выделения их существенных признаков из учебной информации;
2) функция развития предполагает преимущественно творческую деятельность учащихся на всех этапах учебной деятельности по теме для усвоения методов научного творчества, а не только выполнение отдельных творческих заданий в конце изучения темы, как это происходит в информационно-репродуктивной системе, да ещё методом проб и ошибок;
3) функция воспитания предполагает организацию общения и сотрудничества для формирования у учащихсясамостоятельности в применении основных технологий (или их отдельных операций) социального творчества – исследования, проблематизации, экспертизы, проектирования, прогнозирования в рамках каждой темы, а не только на “неделе проектов”, как при информационно-репродуктивной системе.
Таким образом, развивающее образование – это специальная организация учебной деятельности, направленная на формирование теоретического мышления учащихся на основе методов научного творчества и самостоятельной творческой деятельности с помощью системы общенаучных технологий.
Общие методические правила развивающего образования
Во-первых, на уроках создаётся психологический комфорт с помощью следующих основных условий: уважительного общения, соблюдения учителем и учащимися школьных правил, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащимся в учебной деятельности, обеспечения учителем минимального успеха учащихся в учебной деятельности, обеспечения выбора учащимися уровня усвоения материала, практической направленности творческой деятельности.
Во-вторых, творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого до последнего урока по теме.
В-третьих, усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности – общенаучные, общепредметные и тематические понятия.
В-четвертых, теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, как это происходит при информационно-репродуктивном обучении, а формулируются через существенные признаки учащимися самостоятельно или с помощью учителя в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности.
В-пятых, выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими учащимися и в последующей учебной деятельности развивается.
В-шестых, структура учебного материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных – общенаучных и общепредметных понятий ранее изученных тем.
В-седьмых, в процессе образования учащиеся постепенно осваивают методы научной творческой деятельности, затем технологии и, наконец, самостоятельно проектируют новые технологии творческой деятельности и переносят их из одного предмета в другой.
В-восьмых, освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, затем через парную работу постепенно переходит в индивидуальную форму работы.
В-девятых, контроль и анализ результатов образования по теме включает в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности и её результатов на эмоциональном, информационном, теоретическом и методологическом уровнях.
Система развивающего образования
Любая система развивающего образования включает в себя следующие структурные компоненты:
1) теоретическое обоснование;
2) содержание учебной деятельности;
3) методологию;
4) методические образцы преподавания предметов, оформленные в учебниках, учебных пособиях, методических пособиях.
Развивающее образование есть не что иное, как систематическое обучение учащихся творческой деятельности, что по понятным причинам несовместимо с методом проб и ошибок. Обучение творчеству требует ознакомления учащихся с методами и технологиями творческой деятельности. Важнейшими из этих методов являются методы решения проблем и развития систем.
В развивающем образовании основными этапами учебной деятельности являются:
1) формулирование теоретических понятий;
2) проблематизация теоретических понятий;
3) развитие теоретических понятий;
4) контроль и оценка результатов каждого этапа учебной деятельности.
Формулирование теоретических понятий предполагает анализ учебной информации и выделение существенных признаков закономерностей, законов, теорий. Именно с помощью существенных признаков учащиеся совместно с учителем или самостоятельно составляют определения понятий.
Психологическая направленность развивающего обучения
На уроках в системе развивающего образования основное внимание уделяется развитию мышления и речи учащихся. Причём в лучших моделях развивающего образования даже на отдельных уроках видно, что развитие мышления и речи носит систематический характер. Учащимся предлагаются творческие задания, для выполнения которых необходимо прежде всего составить алгоритмы.
Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения, поэтому на уроках в системе развивающего образования преобладают групповые и парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.
Соответственно речь является не только средством развития мышления, но и важнейшим условием успешности учебной деятельности. Обсуждая алгоритм, процесс выполнения задания и получаемые ответы, учащиеся предельно эффективно развиваются, формируется не только их учебная, но и социальная самостоятельность.
На таких уроках длинные монологи учителя просто не нужны, учитель выступает в роли руководителя процесса, консультанта, члена жюри при оценке результатов выполнения заданий, потому что одним из важнейших условий развивающего образования являются экспертные выступления учащихся по результатам работы их товарищей.
При этом принципиально важным является то, что большинство творческих заданий – это задания теоретического содержания, требующие формулирования, анализа и преобразования теоретических понятий: закономерностей, законов, теорий. Разработанные учащимися алгоритмы творческой деятельности постепенно развиваются, в них вносятся дополнения в зависимости от особенностей нового содержания, и в результате создаются так называемые, алгоритмические сети, позволяющие выполнять целые комплекты творческих заданий разных классов.
А что же память? Память в развивающем образовании формируется непроизвольно. Ежеурочная работа с теоретическими понятиями, анализ и преобразование их существенных признаков приводит к тому, что определения основных теоретических понятий учащиеся запоминают без особых усилий, при этом они способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их, чего не удается достичь в системе информационно-репродуктивного образования.
Подобная организация учебной деятельности формирует и развивает теоретическое мышление и речь учащихся, при этом мышление обеспечивается логическим инструментарием, позволяющим именно мыслить, а не угадывать ответы.
Формы учебной деятельности
В развивающем образовании выбор формы организации учебной деятельности диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности.
Во-первых, все репродуктивные задания выполняются в индивидуальной форме. Если учащимся предлагается творческое задание, которое они в состоянии выполнить самостоятельно, а это проверяется учителем до начала выполнения задания, то опять же используется индивидуальная форма работы. Если некоторые ученики в классе не могут выполнить задание индивидуально, а такое бывает, причем часто, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединиться в пары или группы.
Особая статья – освоение методов выполнения нового класса заданий, когда у учащихся ещё нет умений и навыков учебной деятельности. В этом случае учитель рекомендует учащимся работать в группах, по принципу кто с кем хочет, однако с таким условием, чтобы группа могла в конечном итоге добиться положительного результата. В случае если группа не может справиться с заданием, учитель оставляет за собой право – и об этом он информирует учащихся – вносить изменения в состав групп.
На определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне, и тогда уже нет необходимости учителю изменять состав групп. Это позволяет более развитым ученикам работать не в группах, а в парах или даже индивидуально. Подобное самоопределение учащихся хорошо видно при посещении уроков и создает благоприятные условия для интенсивного умственного развития каждого ученика класса. Поэтому на уроках в системе развивающего образования преобладающими, формами работы учащихся являются групповая, парная и индивидуальная.
Фронтальная форма также используется при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, в основном проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности. Но фронтальная форма уже не является главной и ведущей. Работа по фронтальной форме занимает лишь незначительную часть всего времени изучения тем.
В развивающем образовании основу содержания учебной деятельности составляют теоретические понятия, методы и технологии наук и искусств. Теоретическое понятие – это совокупность только существенных признаков класса систем, то есть признаков, характерных только для систем данного класса и выделенных на основе изучения типовых систем данного класса.
Теоретические понятия – это закономерности – частные правила отдельных разделов науки, законы – общие правила науки, теории – взаимосвязанные системы закономерностей и законов. Вся учебная деятельность учащихся по всем темам в развивающем образовании направлена на усвоение именно теоретических понятий.
Все понятия в системе развивающего обучения можно разделить на тематические, общепредметные и общенаучные.
Тематические понятия – это понятия, используемые в рамках одного узкого раздела науки, чаще всего они применяются в процессе изучения одной темы.
Общепредметные понятия – это понятия, используемые в рамках нескольких разделов науки и применяемые при изучении нескольких тем или всего курса.
Общенаучные понятия – это понятия, используемые в рамках многих наук.
В развивающем образовании при изучении всех тем предусматривается усвоение в первую очередь общенаучных понятий – теория, закон, закономерность, метод, гипотеза, технология, аксиома и другие. Во вторую очередь отрабатываются общепредметные понятия, например: вещество, энергия, живой организм, роман, портрет, игра и др. И, наконец, тематические понятия.
Важнейшим принципом развивающего образования является методически правильное структурирование творческих заданий и работ с целью включения в них понятий всех указанных выше групп.
Технологическая культура и методология развивающего образования
К технологиям профессионального творчества относятся:
1) умение определить тип профессиональной системы и её структуру – диагностика и идентификация;
2) умение оценить эффективность каждого структурного элемента профессиональной системы и предложить ее усовершенствование – экспертиза;
3) умение изучить особенности различных сред, в которых функционирует профессиональная система, –исследование;
4) умение определить и решить проблемы функционирования профессиональной системы – проблематизация;
5) умение разработать проекты новых вариантов профессиональных систем – проектирование;
6) умение составить перспективный план развития профессиональной системы при заданных условиях –прогнозирование.
В системе развивающего образования обучение диагностике и идентификации осуществляется на этапе формулирования теоретических понятий. Эта работа осуществляется с помощью специальных творческих заданий и методов, которые преимущественно составляются учащимися совместно с учителем либо самими учащимися.
В развивающем образовании экспертные работы выполняются на этапе развития теоретических понятий. Для этого учащимся предлагаются специальные творческие работы.
Технология исследования в развивающем образовании применяется на этапе развития теоретических понятий. При этом основное внимание уделяется различным вариантам проведения исследования, в зависимости от специфики поставленной проблемы и среды, в которой эта проблема возникла.
Проблематизация в развивающем образовании применяется на этапе развития теоретических понятий. Для этого учащимся предлагаются специально подобранные проблемы с целью усвоения методов их решений, а также специальные задания по формулированию проблем на основе тактических ситуаций.
В развивающем образовании проектные работы используются достаточно часто, и их основная цель – обучение учащихся технологии проектирования и её модификациям.
Составление научно обоснованных прогнозов развития изучаемых систем является обязательным компонентом учебной деятельности в развивающем образовании.
Технологические аспекты профессиональной деятельности и их сопоставление с методологией развивающего образования позволяют утверждать, что переход к развивающему образованию является сегодня жизненно необходимым. Ибо школьное образование, которое не может развить у учащихся необходимые умения для будущей успешной профессиональной деятельности, неконкурентоспособно и не будет пользоваться спросом.
15