Критериальное оценивание как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности
Критериальное оценивание как средство формирования осознанного отношения обучающихся к учебно-познавательной деятельности
Титульный слайд
Слайд 1
Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству.
Уильям Джеймс.
( американский философ и психолог)
Слайд 2
Сегодня в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
В переходную эпоху идут активные поиски методов работы и систем оценивания.
Сегодня поговорим о критериальном оценивании.
Критериальное оценивание – способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
«Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности».
Критерии должны быть довольно четкие. Заранее оговаривается,что за каждое правильно выполненное действие можно получить определенное количество баллов.
Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях.
Критериальное оценивание включает в себя:
Слайд
1.Общественный договор – обязательное условие при критериальном оценивании. Общественный договор может осуществляться на нескольких уровнях: в начале учебного года на первых уроках учитель и ученики договариваются, по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году, когда будут проводиться итоговые работы по каждой теме, каковы формы этих работ (тест, проект, исследование) .2. Работа над ошибками логично встраивается именно при критериальном оценивании. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу. При критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.
3.Самооценивание. Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.
В первых классах введено безотметочное обучение. Оценочная деятельность педагогов направлена на то , чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. Работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.
4.Сравнение с самим собой. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
5.Итоговое оценивание- по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.
Какие средства, формы и методы текущего оценивания мы бы не использовали в своей педагогической практике, главное - обеспечить комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Слайд
Функции критериального оценивания на разных этапах урока разные:
Обучающая Контролирующая Развивающая Воспитательная Диагностическая Мотивационная
Слайд
Из всего выше сказанного следует, что учитель в обновляющейся школе должен не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Успех, как известно рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
И очень приятно осознавать, что вдохновителями для своих учеников являемся мы, уважаемые коллеги с Вами.
Слайд
Спасибо за внимание. И желаю всем творческих успехов!