Самоанализ психологического занятия для младших подростков Зачем человеку правила с позиции системно — деятельностного подхода


Самоанализ психологического занятия для младших подростков
« Зачем человеку правила?»
с позиции системно - деятельностного подхода.
Занятие проведено Гончарук В.А., педагогом-психологом.
Тема занятия: «Зачем человеку правила? »
Возраст детей 11-12 лет
Занятие групповое, коррекционно-развивающее.
Цель: сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения
Задачи:
1.Дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений
2.Развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.
3. Формировать навыки адаптивного поведения через развитие чувств эмпатии, уважительного отношения к внутреннему миру окружающих.
Данная тема актуальна для младших подростков, т.к. одним из самых злободневных вопросов современного общества является проблема поведения. Младшие подростки в силу своих возрастных особенностей (ранимость, импульсивность, состояние амбивалентности) часто испытывают трудности в установлении социальных контактов из-за несформированности чувств эмпатии, меры, психологической возможности поставить себя на место другого).
Через стихотворно – игровую форму эмоционально- волевого настроя на работу перед учащимися была поставлена конкретная цель (главный вопрос), над достижением которой предстояло работать. На этапе целеполагания был определен план достижения поставленных задач, что способствовало развитию личностных, регулятивных УУД (психологический настрой, умение планировать деятельность и достигать намеченной цели), а также повысило уровень мотивации к процессу деятельности и конечному результату. Интерес к занятию был вызван использованием метода проблемного изложения материала (начиная с формулирования темы и до завершения основной части занятия). Заинтересованность деятельностью у учащихся поддерживалась применением интерактивных приёмов, стимулирующих познавательные, коммуникативные, мотивационно - личностные процессы развития: беседы в тренинговом режиме с применением наглядно-демонстрационного материала, аналитическая и проблемная беседа, упражнения: «Мост правил», «В мире правил».
Практическая значимость полученных знаний и умений подтверждалась через активизацию процесса эмоционального восприятия информации, сосредоточение на внутреннем «Я», ссылки на многовековую мудрость, литературные источники, исторические примеры, анализ актуальных ситуаций.
Содержание занятия соответствует теме, поставленным коррекционно-развивающим, образовательным задачам.
Для достижения цели и задач была выбрана следующая структура занятия:
* Приветствие;
* Целеполагание;
* Актуализация (создание мотивации через преодоление проблемной ситуации);
* Исследовательское упражнение с применением тренинговых форм взаимодействия;
* Релаксационное упражнение;
* Вопросно-ответное закрепление информации;
* Интеграция полученного опыта;
* Интерактивное закрепление материала;
* Рефлексия;
* Ритуал прощания.
Главный аспект занятия был сделан на активизацию социально-познавательной активности обучающихся:
а) создание положительного эмоционального фона;
б) использование упражнений практического тренингового характера, т.к. этот вид деятельности наиболее эффективен для отработки навыков поведения и общения;
в) связь содержания занятия с жизненным опытом детей;
г) использование ИКТ, яркого наглядного материала.
Построение каждого этапа занятия соответствует схеме: «Задача – деятельность учащихся – итог деятельности – контроль».
Методы проведения занятия – фронтальные, индивидуальные - выбраны обоснованно, соответствовали задачам занятия, были разнообразны, взаимосвязаны:
- метод проблемного изложения;
- интерактивная беседа в тренинговом режиме;
- аналитическая беседа;
- тренинговые упражнения;
- самостоятельное получение и фиксация информации;
- упражнение на релаксацию;
- психогимнастические упражнения.
Все выбранные методические приёмы направлены на комплексное формирование универсальных учебных действий личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера. Для повышения уровня эффективности интеграции полученного опыта в занятие было включено упражнение на самостоятельную работу с источниками информации (формулирование правил по материалам энциклопедий). Каждый ребёнок показал умения искать, получать, преобразовывать и представлять информацию (озвучивание составленных правил).
Содержание каждого этапа работы проводилось с учётом возрастных особенностей, потребностей, интересов детей. С самого первого этапа создавался положительный эмоциональный фон. В течение всего занятия поддерживалась доброжелательная атмосфера, был установлен длительный контакт. Эмоциональная окраска упражнений вводной и основной части занятия обеспечила такие психодинамические характеристики деятельности, как интенсивность, хороший темп, активность детей, психологическую гармонию между детьми и педагогом. Включение в содержание занятия релаксационного упражнения способствовало стабилизации психофизиологического состояния, снижению интеллектуально- эмоционального напряжения.
На каждом этапе занятия подводились итоги деятельности через организацию приёмов обратной связи.
На занятии была создана творческая атмосфера, т.к. дети могли рассуждать, прогнозировать, включать воображение; использовалась коллективная мыслительная деятельность. Коллективная деятельность на этапе закрепления знаний («Мост правил») позволила каждому ребёнку осознать свою принадлежность к коллективу, способствовала эффективному освоению норм и правил группового взаимодействия.
В ходе занятия поставленные задачи были полностью реализованы. Это показала рефлексия в конце занятия. Ответы на вопрос «Не зря ли мы с вами потратили время?» подтвердили продуктивность и качество проведённого занятия.
В продолжение занятия через словесные приёмы поощрения, эмоциональное поглаживание, активное использование положительной жестикуляции обеспечивалась положительная установка на учащихся. Общение с детьми отличалось проявлением эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, что существенно подкрепляло ситуации успеха для каждого ребёнка.