Творческий проект «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» 5-6 лет


Творческий проект «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
Актуальность темы:  Какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Какими свойствами обладает вода?
Цель проекта: дать детям представление о роли воды, ее свойствах
Задачи проекта :Образовательные:
-познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); .-объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о фильтрации.
Развивающие:
-развивать навыки проведения опытно-экспериментальной деятельности:
- умение работать с посудой;
- умение работать с незнакомыми материалами соблюдая меры безопасности;
- развивать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
-прививать навыки грамотного поведения в быту;
-учить экономно использовать воду;
-понимать необходимость отношения к воде как к важному природному ресурсу;
Материалы и оборудование: картинки - снег, снежинки, облако, река.
Бытовой фильтр, салфетки, баночки, стаканы с водой и пустые стаканы по количеству детей, зеленка, марганцовка, плакат «Кому нужна вода? »
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практический.
Место проведения: кабинет
План реализации проекта
 
Раздел Название Программные задачи
Ознакомление с окружающим миром
«Что мы знаем о воде?» Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Ознакомление с окружающим миром «Освобождение бусинок из ледяного плена» Создавать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле, развивать образное мышление при выборе способа действия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Художественная литература Чтение рассказа «Как люди речку обидели»
Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и аппликации «Что за чудесница – водица-волшебница»  Уточнить признаки зимы, формировать эстетическое отношение к зимним явлениям; показать детям, в каком виде существует вода - эксперименты с водой, паром, льдом; упражнять в образовании однокоренных слов; развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость и умение работать в коллективе.
Изобразительная деятельность Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше» Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.
Изобразительная деятельность Аппликация «Тучи по небу бежали» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Учить передавать свойства воды – в разных природных явлениях.
Беседа “Чистота та же красота”. Прививать детям правила личной гигиены
Игры к проекту
Виды игр Название Программные задачи
Речевая "Подскажи словечко". Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.
Игра малой подвижности «Ручеек» Подвижная игра «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.
Подвижная игра «Караси и щука» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.
Подвижная игра “Море волнуется” Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Беседа “Чистота та же красота”. Прививать детям правила личной гигиены
Опыты к проекту
«Вода не имеет формы»
       Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот  кусочек? (квадратной)  Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
       Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лед легче воды»
        Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
       Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
       Вывод: Снег, лед, сосульки тают от  тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем»
       Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
«Растения пьют воду»
 Поставить с детьми  цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
«Животворное свойство воды»
Срезать веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
Список используемой литературы:
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5  лет.– Волгоград, Учитель, 2006 г.-234 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2006.– М.:  Владос, 2001 г.-145 с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура в старшей  группе детского сада. – М.: Владос, 2005.-201с.
Приложение к проекту конспект занятия«Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
Цель: дать детям представление о роли воды, ее свойствах
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); .-объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о фильтрации.
Развивающие:
-развивать навыки проведения опытно-экспериментальной деятельности:
- умение работать с посудой;
- умение работать с незнакомыми материалами соблюдая меры безопасности;
- развивать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
-прививать навыки грамотного поведения в быту;
-учить экономно использовать воду;
-понимать необходимость отношения к воде как к важному природному ресурсу.
Ход занятия.
Педагог : Сегодня я приготовила для вас необычные загадки, они находятся в ведерке.
(Дети по очереди достают из ведерка маленькие карточки- капельки с загадками) :
Лежало одеяло – мягко, бело,
Солнце припекло – одеяло потекло (снег) . Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в руке? (снежинка)
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже тем дождик ближе (облако)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (река)
(Дети прикрепляют на доске карточки с рисунками – отгадками) .Постановка проблемы:
Педагог : Что объединяет все наши отгадки?
Дети: Вода.
Педагог : О чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О воде.
Педагог : Как вы думаете, для чего нужна вода? (ответы детей)
Человек не может жить без воды. Людям требуется очень много воды. Без воды не сделаешь самых простых дел, воду ни чем не заменишь. Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Для этого нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не наведешь порядок в доме. Подумайте и скажите, кто ещё не может жить без воды?
Дети: Рыбы, растения животные, всё живое.
(педагог показывает плакат «Кому нужна вода »)
Педагог : Вы можете сказать: воды на земле много, её хватит всем! Но ведь и людям, и животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает все живое, засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Сегодня чистой воды остается всё меньше и меньше. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Эти маленькие фильтры мы используем в своих квартирах (дети рассматривают бытовой фильтр). Ребята, я попрошу вас подойти к своим столам, У вас на столах стоят баночки с водой. Давайте посмотрим, какая это вода? Можно ли пить эту воду? И почему нельзя?
Дети: эту воду пить нельзя. Она мутная.
Педагог : Да, действительно, такую воду пить нельзя. А что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Педагог : А очистить её можно с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды можно сделать из обычной салфетки. Посмотрите, как я его сделаю (педагог показывает, как сделать фильтр, а затем установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
(Самостоятельная работа детей.)
Педагог : Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Педагог : А куда делось масло?
Дети: Все масло осталось в фильтре.
Педагог : Вот мы с вами и узнали простой способ очистки воды. С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода из водопровода тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки, затем она попадает на специальные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, микробов. И только после этого вода попадает в водопровод.
Физкультминутка «Капельки и тучки ».
На полу разложены обручи (на 1 меньше, чем детей) – это «тучки». Под музыку дети свободно перемещаются по кабинету, с окончанием музыки каждая «капелька» должна занять свою «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки» - «испарилась». Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог : А теперь послушайте, о чем говорят капли, когда падают из неплотно закрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет -
И нет водицы – нет, нет, нет.
С. Погорельскийй.
Педагог : Поэтому воду надо беречь. Как мы с вами можем это сделать?
Дети: Бережно расходовать водопроводную воду, плотно закрывать кран после мытья рук, посуды, не пускать слишком сильную струю и т. д.
Педагог : Нужно так же беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озер, потому что они защищают водоемы от пересыхания, нужно охранять родники. Мы должны быть бережливыми.
Так что же такое вода? (ответы детей)
Вода – это жидкость, она течет. Её можно налить во что – нибудь: в стакан, ведро, тарелку. Её можно вылить, перелить. Хотите попробовать перелить из одного стакана в другой? Подходите к своим столам, удобно устраивайтесь.
Опыт 1. Вода – это жидкость.
Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Педагог : ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) .Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Вода бесцветная.
(На столе у педагога лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой)
Педагог : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей). А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
(На столе у педагог стакан с водой, зеленка, марганцовка. Этот опыт проводит только педагог ). Я сейчас добавлю волшебный кристаллик и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой (ответы детей) . Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Педагог : А теперь, я предлагаю попробовать воду на вкус. (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? (ответы детей) . Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А теперь понюхайте воду. Пахнет вода чем – нибудь? (ответы детей)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Итог
Педагог : Итак, ребята, мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали.
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.
Вода бесцветная.
Вода безвкусная.
Вода не имеет запаха.
К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться экономно, бережно, не оставлять без надобности открытыми краны. Чем меньше мы будем тратить воды в своих домах, тем больше её
останется в реках и озёрах. И природа скажет нам за это «спасибо! ».