Формирование санитарно — гигиенических навыков у младших школьников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»
Тема: «Формирование санитарно – гигиенических навыков у младших школьников».
Подготовила: воспитатель Микова Светлана Васильевна
2016г.
Тема моего самообразования: Формирование санитарно – гигиенических навыков в условиях интерната.
В моей группе, мальчики,возраст с 8 – 11 лет. Санитарно- гигиеническое воспитание, проводимое в группе, включает работу по внедрению среди детей и подростков гигиенических навыков и обучение их гигиене. Основная работа по воспитанию гигиенических навыков проводится в младшем возрасте. В средних и старших классах работа в этом направлении не прекращается, а все усилия воспитателя, а также направлены на закрепление и развитие гигиенических навыков у учащихся.В основу воспитания гигиенических навыков и гигиенического образования надо положить правила поведения учащихся, правила соблюдения режима дня, правила содержания и санитарное состояние личных вещей, а также материал учебных программ, в которые включены вопросы школьной гигиены.
Цель: Формирование навыков личной гигиены у младших школьников.
Задачи :
- развивать навыки гигиены и соблюдения режима дня.
- прививать навыки аккуратности, опрятности и бережного отношения к вещам.
- прививать навыки санитарно – гигиенических норм человека.
Ожидаемый результат:
У детей сформированы санитарно – гигиенические навыки. Дети познакомлены с здоровым образом жизни.
Санитарно – гигиенические навыки:
Чистить зубы
2.Мыть лицо, руки, ноги, пользоваться полотенцем
3.Подстригать ногти на руках и ногах.
4.Пользоваться мочалкой
5.Аккуратно складывать одежду
6.Содержать в чистоте обувь
7.Аккуратно заправлять постель
8.Самостоятельно одеваться
9.Выбирать одежду по сезону
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: непосредственно образовательной, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной – в играх, в быту, в труде.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность.
Для примера рассмотрим организацию утренних часов.
Как известно, утренняя зарядка, помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня. Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате их надо подготовить к тому, что зарядка необходима для их здоровья, для формирования осанки, ловкости в движениях и т.п.Утреннею зарядку проводим каждый день.
Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, начинают с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета.
Часы, отведенные для этих целей режимом дня школы интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками. Многим надо будет вновь повторить отдельные требования, показать соответствующие рациональные приемы, дать характеристику выполненного.. таким как Максим Ш, Артём К. Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Постельное бельё меняем 1 раз в две недели, а полотенце меняем каждую неделю. Однако многие младшие школьники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Как Артём К., Максим Ш.. Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время. В этот период подход к оценке внешнего вида спален малышей должен быть дифференцированным. Следует оценивать стремление детей выполнить работу по самообслуживанию хорошо и самостоятельно. Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателям необходимо отметить и положительно оценить. Но не все дети привозят сменную одежду, и второю обувь. Очень редко привозит сменную одежду Паша А, вот например Паша 11 апреля приехал из дома в галошах и так ходил всю неделю. Не всегда есть сменная одежда у Артёма., а вот у Максима всегда есть одежда, но всегда грязная или одежда его сестры.
В утренние часы надо успеть сделать очень многое, что возможно лишь при правильной организации. Организация режима в это время нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки с самого начала дня.
Для привития и воспитания санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания провожу беседы на темы: «Гигиена мальчиков», «Гигиена одежды», «Гигиена обуви», «Я и мой дом», «Уход за комнатными цветами»,
Таким образом: через воспитание и формирование у детей санитарно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем ограждать ребёнка от элементарных обязанностей, в том числе по обслуживанию себя самого, то к моменту выхода из школы, ребёнок сможет достигнуть определённой степени самостоятельности и независимости.
15