«РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 
«РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Аннотация
Приобщение детей к  вокальному  искусству всегда актуально. Работа с детским  ансамблем имеет свою специфику и ряд особенностей.   Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка.   Моя музыкально-педагогическая  деятельность в школе определяется идеей научить детей петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво. Приоритетным в моей работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития.
В непосредственной  образовательной деятельности пению отвожу особое место.  Большое внимание в своей работе уделяю хоровому воспитанию детей. Песня - это оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на детей.  Вокальное творчество носит развивающий характер и ориентировано на овладение детьми вокальными, двигательными и интеллектуальными умениями. Обязательно учитываю воздействие хорового искусства на организм ребенка в следующих аспектах:
1. Физиологический аспект. Взаимосвязь вокальной  музыки и ритмических движений, повышают жизненный тонус, развивают артикуляционный аппарат, регулируют деятельность сердечнососудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.
2. Психологический аспект. Песня благотворно воздействует на эмоционально - волевую и познавательную  сферу ребенка, на развитие коммуникативных навыков.
3. Педагогический аспект. Посредством исполнения песен у детей воспитываются способности эстетически воспринимать действительность, приобщать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
    
Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (не фальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: голос, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют в образовательной деятельности.   При проведении упражнений я даю четкую установку на определенные дидактические правила:
всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу, объясняю, что они должны сделать;
показываю  способ выполнения действия, поясняю словесно, т. е. использую принцип «Делай, как я»; 
неоднократно повторяю упражнения для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу; 
постоянно контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навыки выполнения того или иного упражнения;
включаю вокально-хоровые упражнения .
Приемы  вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением.  Способы обучения и приёмы,  с помощью которых выстраиваю свою работу,  являются результатом многолетнего опыта.
Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.
Работа в хоре начинается  с певческой установки. Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.
Увлекаясь пением, дети часто забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, использую упражнение «Сидит дед», или читаю стихотворение «Спинка-тростинка». Детям очень трудно сохранить правильную певческую установку в течении  всего занятия, тогда  на помощь приходят динамические паузы. 
Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку.